Тайны ядовитых растений

Публикация

Автор публикации: Роева Ирина Николаевна
МБУ ДО ХМР п.Бобровский

 

Здравствуйте уважаемые коллеги!


Предлагаю вашему вниманию разработку занятия «Тайны ядовитых растений». Данный материал может быть полезен и на уроках биологии, и на занятиях объединений эколого-биологического направления, и для проведения внеклассных мероприятий.

Каждый год с наступлением весны и пробуждением растительного и животного мира вновь и вновь приобретает свою актуальность данная тема. Незнание опасностей, которые таит в себе лес, может привести к тяжёлым последствиям, как для взрослых, так и для детей. Знать ядовитые растения – значит обезопасить себя и возможно спасти ещё чью-то жизнь.

Занятие «Тайны ядовитых растений»
Цель занятия: Сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений, раскрыть значение ядовитых растений в природе и в жизни человека.

Задачи:
Развивающие

Развивать познавательные способности ребят; логическое мышление, восприятие, память, наблюдательность, кругозор; развивать интерес к знаниям о живой природе, развивать навыки самообразования.
Обучающие

Расширить знания учащихся о ядовитых растениях; развивать умения различать ядовитые растения от неядовитых; формировать знания об экологической целостности природы.
Воспитывающие

Воспитывать экологическую культуру; бережное отношение ко всему живому; вызвать интерес к познанию тайн природы; формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Ход занятия.

Учитель:
С древних времён человек, пытаясь выжить, искал съедобную пищу, пробуя растения на вкус. Не все растения оказывались пригодны для еды, попадались ядовитые. Люди гибли, так в процессе эволюции были выявлены растения опасные для человека и животных.
С развитием науки и техники у человека отпала необходимость в собирании растительной пищи, и люди позабыли о ядовитых свойствах растений.
Иногда, мы даже не предполагаем, что растения, которые мы часто видим около дома, на даче, в лесу или на поляне могут быть смертельно опасными. Такие растения необходимо знать всем людям, чтобы сохранить здоровье, а порой и жизнь.

Вы уже догадались, что сегодня на нашем занятии, мы познакомимся с ядовитыми растениями. (Преподаватель обращает внимание ребят на доску, где написан проблемный вопрос).

Перед вами вопрос, на который, вы дадите ответ в конце нашего урока.
– Нужны ли человеку ядовитые растения?
– Как вы думаете, какие растения называют ядовитыми?

(ответы детей)
Молодцы, всё верно! Итак, ядовитыми называют растения, которые вырабатывают и накапливают ядовитые вещества, вызывающие отравления человека и животных.

1.Ученик:
В мировой флоре известно более 10 тыс. видов ядовитых растений. Растут они, главным образом, в тропиках и субтропиках, но много их и в странах умеренного и холодного климата; в России их около 400 видов. В Тюменской области произрастает около 50-и видов растений, способных вызвать отравления.

2.Ученик:
Разные виды ядовитых растений могут вырабатывать одно или несколько ядовитых веществ, эти ядовитые вещества могут содержаться как во всем растении целиком, так и в отдельных его частях: в листьях или в семенах, в коре или в стебле. Например, у мака ядовиты и стебли, и листья, даже семенные коробочки, но не ядовиты семена. А такое растение, как вороний глаз всё целиком ядовито. У ландыша ядовит корень и плоды-ягоды, детям даже прикасаться к ним нельзя.

Учитель: — А теперь послушайте лесную сказку “Ландыши” (Ученики разыгрывают сказку по ролям.)
Сказка “Ландыши”
Участники: Зайка, бельчонок, лисёнок, волчонок.

—Куда это вы торопитесь? — спросил Зайка у пробегающих мимо него зверей.
—На поляну, где растут заячьи уши! — ответил Лисенок.
—Как?! — удивился малыш. — Разве могут в лесу расти мои уши?!
—Лес — это сказка, а в ней можно встретить что угодно, — перепрыгивая с ветки на ветку, ответил Бельчонок.
—А можно я побегу с вами? Я тоже хочу посмотреть, как из земли растут мои уши.
—Тогда догоняй нас! — крикнул Волчонок.
  И Зайка вприпрыжку побежал за малышами.
—Стойте! — остановил Лисенок своих друзей. — Вот и заячьи уши.
—Ха-ха-ха! — засмеялся Зайка. — Разве это уши? Это же самый настоящий ландыш.
—Но его еще называют заячьими ушами, — пояснил Бельчонок. —Посмотри, у каждого растения по два длинных заостренных листа, ну точь-в-точь как твои уши.

Вокруг благоухал майский ландыш. На тоненьком стебелёчке висели чудесные белоснежные цветки. Они были похожи на крошечные игрушечные фонарики.
—Как красиво! — Лисенок не мог оторвать глаз от цветков.
—А как они чудесно пахнут! — Бельчонок лапками взял цветок и понюхал.
—И какие они забавные эти зеленые уши, — добавил Зайка.

Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту же поляну, где росли белоснежные цветы. Но вместо цветков на стебельках висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.
—Зачем ты их трогаешь? — поинтересовался Лисенок.
—Хочу съесть!
—Ты что, выбрось! Ягоды ландыша! — испугался за друга малыш. — Ими можно отравиться.
—Пусть лучше они опадут, — Бельчонок прыгнул на дерево. — Из них вырастут новые ландыши. А мы каждую весну будем сюда прибегать и любоваться красивыми цветками.”

Учитель: Понравилась вам сказка?
• Какое название, связанное с именем животного, получил ландыш? Почему?
• На что похожи цветы ландыша?
• Какого цвета ягоды этого растения?
• Ландыш – это растение ядовитое или нет? Обоснуйте свой ответ.

Ландыш – растение, которое не растёт в наших таёжных лесах, но его можно увидеть в палисадниках, клумбах и цветниках жителей нашего посёлка. В его цветах спрятан нежный аромат, но его оранжевые плоды и корень-луковица таят в себе смертельную опасность, даже вода, в которой стоит букет ландышей, становится ядовитой. Ландыш – редкое растение, он занесён в Красную книгу России, а значит, подлежит охране.

1.Ученик:
В наших лесах есть растение очень похожее на ландыш – это майник. Растение цветет с середины мая до половины июля. Цветы белые, мелкие, душистые, собраны в маленькую кисть. Растет майник в сосновых и берёзовых лесах. Ягоды растения ядовиты.

Учитель:
В народной медицине майник двулистный известен как сердечное средство, водный настой травы принимают внутрь при «слабости в ногах». Свежие листья прикладывают к опухолям для размягчения и рассасывания. Сухие листья используют вместо чая.
Послушайте внимательно,
Отгадайте обязательно!

У прутика – лилипутика –
Два зелёных лоскутика,
Да свисают бусинки,
Белые, малюсеньки.
Как лето повисели,
Бусы – покраснели.
(майник двулистный)
Пахучий кустарник на кочке растет,
Болото собой украшая.
Неярко, но пышно весною цветет –
Багульник – аптека лесная.
( В.Г. Рубцов)
– Ребята, о каком растении говорится в стихотворении?
( о багульнике)
• Где растет багульник? ( на болоте, на кочках)
• Почему в стихотворении говорится о том, что багульник украшает собой болото?
( багульник красивый, пышно цветет)
• А как вы думаете, почему автор говорит о том, что «багульник – аптека лесная»? ( лекарственное растение)

2.Ученик:
Багульник – вечнозеленый низкорослый кустарник из семейства вересковых высотой до 1м. Растет на болотах и во влажных хвойных лесах, образуя большие заросли с голубикой. Листья кожистые, блестящие, темно-зеленые с завернутыми вниз краями с опушением на нижней стороне. Цветки у багульника белые, их достаточно много, на верхушке веточек цветки похожи на белые зонтики. Цветет багульник с мая по июль.

Беседа по вопросам:
• Как можно узнать багульник в зимнем лесу?
( Багульник – вечнозеленый кустарник, значит, его листья останутся зелёными и зимой)
• Багульник растет на болоте, но мы встречаем его и в нашем хвойном лесу. Объясните, почему?
( Если в лесу много влаги, то он может вырасти и в лесу)
• Как вы думаете, почему в народе багульник называют «головолом» и «болотная дурь»?

(ответы детей)
Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, я предлагаю вам внимательно прослушать отрывок из произведения А.Тамбиева

1.Ученик читает отрывок:
«Что растет на болоте»
Когда идешь по болоту в жаркий летний день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь, и голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. Это все от запаха багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло. Если где-нибудь случайно услышишь запах багульника, то сразу вспомнишь болото, его запах ни с чем не спутаешь!
Запах багульника одурманивающий, поэтому в народе его и называют «болотная дурь», а «головоломом» его прозвали потому, что пьянящий запах растения в солнечные дни может вызвать головные боли.

Учитель:
• Чем может быть полезно это растение для человека?
(ответы детей)
Оказывается, водный настой травы обладает потогонным, обезболивающим и успокаивающим действием. Немецкая народная медицина рекомендует настой травы при боли в ногах.
ВНИМАНИЕ! Багульник болотный – очень ядовитое растение и яд несут все его части, так что обращаться с ним следует осторожно.
И для того, чтобы сделать лекарственный настой или мазь, необходимо точно знать, как лекарство делают.
А еще багульник – это излюбленное народное растение для лечения домашних животных, особенно свиней.
В домах и амбарах веточки багульника раскладывали по углам, чтобы едким запахом отпугнуть мышей и домашних насекомых. Листьями багульника пересыпают одежду для предохранения от моли.
Вопросы для закрепления.
• Чем багульник опасен для человека?
• Какую пользу приносит багульник человеку и животным?

(ответы детей)
Вижу, сильно вы устали.
Позову весельчака.
Проведёт он физминутку
Всем понравится она.
(появляется весельчак – ребёнок в костюме клоуна или скомороха)
Физкультминутка
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!
А теперь тихонько сели.
(Выходит ребенок в костюме аконита.)
Этот цветок совсем не знаменит,
Зовется очень просто – аконит.

Аконит:
Я ядовит, меня не стоит рвать
Но непременно нужно охранять!

Учитель:
Экстрактом этого растения натирали наконечники стрел и копий, предназначенных для охоты на волков, пантер и других хищников. В Непале аконитом отравляли питьевую воду для защиты от нападения врагов; мясо коз и овец, отравленных аконитом, использовали для приманки крупных хищников.
В Древнем Риме из-за ярко окрашенных цветков он пользовался успехом как декоративное растение, его выращивали в садах. Однако римский император Траянус в 117 году запретил выращивать аконит, так как были часты случаи подозрительных смертей от отравлений.

Аконит:
Всё растение ядовито. Ядовит даже мед, содержащий пыльцу. В средневековой Европе аконит известен только как яд. Но в Китае он входит в состав болеутоляющих лекарств. Врачи Тибета и Китая, зная о сильной ядовитости растения, перед употреблением подвергали его длительной и сложной обработке. Первые попытки европейской медицины использовать аконит как лекарственное растение относятся к XVIII веку, причем использовали как клубни, так и листья, и цветки.
В настоящее время корневища используют наружно при лечении многих тяжёлых заболеваний.

Учитель:
А сейчас я предлагаю вам узнать, что сейчас происходит в сказочном лесу?
(Учитель читает стихотворение «Вкусный суп», звучит музыка).

Ведьма суп варить решила.
Змей сушёных покрошила,
Развела большой костёр
И поставила котёл.

Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор.

Для приправы-бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…

Супчик вышел то, что надо:
Целых двадцать литров яда!

– Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему?

( Ответы детей).
В одной легенде описан сад колдуньи, в котором цвели ядовитые растения. Люди обходили стороной это опасное место, а сама хозяйка по ночам при свете луны собирала ядовитые плоды и цветы и варила дурманящие и убийственные зелья.

Ни одно из творений природы не несёт в себе зла, но дурные цели порождают злобные средства.
Я предлагаю вашему вниманию загадки о растениях, произрастающих в ведьмином саду:
 Из плодов какого растения получают сердечные лекарства?
(ландыш, майник)
 Запахом какого растения можно отравиться, собирая голубику?
(багульник болотный)
 Плоды какого кустарника называют волчьими?
(волчье лыко)
 Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)
 Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжет мою макушку,
Сделать хочет погремушку.
(Мак)
 Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки)
 На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
(Ландыш)
 Стоит дуб, полон круп.
Шапочкой накрыт,
Гвоздиком прибит.
(Мак)
А теперь предлагаю вам внимательно посмотреть сказку и ответить о каком растении говорится в сказке (инсценировка сказки по ролям)
«Частуха».

Участники: бабочка, лягушка, автор.
— Неужели подорожник в воду переселился? — удивилась пролетающая около лесного озера Бабочка.
У самого берега из воды торчали листья, похожие на листья подорожника, только размером побольше.

— Ква-а-а! Какой же это подорожник? — рассмеялась Лягушка.— Это частуха, растение такое. Селится оно по сырым и топким местам.
— И все-таки это подорожник! — настаивала на своем Бабочка.
— Ква-а-а! Спорить с тобой не буду. Прилетай через недельку-другую. Тогда и посмотрим, кто из нас прав.
Улетела Бабочка. А через день там, где были листья растения, показался маленький стебелек. С каждым днем он становился все выше и выше. И вот на нем уже покачивались бело-розовые цветки.
— Ответь мне, красавица,— Лягушка обратилась к вновь прилетевшей Бабочке.— Бывают ли у подорожника бело-розовые цветки?
— Нет, не бывают.
— Ква-ква! Значит, кто из нас прав? — улыбнулась квакушка.
— Конечно, ты!
Бабочка порхала над цветами частухи и внимательно их рассматривала.
— Какие они красивые,— восхищенно прошептала она.
— Цветы-то у частухи красивые, а само растение ядовито. Поэтому животные его и не едят,— пояснила Лягушка и нырнула в воду.
Как только лето перевалит за середину, цветов частухи уже не найти. Только по листьям, похожим на листья подорожника, можно узнать это растение. Лишь они одни продолжают виднеться из воды до самой осени.

Вопросы для контроля:
• Где любит селиться частуха?
• На что она похожа?
• С каким растением ее можно спутать?
• Какие у частухи цветки, на что они похожи, на чём они растут?
• Говорят, что это растение опасно. Почему?
(выходит ребенок в костюме волчьего лыка).

Волчье лыко:
Я – Волчье лыко, цвету ранней весной. Я небольшой кустарник, состоящий из 2-3 побегов. Ужасно не люблю образовывать заросли.

Учитель: А почему у растения такое странное название?

Волчье лыко:
Мою веточку очень трудно отломить, вот русский народ и окрестил меня лыком, которое, как известно трудно разорвать и поэтому из него делают веревки и ткани.

Учитель:
А волчьим его зовут из-за того, что по легенде, будто бы некогда волк опоздал на совет зверей, где давали названия растениям. Ни одно из них не получило имя волка. Раздосадованный зверь стал сдирать кору с растущего рядом кустарника. Чтобы утихомирить хищника это растение и назвали волчьим лыком.

Волчье лыко:
Когда на деревьях еще не распустились листья, я зацветаю очень красивыми бело-розовыми цветами. Они сидят прямо на ветках и источают нежный аромат. Правда он может вызвать у человека головную боль, поэтому долго вдыхать его не следует.

Учитель:
Цветение волчеягодника непродолжительно. Цветки быстро бледнеют и опадают. Вскоре на концах побегов появляются небольшие сильно вытянутые листья.

Волчье лыко:
А на месте цветов у меня появляются плоды горошины. Сначала они зеленые, мало заметные в сумерках леса, но к осени становятся ярко-красными. Плоды прочно сидят на моих ветках, словно приклеенные.

Учитель:
Внимание!
Ягоды волчьего лыка ядовиты! Ядовито и все растение, его листья, ветви, корни. Даже от прикосновения к влажной коре на кожу может попасть сок растения, который может вызвать воспаления, язвы, волдыри, а наряду с ними и общее отравление организма. Растение опасно и для детей и для взрослых. Поэтому в лесу лучше пройти мимо волчьего лыка, не трогая его.

Волчье лыко:
И некоторые животные предпочитают меня не трогать. Но зато птицы склевывают мои ягоды без всякого вреда для себя. А пчелки – мои подружки, без вреда для себя и меда собирают мой сахаристый сок, во время цветения ранней весной.

Учитель:
Ребята, оказывается, даже ядовитое растение может приносить пользу, т.к. оно является растением – медоносом. А мед полезен? (Ответы детей).
Спасибо тебе, Волчье лыко. Теперь мы с ребятами знаем, что волчье лыко – ядовитое растение, но не бесполезное, потому что является медоносом. Ягоды его очень ядовиты для человека.
(Волчье лыко уходит)

1.Ученик:
Увидел ягодки на ветке красные,
Остановись, задумайся дружок
Возможно, ты попробовал лишь несколько
Но это был смертельный твой часок.

Учитель:
Помните ребята, ядовитое растение не виновато, что его таким создала природа. Волчье лыко внесено в Красную книгу ХМАО,его нельзя трогать, а необходимо беречь и охранять. Запомни! Волчье лыко – смертельно ядовито!
А теперь отгадайте загадку.

2.Ученик:
Любит жить на лугу,
На сыром берегу,
А цветок большая чашка,
Ярко-желтая рубашка.
(калужница)

Учитель:
Талая вода затопила луга, долины рек, по дну каждого оврага потекла небольшая речушка. Но стоит уйти большой воде, как сразу же появятся желто-зеленые заросли. Это зацвела калужница болотная.
(Звучит тихая музыка)

1-й чтец:
Появилась она не вдруг,
До цветенья росла под водой.
Незаметна, тиха и мила,
Со своей красноватой листвой.

2-й чтец:
Но теперь, когда из под воды,
Толстый стебель на сушу пришел
Ярко-желтые чудо-цветы,
Этот стебель с собою привел.

3-й чтец:
Полюбуйтесь скорей красотой
Но не рвите в букеты цветы
На глазах увядает букет,
А еще ядовиты они.

Учитель:
Яркие цветы калужницы хорошо заметны над темной водой. И летят к этим цветам за пыльцой и нектаром самые разные насекомые. И первая среди них – пчеле труженица и шмели.

4-й чтец:
Возле мелких лужиц,
Звездочки калужниц,
Засияли, зацвели,
Полетели к ним шмели.
Отцветут цветы калужницы
И появятся плоды
А когда пригреет солнышко.
Треснет плодик у воды.
Семена на воду сыпятся
И плывут себе в ручье,
Чтоб калужницы прекрасные
Расцветали по весне.

Учитель:
Да, ядовита нарядная калужница. Листья ее в рот брать нельзя. А вот если вы обожжете у костра руку, приложите к этому месту листочек калужницы, и боль скоро пройдет.
Ядовито растение и для домашних животных. Но если калужница высохнет и попадет в сено, не страшно: в сухой калужнице яда нет.
Вашему вниманию предлагаю карточки с заданиями.
Ребята, сегодня мы познакомились с ядовитыми, опасными, но все же очень красивыми и полезными растениями.

Вопросы для закрепления:
• Какие опасности нас подстерегают во время прогулки по лесу?
• Дайте определение, какие растения называют ядовитыми?
• Назовите ядовитые растения, с которыми вы познакомились сегодня на нашем занятии.
• Почему случаются отравления?
• В чём опасность и в чём польза ядовитых растений для человека и животных?
• Мы постоянно говорим об охране природы, растений и животных, а как вы думаете, ядовитые растения подлежат охране или нет?

Теперь вы готовы дать ответ на главный вопрос нашего занятия:
– Нужны ли человеку ядовитые растения?
(ответы детей)
Необходимо помнить о том, что природа, как огромный слаженно работающий механизм, в котором нет лишних деталей. Ядовитые растения доказали своё право на существование своими целебными свойствами.

1.Ученик:
“На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой”.
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречено глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели”.

2.Ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Учитель:
– А закончить наше занятие мне хотелось бы вот таким стихотворением:
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька.
Пусть солнце освещает нашу Землю
Ласкает лунным светом пусть луна.
У нас с тобой прекрасная планета,
Так пусть же вечно будет жить она!

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.

Литература
Экология для младших школьников: учеб. метод. пособие для учителя. 1-4кл./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др.; под ред. Г.Н.Гребенюк. изд. 2.- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-410с.: ил.
Найденко, С.В. Ядовитые растения России: справ. Пособие/ С.В.Найденко – М.: Чистые пруды, 2007. – 32с.:ил.(Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып.1 (13)).
Гриценко, П.П. Ядовитые растения Тюменской области/ П.П.Гриценко -Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. – 194с.
Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях/ Н.Ф.Золотницкий – Киев «ДОВИРА», 1994. – 255с.
Онегов, А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы/ А.С.Онегов. – М.: Пед.-Пресс, 2000. – 112с.: ил.
Использованы сказки с сайта «ЛЕСНОЙ МИР Сказки о лесе»

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.