Национальное образование – гуманное образование

Национальное образование - гуманное образование

Публикация

Автор публикации: Шаталова Наталья Ивановна

Национальное образование – гуманное образование. Так ли это? Каково соотношение нравственных и национальных ценностей в образовании? Из каких основ преимущественно строится воспитание граждан России: общечеловеческих или национально-патриотических?

Здесь нет подвоха, только искреннее желание разобраться в том, каким курсом плыть дальше, чтобы не сесть на мель и не нарваться на новые рифы.

Что же такое нация? Это не готовая субстанция или существо, выраженное одним “принципом”. Нация никогда не закончена, она творится. Ее жизнь не простое выявление какого-то начала, но непрерывное развитие, сопровождающееся расширением разрешаемых задач и постановкой для себя все новых и новых целей деятельности.

Нация есть не готовая и законченная данность, но живой и постепенно осуществляющийся процесс. И чтобы он шел активно, надо определить национальную идею.

Есть твердая уверенность, что наша национальная идея – это дети. И тут дело не в программах и формулах, а в том живом духе наставничества, который передается от учительства к ребенку. Педагог имеет дело с ожерельем золотых ключей, при творческом использовании которых сможет открыть восходящую истину воспитания и образования подрастающего поколения.

На мой взгляд, национальное образование – это уже не столько проявление фактически существующей народной души, сколько приобщение к культурному преданию, накопленному творческими усилиями всего народа, его традиций, образовательный слой.

Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания души и сердца, раскрытия личности, ее талантов, интеллекта, неповторимости. Тысячелетия ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей и сегодняшнего дня гуманное мышление стало основой миропонимания и творчества. Вот почему эпоха сердца и духовности, взаимности и любви, к которой движется человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является педагогическое мышление.

Источниками этой основы, этой высшей формы   действительности является как классическое, так и современное творчество. Причем, и то, и другое надо рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее чаша мудрости. Этот сосуд неподвластен времени и пространству, ибо вечен, но каждое поколение может взять из него столько, сколько в состоянии взять, и обогатить настолько, насколько в состоянии это сделать.

Эта педагогика принимает ребенка таким, каков он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке безграничность, готовит его к служению эволюционным технологиям человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют любовь, оптимизм, высокая духовность. Она в основу всякого становления кладет утверждающее развитие гражданственности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы деятельности связаны с созиданием облагороженного человека.

И как ни утверждай, что педагогика – древняя наука и мы имеем дело с океаном учебных и воспитательных мыслей и идей, в действительности нет никакого океана, а есть чаша мудрости, которая может уместиться на ладони. И учитель дает ученику испить из нее, помогает сформировать отношение к мировому целому, представление о вселенной и о месте в ней, создает мировоззрение. А без него нет человека как личности. Образование есть ничто иное, как образование философии жизни, идущей параллельно с развитием ребенка.

Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, основы которых заложены в Законе об образовании, Концепции модернизации образования, Национальной доктрине образования.

Следовательно, национальное образование – это, в первую очередь, гуманное образование, построенное на общечеловеческих, национальных, патриотических ценностях.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.