Использование инновационных образовательных технологий в преподавании истории и права
Автор публикации: Босякова Светлана Анатольевна
г Сургут, АУ “Сургутский политехнический колледж”
Использование инновационных образовательных технологий в преподавании истории и права
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, современный выпускник – это человек «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».
Если говорить об историческом образовании, это – развитие у учащихся исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии, оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Исследование по данной теме выявляет противоречия: между требованиями к подготовке учащихся и низкой мотивацией к обучению.
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.
Визуализация (от лат. visualis – зрительный) – создание условий для зрительного наблюдения. В общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.).
Активное применение визуальных методов дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности — возможность усваивать не совокупность готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении объема информации в мире в целом.
Современное преподавание истории и права должно быть нацелено на формирование у студентов таких способностей и умений, которые помогут ему в любой ситуации личной или профессиональной жизни достичь положительных результатов. То есть – ключевых компетенций.
Итак, цель компетентностей – помочь обучающему адаптироваться в социальном мире. Это возможно при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности, позволяющих овладевать социальным опытом:
- Ценностно-смысловая компетенция.
- Общекультурная компетенция.
- Учебно-познавательная компетенция.
- Информационная компетенция.
- Коммуникативная компетенция.
- Социально-трудовая компетенция.
- Компетенция личностного самоусовершенствования.
Формирование ключевых компетентностей становится основным результатом образовательной деятельности. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Таким образом, основной целью образования является: научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
Современные образовательные технологии: проблемного обучения, интерактивные формы обучения, проектные методы, ИКТ, дебаты универсальны в применении на любом уроке по любому учебному предмету. Они формируют умение концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию, вести диалог с собеседником.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и права текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять преподавателем и студентам в учебной деятельности различные источники информации.
У обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:
1.Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)
2.Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)
3.Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
4.Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов) Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.
5.Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)
6.Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь) Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины, обществознание, право, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.). Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Обучающиеся должны стать активными участниками этого процесса. В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, научно-исследовательскую деятельность, проектные методы обучения. В процессе применения технологий на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Очень важно, чтобы каждое занятие имело для обучающихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Особенно актуально изучение темы «Избирательное право», «Гражданское право», «Административное право», «Правовое государство и гражданское общество», «Трудовое право» и т.д..
Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, так как обучающимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; представлять результаты деятельности группы, выступая перед классом. Преподавание истории и права с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами: развитием массовых коммуникаций, расширением информационных возможностей Интернета. Информационная компетентность успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ (создание мультимедийных презентаций, клипов, информационных роликов).Необходимость подготовки нового человека, способного решать быстро и качественно сложные задачи, творчески рассматривая проблему, поставила перед образованием задачу формирования исследовательской компетентности.
Становление исследовательской компетентности представляет собой процесс перехода обучающегося в позицию исследователя, осуществляемый через внутренний источник личностного развития, в рамках которого обеспечивается свобода выбора цели, способов и средств её реализации, ориентация на деятельность, включающую процесс рефлексии. Становление исследовательской компетентности – это процесс целенаправленного, закономерного развития навыков и умений целеполагания, достижения цели в исследовательской деятельности. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности, формируется исследовательская компетентность.
Мотивационно-потребностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений к миру, к деятельности, к окружающим людям, к самому себе, к своим способностям, их развитию. Осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования и др., которые ставит учащегося в активную позицию исследователя овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания исследовательской деятельности.
Когнитивный компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучающихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности.
Сформированный познавательный интерес к истории России и глобальным проблемам человечества определяет уровень формирования исследовательской компетентности.
Доступ к информационным ресурсам сети Интернет позволяет сделать процесс становления исследовательской деятельности более мобильным, индивидуальным, более доступным для всех обучающихся.
Список литературы
- Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе, Педагогика 2012, № 10, с. 8-14.
- Крючкова О.В. Комплексная информатизация образования, Минск: Красико-Принт, 2010, 176 с.
- Полонский В.М., Словарь по образованию и педагогике, М.: Высшая школа, 2004.
- Степанов С.В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
- Шитов С.Е., Компетентностный подход к образованию как необходимость, мир образования, 2012, №4