Публикации педагога.

Способ поделиться опытом, наработками, методиками для развития педагогической деятельности.

Город Сердобск Пензенская область
МОУ СОШ №6 им. Н.Кузьмина.

Разделитель
Внеклассное чтение по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие». Тема: «Женские образы в современной военной прозе». Запись на доске: «Мне вообще нравятся люди, которые негромко живут, но если надо, идут в бой, на смерть, знают, во имя чего спасают тонущего ребенка, мчатся в ночь к больному человеку, строят город в пустыне» Б. Васильев «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. А женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами» Б. Васильев Дисгармония – несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо. Гармония – стройное сочетание, взаимное соответствие. Слово учителя. Урок внеклассного чтения по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» хочу начать словами самого писателя. «Каждый писатель пишет о своем времени, какой бы темы или эпохи он не коснулся. И я написал о том, что знаю. О моем поколении… Опыт поколения – это и биография героев и выстраданное самим собой». Тема Великой Отечественной войны всегда волновала и волнует нас, а повесть привлекает и тем, что героини – девушки, только что вступающие в жизнь, они по возрасту близки старшеклассникам, их восприятие жизни, их чувства, их мысли близки вам, школьникам. И хотя в повести рассказывается о далеких днях войны, тема ее, основной пафос близки и понятны каждому. Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчеркивает,что повесть, прежде всего, адресована молодежи.   «Я хотел рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными их современницами. И в то же время девочками 30х годов.»   Писатель исследует нравственные истоки героизма народа в Великой Отечественной войне. Мы становимся свидетелями будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому спокойном глухом разъезде в Карелии. В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нем так, что за ним встает вся минувшая война – о ее страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого разлада подчеркнут в названии повести, и усугубляется тем, что герои ее – девушки вынуждены заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя долга перед Родиной. Знакомство с биографией писателя. Б. Л. Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом –кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие» – первое прозаическое произведение. Напечатано в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился». Писатель вспоминает: «…замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва кончив десятый класс, в первые дни войны, точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смерти, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – больная и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…» Контраст становится в повести одним их основных средств раскрытия ее идейного смысла, само название – контраст тому, о чем рассказывается в ней. Вопросы к повести. – Где происходит действие, какие события описаны в повести? – Художественный пересказ о Рите Осяниной. – Художественный пересказ о Жене Комельковой. Вывод: Нас не могут не восхищать отчаянная храбрость, самоотверженность, сила воли девушек. -Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171 разъезде? Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчеркивает, что девушки, озорные и веселые, ведут себя не так, как положено на войне. (постирушки, «трещали», как сороки, загорали) Когда читаешь начало повести, сначала не ждешь, даже не предполагаешь такого трагического конца. Как-то все просто и обычно. На задание идут весело, просто, их не страшит враг силою до 2х фрицев. Может быть, поэтому больно читать о том, как они гибнут. Не знали ни любви, ни материнства. Ничего не видели, были молодыми. Их и бойцами нельзя назвать. А многие погибали, защищая страну. – Что привело девушек на фронт? О том, какой личный счет с врагом у Жени и у Риты, было рассказано. Вспомним прошлое Сони Гурвич, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак. Лиза Бричкина – нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, ощущение завтрашнего дня. (в нее было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места) СоняГурвич – талант, любовь к поэзии, театру. Галя Четвертак – фантазия, мечтательность, воображение. Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как глупо, несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. – Сопоставим героинь повести с теми девушками, о которых пишет Ю. Друнина. (Стихи Ю. Друниной.) Поэтесса доказывает возможность присутствия и активной деятельности женщины на фронте. Она гордится своими девчатами в кирзовых сапогах, сражающимися в самом пепле, где рвутся снаряды, где кровь и смерть. Так бы могли написать о себе и своих подругах Женя Комелькова, Рита Осянина. Но не так пишет Васильев. Его отношение к ним – отношение старшего, сильного, умудренного опытом человека, понимающего, что война и женщина – понятия несовместимые. – Как ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают? – Почему погибла Лиза? Она была опытнее других? (Стремились выполнить приказ Васкова.) -Почему Ж. Комелькова не затаилась, а приняла бой? Она хотела чем-нибудь помочь смертельно раненной Рите и Васкову, который должен довести дело до конца. Она понимала, что, уводя в сторону боевых товарищей, она спасает их от верной смерти. – Права ли Рита, выстрелив себе в висок? Рита 2 раза выручает старшину. Принимает огонь на себя. Смертельная рана, не желает быть ему обузой. – Как погибли Соня и Галя? Можно ли их осуждать за нелепую смерть? (Соня убита ножом в грудь.) Б. Васильев. «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была намного труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Г. Четвертак об этом. – Правы ли Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании? – Как расценивает поведение Гали Федот Васков? – Почему он берет в разведку Галю? Ответы в повести. – Можно ли осуждать их за нелепую смерть? Растерянность, хрупкость. Виновата война, где гибнут юные девушки. – Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? (Бесстрашно перебрались через болото, при встрече с немцами не пали духом. Когда надо было сделать, чтобы немцы пошли в обход, разыграли сцену с лесорубами. Погибли как герои, защищая родину.) – Почему все девушки погибают? (Война жестокая. Гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Немцев было много, а их шесть, воевать не умеют.) На читательской конференции Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: «…надо  иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь старшина и 5 неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.»   – С какими героями литературы мы могли бы сравнить Федота Евграфовича? (Андрей Соколов усыновил Ванюшу, опытный, мужественный, душевный Федот Е. Васков – Альберта, сына Риты, сироту.Оба советские люди, умеют переносить всякие трудности). – Почему так названа повесть? Удивительное, скромное, протяжное название. Заглавие подчеркивает ужас, дикость войны в прекрасных карельских лесах. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, а зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, соблюдая, как и прежде, тишину. Выразил главную мысль: девушки погибли во имя светлого будущего, чтобы было голубое, безоблачное небо, тихие зори, никогда не знали войны. Заглавием повести Васильев выражает протест против войны. Вопросы анкеты: Кто из героев понравился больше всех? Какие эпизоды произвели сильное впечатление и почему?

СРЦН "Причал надежды"

Разделитель
СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ООД III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ООД IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИАГНОСТИКА СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Рабочая программа по

Роева Ирина Николаевна

МБУ ДО ХМР п.Бобровский

Разделитель

Здравствуйте уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию разработку занятия «Тайны ядовитых растений». Данный материал может быть полезен и на уроках биологии, и на занятиях объединений эколого-биологического направления, и для проведения внеклассных мероприятий.
Каждый год с наступлением весны и пробуждением растительного и животного мира вновь и вновь приобретает свою актуальность данная тема. Незнание опасностей, которые таит в себе лес, может привести к тяжёлым последствиям, как для взрослых, так и для детей. Знать ядовитые растения – значит обезопасить себя и возможно спасти ещё чью-то жизнь.

Занятие «Тайны ядовитых растений»
Цель занятия: Сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений, раскрыть значение ядовитых растений в природе и в жизни человека.
Задачи:
Развивающие

Развивать познавательные способности ребят; логическое мышление, восприятие, память, наблюдательность, кругозор; развивать интерес к знаниям о живой природе, развивать навыки самообразования.
Обучающие

Расширить знания учащихся о ядовитых растениях; развивать умения различать ядовитые растения от неядовитых; формировать знания об экологической целостности природы.
Воспитывающие

Воспитывать экологическую культуру; бережное отношение ко всему живому; вызвать интерес к познанию тайн природы; формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Ход занятия.
Учитель:

С древних времён человек, пытаясь выжить, искал съедобную пищу, пробуя растения на вкус. Не все растения оказывались пригодны для еды, попадались ядовитые. Люди гибли, так в процессе эволюции были выявлены растения опасные для человека и животных.
С развитием науки и техники у человека отпала необходимость в собирании растительной пищи, и люди позабыли о ядовитых свойствах растений.
Иногда, мы даже не предполагаем, что растения, которые мы часто видим около дома, на даче, в лесу или на поляне могут быть смертельно опасными. Такие растения необходимо знать всем людям, чтобы сохранить здоровье, а порой и жизнь.
Вы уже догадались, что сегодня на нашем занятии, мы познакомимся с ядовитыми растениями. (Преподаватель обращает внимание ребят на доску, где написан проблемный вопрос)
Перед вами вопрос, на который, вы дадите ответ в конце нашего урока.
– Нужны ли человеку ядовитые растения?
– Как вы думаете, какие растения называют ядовитыми?
(ответы детей)
Молодцы, всё верно! Итак, ядовитыми называют растения, которые вырабатывают и накапливают ядовитые вещества, вызывающие отравления человека и животных.
1.Ученик:
В мировой флоре известно более 10 тыс. видов ядовитых растений. Растут они, главным образом, в тропиках и субтропиках, но много их и в странах умеренного и холодного климата; в России их около 400 видов. В Тюменской области произрастает около 50-и видов растений, способных вызвать отравления.
2.Ученик:
Разные виды ядовитых растений могут вырабатывать одно или несколько ядовитых веществ, эти ядовитые вещества могут содержаться как во всем растении целиком, так и в отдельных его частях: в листьях или в семенах, в коре или в стебле. Например, у мака ядовиты и стебли, и листья, даже семенные коробочки, но не ядовиты семена. А такое растение, как вороний глаз всё целиком ядовито. У ландыша ядовит корень и плоды-ягоды, детям даже прикасаться к ним нельзя.
Учитель: — А теперь послушайте лесную сказку “Ландыши” (Ученики разыгрывают сказку по ролям.)
Сказка “Ландыши”
Участники: Зайка, бельчонок, лисёнок, волчонок.

—Куда это вы торопитесь? — спросил Зайка у пробегающих мимо него зверей.
—На поляну, где растут заячьи уши! — ответил Лисенок.
—Как?! — удивился малыш. — Разве могут в лесу расти мои уши?!
—Лес — это сказка, а в ней можно встретить что угодно, — перепрыгивая с ветки на ветку, ответил Бельчонок.
—А можно я побегу с вами? Я тоже хочу посмотреть, как из земли растут мои уши.
—Тогда догоняй нас! — крикнул Волчонок.
И Зайка вприпрыжку побежал за малышами.
—Стойте! — остановил Лисенок своих друзей. — Вот и заячьи уши.
—Ха-ха-ха! — засмеялся Зайка. — Разве это уши? Это же самый настоящий ландыш.
—Но его еще называют заячьими ушами, — пояснил Бельчонок. —Посмотри, у каждого растения по два длинных заостренных листа, ну точь-в-точь как твои уши.
Вокруг благоухал майский ландыш. На тоненьком стебелёчке висели чудесные белоснежные цветки. Они были похожи на крошечные игрушечные фонарики.
—Как красиво! — Лисенок не мог оторвать глаз от цветков.
—А как они чудесно пахнут! — Бельчонок лапками взял цветок и понюхал.
—И какие они забавные эти зеленые уши, — добавил Зайка.
Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту же поляну, где росли белоснежные цветы. Но вместо цветков на стебельках висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.
—Зачем ты их трогаешь? — поинтересовался Лисенок.
—Хочу съесть!
—Ты что, выбрось! Ягоды ландыша! — испугался за друга малыш. — Ими можно отравиться.
—Пусть лучше они опадут, — Бельчонок прыгнул на дерево. — Из них вырастут новые ландыши. А мы каждую весну будем сюда прибегать и любоваться красивыми цветками.”
Учитель: Понравилась вам сказка?
• Какое название, связанное с именем животного, получил ландыш? Почему?
• На что похожи цветы ландыша?
• Какого цвета ягоды этого растения?
• Ландыш – это растение ядовитое или нет? Обоснуйте свой ответ.
Ландыш – растение, которое не растёт в наших таёжных лесах, но его можно увидеть в палисадниках, клумбах и цветниках жителей нашего посёлка. В его цветах спрятан нежный аромат, но его оранжевые плоды и корень-луковица таят в себе смертельную опасность, даже вода, в которой стоит букет ландышей, становится ядовитой. Ландыш – редкое растение, он занесён в Красную книгу России, а значит, подлежит охране.
1.Ученик:
В наших лесах есть растение очень похожее на ландыш – это майник. Растение цветет с середины мая до половины июля. Цветы белые, мелкие, душистые, собраны в маленькую кисть. Растет майник в сосновых и берёзовых лесах. Ягоды растения ядовиты.
Учитель:
В народной медицине майник двулистный известен как сердечное средство, водный настой травы принимают внутрь при «слабости в ногах». Свежие листья прикладывают к опухолям для размягчения и рассасывания. Сухие листья используют вместо чая.
Послушайте внимательно,
Отгадайте обязательно!

У прутика – лилипутика –
Два зелёных лоскутика,
Да свисают бусинки,
Белые, малюсеньки.
Как лето повисели,
Бусы – покраснели.
(майник двулистный)
Пахучий кустарник на кочке растет,
Болото собой украшая.
Неярко, но пышно весною цветет –
Багульник – аптека лесная.
( В.Г. Рубцов)
– Ребята, о каком растении говорится в стихотворении?
( о багульнике)
• Где растет багульник? ( на болоте, на кочках)
• Почему в стихотворении говорится о том, что багульник украшает собой болото?
( багульник красивый, пышно цветет)
• А как вы думаете, почему автор говорит о том, что «багульник – аптека лесная»? ( лекарственное растение)
2.Ученик:
Багульник – вечнозеленый низкорослый кустарник из семейства вересковых высотой до 1м. Растет на болотах и во влажных хвойных лесах, образуя большие заросли с голубикой. Листья кожистые, блестящие, темно-зеленые с завернутыми вниз краями с опушением на нижней стороне. Цветки у багульника белые, их достаточно много, на верхушке веточек цветки похожи на белые зонтики. Цветет багульник с мая по июль.
Беседа по вопросам:
• Как можно узнать багульник в зимнем лесу?
( Багульник – вечнозеленый кустарник, значит, его листья останутся зелёными и зимой)
• Багульник растет на болоте, но мы встречаем его и в нашем хвойном лесу. Объясните, почему?
( Если в лесу много влаги, то он может вырасти и в лесу)
• Как вы думаете, почему в народе багульник называют «головолом» и «болотная дурь»?
(ответы детей)
Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, я предлагаю вам внимательно прослушать отрывок из произведения А.Тамбиева
1.Ученик читает отрывок:
«Что растет на болоте»
Когда идешь по болоту в жаркий летний день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь, и голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. Это все от запаха багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло. Если где-нибудь случайно услышишь запах багульника, то сразу вспомнишь болото, его запах ни с чем не спутаешь!
Запах багульника одурманивающий, поэтому в народе его и называют «болотная дурь», а «головоломом» его прозвали потому, что пьянящий запах растения в солнечные дни может вызвать головные боли.
Учитель:
• Чем может быть полезно это растение для человека?
(ответы детей)
Оказывается, водный настой травы обладает потогонным, обезболивающим и успокаивающим действием. Немецкая народная медицина рекомендует настой травы при боли в ногах.
ВНИМАНИЕ! Багульник болотный – очень ядовитое растение и яд несут все его части, так что обращаться с ним следует осторожно.
И для того, чтобы сделать лекарственный настой или мазь, необходимо точно знать, как лекарство делают.
А еще багульник – это излюбленное народное растение для лечения домашних животных, особенно свиней.
В домах и амбарах веточки багульника раскладывали по углам, чтобы едким запахом отпугнуть мышей и домашних насекомых. Листьями багульника пересыпают одежду для предохранения от моли.
Вопросы для закрепления.
• Чем багульник опасен для человека?
• Какую пользу приносит багульник человеку и животным?
(ответы детей)
Вижу, сильно вы устали.
Позову весельчака.
Проведёт он физминутку
Всем понравится она.
(появляется весельчак – ребёнок в костюме клоуна или скомороха)
Физкультминутка
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!
А теперь тихонько сели.
(Выходит ребенок в костюме аконита.)
Этот цветок совсем не знаменит,
Зовется очень просто – аконит.
Аконит:
Я ядовит, меня не стоит рвать
Но непременно нужно охранять!
Учитель:
Экстрактом этого растения натирали наконечники стрел и копий, предназначенных для охоты на волков, пантер и других хищников. В Непале аконитом отравляли питьевую воду для защиты от нападения врагов; мясо коз и овец, отравленных аконитом, использовали для приманки крупных хищников.
В Древнем Риме из-за ярко окрашенных цветков он пользовался успехом как декоративное растение, его выращивали в садах. Однако римский император Траянус в 117 году запретил выращивать аконит, так как были часты случаи подозрительных смертей от отравлений.
Аконит:
Всё растение ядовито. Ядовит даже мед, содержащий пыльцу. В средневековой Европе аконит известен только как яд. Но в Китае он входит в состав болеутоляющих лекарств. Врачи Тибета и Китая, зная о сильной ядовитости растения, перед употреблением подвергали его длительной и сложной обработке. Первые попытки европейской медицины использовать аконит как лекарственное растение относятся к XVIII веку, причем использовали как клубни, так и листья, и цветки.
В настоящее время корневища используют наружно при лечении многих тяжёлых заболеваний.
Учитель:
А сейчас я предлагаю вам узнать, что сейчас происходит в сказочном лесу?
(Учитель читает стихотворение «Вкусный суп», звучит музыка).

Ведьма суп варить решила.
Змей сушёных покрошила,
Развела большой костёр
И поставила котёл.

Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор.

Для приправы-бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…

Супчик вышел то, что надо:
Целых двадцать литров яда!

– Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему?
( Ответы детей).
В одной легенде описан сад колдуньи, в котором цвели ядовитые растения. Люди обходили стороной это опасное место, а сама хозяйка по ночам при свете луны собирала ядовитые плоды и цветы и варила дурманящие и убийственные зелья.
Ни одно из творений природы не несёт в себе зла, но дурные цели порождают злобные средства.
Я предлагаю вашему вниманию загадки о растениях, произрастающих в ведьмином саду:
 Из плодов какого растения получают сердечные лекарства?
(ландыш, майник)
 Запахом какого растения можно отравиться, собирая голубику?
(багульник болотный)
 Плоды какого кустарника называют волчьими?
(волчье лыко)
 Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)
 Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжет мою макушку,
Сделать хочет погремушку.
(Мак)
 Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки)
 На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
(Ландыш)
 Стоит дуб, полон круп.
Шапочкой накрыт,
Гвоздиком прибит.
(Мак)
А теперь предлагаю вам внимательно посмотреть сказку и ответить о каком растении говорится в сказке (инсценировка сказки по ролям)
«Частуха».
Участники: бабочка, лягушка, автор.
— Неужели подорожник в воду переселился? — удивилась пролетающая около лесного озера Бабочка.
У самого берега из воды торчали листья, похожие на листья подорожника, только размером побольше.

— Ква-а-а! Какой же это подорожник? — рассмеялась Лягушка.— Это частуха, растение такое. Селится оно по сырым и топким местам.
— И все-таки это подорожник! — настаивала на своем Бабочка.
— Ква-а-а! Спорить с тобой не буду. Прилетай через недельку-другую. Тогда и посмотрим, кто из нас прав.
Улетела Бабочка. А через день там, где были листья растения, показался маленький стебелек. С каждым днем он становился все выше и выше. И вот на нем уже покачивались бело-розовые цветки.
— Ответь мне, красавица,— Лягушка обратилась к вновь прилетевшей Бабочке.— Бывают ли у подорожника бело-розовые цветки?
— Нет, не бывают.
— Ква-ква! Значит, кто из нас прав? — улыбнулась квакушка.
— Конечно, ты!
Бабочка порхала над цветами частухи и внимательно их рассматривала.
— Какие они красивые,— восхищенно прошептала она.
— Цветы-то у частухи красивые, а само растение ядовито. Поэтому животные его и не едят,— пояснила Лягушка и нырнула в воду.
Как только лето перевалит за середину, цветов частухи уже не найти. Только по листьям, похожим на листья подорожника, можно узнать это растение. Лишь они одни продолжают виднеться из воды до самой осени.
Вопросы для контроля:
• Где любит селиться частуха?
• На что она похожа?
• С каким растением ее можно спутать?
• Какие у частухи цветки, на что они похожи, на чём они растут?
• Говорят, что это растение опасно. Почему?
(выходит ребенок в костюме волчьего лыка).
Волчье лыко:
Я – Волчье лыко, цвету ранней весной. Я небольшой кустарник, состоящий из 2-3 побегов. Ужасно не люблю образовывать заросли.
Учитель:
А почему у растения такое странное название?
Волчье лыко:
Мою веточку очень трудно отломить, вот русский народ и окрестил меня лыком, которое, как известно трудно разорвать и поэтому из него делают веревки и ткани.
Учитель:
А волчьим его зовут из-за того, что по легенде, будто бы некогда волк опоздал на совет зверей, где давали названия растениям. Ни одно из них не получило имя волка. Раздосадованный зверь стал сдирать кору с растущего рядом кустарника. Чтобы утихомирить хищника это растение и назвали волчьим лыком.
Волчье лыко:
Когда на деревьях еще не распустились листья, я зацветаю очень красивыми бело-розовыми цветами. Они сидят прямо на ветках и источают нежный аромат. Правда он может вызвать у человека головную боль, поэтому долго вдыхать его не следует.
Учитель:
Цветение волчеягодника непродолжительно. Цветки быстро бледнеют и опадают. Вскоре на концах побегов появляются небольшие сильно вытянутые листья.
Волчье лыко:
А на месте цветов у меня появляются плоды горошины. Сначала они зеленые, мало заметные в сумерках леса, но к осени становятся ярко-красными. Плоды прочно сидят на моих ветках, словно приклеенные.

Учитель:
Внимание!
Ягоды волчьего лыка ядовиты! Ядовито и все растение, его листья, ветви, корни. Даже от прикосновения к влажной коре на кожу может попасть сок растения, который может вызвать воспаления, язвы, волдыри, а наряду с ними и общее отравление организма. Растение опасно и для детей и для взрослых. Поэтому в лесу лучше пройти мимо волчьего лыка, не трогая его.
Волчье лыко:
И некоторые животные предпочитают меня не трогать. Но зато птицы склевывают мои ягоды без всякого вреда для себя. А пчелки – мои подружки, без вреда для себя и меда собирают мой сахаристый сок, во время цветения ранней весной.
Учитель:
Ребята, оказывается, даже ядовитое растение может приносить пользу, т.к. оно является растением – медоносом. А мед полезен? (Ответы детей).
Спасибо тебе, Волчье лыко. Теперь мы с ребятами знаем, что волчье лыко – ядовитое растение, но не бесполезное, потому что является медоносом. Ягоды его очень ядовиты для человека.
(Волчье лыко уходит)
1.Ученик:
Увидел ягодки на ветке красные,
Остановись, задумайся дружок
Возможно, ты попробовал лишь несколько
Но это был смертельный твой часок.
Учитель:
Помните ребята, ядовитое растение не виновато, что его таким создала природа. Волчье лыко внесено в Красную книгу ХМАО,его нельзя трогать, а необходимо беречь и охранять. Запомни! Волчье лыко – смертельно ядовито!
А теперь отгадайте загадку.

2.Ученик:
Любит жить на лугу,
На сыром берегу,
А цветок большая чашка,
Ярко-желтая рубашка.
(калужница)
Учитель:
Талая вода затопила луга, долины рек, по дну каждого оврага потекла небольшая речушка. Но стоит уйти большой воде, как сразу же появятся желто-зеленые заросли. Это зацвела калужница болотная.
(Звучит тихая музыка)
1-й чтец:
Появилась она не вдруг,
До цветенья росла под водой.
Незаметна, тиха и мила,
Со своей красноватой листвой.

2-й чтец:
Но теперь, когда из под воды,
Толстый стебель на сушу пришел
Ярко-желтые чудо-цветы,
Этот стебель с собою привел.
3-й чтец:
Полюбуйтесь скорей красотой
Но не рвите в букеты цветы
На глазах увядает букет,
А еще ядовиты они.

Учитель:
Яркие цветы калужницы хорошо заметны над темной водой. И летят к этим цветам за пыльцой и нектаром самые разные насекомые. И первая среди них – пчеле труженица и шмели.
4-й чтец:
Возле мелких лужиц,
Звездочки калужниц,
Засияли, зацвели,
Полетели к ним шмели.
Отцветут цветы калужницы
И появятся плоды
А когда пригреет солнышко.
Треснет плодик у воды.
Семена на воду сыпятся
И плывут себе в ручье,
Чтоб калужницы прекрасные
Расцветали по весне.
Учитель:
Да, ядовита нарядная калужница. Листья ее в рот брать нельзя. А вот если вы обожжете у костра руку, приложите к этому месту листочек калужницы, и боль скоро пройдет.
Ядовито растение и для домашних животных. Но если калужница высохнет и попадет в сено, не страшно: в сухой калужнице яда нет.
Вашему вниманию предлагаю карточки с заданиями.
Ребята, сегодня мы познакомились с ядовитыми, опасными, но все же очень красивыми и полезными растениями.
Вопросы для закрепления:
• Какие опасности нас подстерегают во время прогулки по лесу?
• Дайте определение, какие растения называют ядовитыми?
• Назовите ядовитые растения, с которыми вы познакомились сегодня на нашем занятии.
• Почему случаются отравления?
• В чём опасность и в чём польза ядовитых растений для человека и животных?
• Мы постоянно говорим об охране природы, растений и животных, а как вы думаете, ядовитые растения подлежат охране или нет?

Теперь вы готовы дать ответ на главный вопрос нашего занятия:
– Нужны ли человеку ядовитые растения?
(ответы детей)
Необходимо помнить о том, что природа, как огромный слаженно работающий механизм, в котором нет лишних деталей. Ядовитые растения доказали своё право на существование своими целебными свойствами.
1.Ученик:
“На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой”.
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречено глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели”.
2.Ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Учитель:
– А закончить наше занятие мне хотелось бы вот таким стихотворением:
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька.
Пусть солнце освещает нашу Землю
Ласкает лунным светом пусть луна.
У нас с тобой прекрасная планета,
Так пусть же вечно будет жить она!

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.

Литература
Экология для младших школьников: учеб. метод. пособие для учителя. 1-4кл./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др.; под ред. Г.Н.Гребенюк. изд. 2.- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-410с.: ил.
Найденко, С.В. Ядовитые растения России: справ. Пособие/ С.В.Найденко – М.: Чистые пруды, 2007. – 32с.:ил.(Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып.1 (13)).
Гриценко, П.П. Ядовитые растения Тюменской области/ П.П.Гриценко -Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. – 194с.
Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях/ Н.Ф.Золотницкий – Киев «ДОВИРА», 1994. – 255с.
Онегов, А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы/ А.С.Онегов. – М.: Пед.-Пресс, 2000. – 112с.

Лушина Любовь Сергеевна

Учитель географии МАОУ Гимназии №2

Разделитель

Выдающийся мыслитель прошлого века Э.Тоффлер в одной из своих работ высказал мысль о том, что если вчера если вчера грамотным человеком считался тот, кто умел читать, то завтра грамотным человеком будет тот, кто умеет учиться. Совместные усилия философов, психологов, социологов, специалистов по информационным технологиям и практикующих педагогов открыли период осмысления процессов, происходящих в обществе, сознании индивидуума, технических средствах, коммуникаций, распределении и хранении информации, период воздействия этих процессов на общее образование. Они увидели в этих процессах нечто, напрямую относящееся к взаимодействию школы и ученика, учителя и ученика, учителя и учителя и т.д. Они увидели иную, новую цель школы.
И так, всё выше сказанное непосредственно доказывает ещё раз, какое значение в современной школе имеет деятельность учителя-предметника в совершенствовании уровня образования школьников. Бесспорно, что конечным результатом работы преподавателя являются личные, индивидуальные достижения учащегося. Под индивидуальными достижениями учащегося понимается вся совокупность образовательных достижений, позволяющих ему успешно специализироваться в обществе, быть конкурентоспособным и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных средах жизнедеятельности.
Понятие «индивидуальные достижения» тесно связано с понятием «компетентность» и «компетенция». По определению, компетентность (competency) – выраженная способность применять свои знания и умения. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Она проявляется в личностно ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. А компетенция (competence) выражается в способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Данные определения доказывают нам, что компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определённой области.

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ «ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ», при внедрении новых федеральных образовательных стандартов неизбежно меняются цели, задачи и содержание всего образования школьника. Особое значение приобретает формирование социальных ключевых компетенций личности, обеспечивающих ее эффективную самореализацию и самоадаптацию в быстро меняющемся обществе, в динамично развивающейся экономике, основанной на знаниях и инновационных технологиях.

Реализация новой образовательной парадигмы, основанной на компетентностном подходе, принципиально изменит роль педагога, который из транслятора готового знания превращается в организатора условий, способствующих развитию общей культуры учащихся, их самоактуализации и самоопределению.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего среднего образования (5-9-е классы) дает следующее описание выпускника основной школы: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»)»

Любящий свой край и свою родину, знающий родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
Имеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый краеведческий курс.

Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существуют учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций, выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно- образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками.

«Организация групповой работы как условие формирования ключевых компетенций на уроках географии».

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Групповая работа является ярким примером формирования ключевых компетенций.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Конечные цели групповой формы работы можно определить так:

Образовательная – получение знаний за наиболее короткий срок путем перераспределения материала отдельных тем курсов;

Воспитательная – способствование сплочению коллектива, выравнивание знаний учащихся;

Развивающая – отработка практических умений, требуемых программой.

В. А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог сказал: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися».

В настоящее время возросла роль групповой работы как условия формирования ключевых компетенций а уроках географии. Наиболее данная методика приемлема на уроках географии в 8-11 классах. Каковы положительные результаты проведения уроков с используемой групповой методикой?
В 8-9 классах школьникам предоставляется большая возможность быть самостоятельными;
Учитель не находится в стороне, он немного руководит, консультирует школьников;
У учащихся возникает неподдельный интерес к приобретению новых знаний;
Развивается чувство коллективизма, сотрудничества, дружбы;
Учащиеся ощущают доверие, оказываемое им учителем, самостоятельной подготовке к уроку и его проведению;
Развиваются практические навыки при работе с различными источниками;
Не последнюю роль играет развитие и умение применять информационные знания;
Развивается культура речи и многое другое, умение говорить перед обществом;
Школьники учатся оценивать и диагностировать свою работу и работу своих товарищей.

Бобков Евгений Геннадьевич

Учитель физики с.Тегульдет Томской области.

Разделитель
ПРЕДИСЛОВИЕ «При изучении наук задачи полезнее правил» И.Ньютон. Юношу-астронома увлекает, кроме красоты неба, часто и красота решение астрономических задач, хотя в настоящее время не меньший энтузиазм к астрономии проявляют и девушки. Продвигаясь от простых задач к более сложным, можно упорно двигаться в перед, подобно как Леверье и Адамс, когда с помощью одних только вычислений они открыли новую планету – Нептун. Астрономические задачи с решением. Сегодня, в нашей жизни, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания в школе всех предметов, в том числе физики и астрономии. Необходимо, чтобы обучение физики и астрономии в школе соответствовало требованию времени. Одной из таких форм является решение увлекательных задач, которая формирует у учащихся умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения. ЗАДАЧИ В какое время года (приближенно), без Луны и облаков самые темные ночи в с.Тегульдете (широта φ=57°19′ , долгота λ=88°10‘), Томске (широта φ=56°30′ , долгота λ=84°58‘) и в Москве (широта φ=55°45′ , долгота λ=37°37‘) и почему? Где сегодня восходит и заходит Солнце в Томской Области? Где находится место на земле, чтобы в любой день года, в любой час Солнце было над горизонтом или на горизонте, относительно с.Тегульдете (широта φ=57°19′ , долгота λ=88°10‘). Сегодня 12 апреля день космонавтики, где день будет длиться дольше в с.Тегульдете (широта φ=57°19′ , долгота λ=88°10‘), или в с.Кривошеено (широта φ=57°21′ , долгота λ=83°54‘), и почему? На какой широте Земли начинаются белые ночи. Сумерки не оканчиваются, вечерние сумерки переходят в утренние. Есть ли такая точка в Томской области? Можно ли в с.Тегульдете (широта φ=57°19′ , долгота λ=88°10‘), увидеть Солнце, отраженное в воде глубокого колодца? Что общего на небе между Телескопом и Микроскопом? Многие могут определять страны света и время суток по Солнцу, а как определить то же самое по полной луне? Датой открытия Америки считается 22 октября 1492г. Какая это дата по новому стилю? (например, по новому стилю новый год в России 1 января, а по старому 14 января). Когда (приблизительно) восходит звезда, которая месяц назад восходила в 10 часов вечера? Можно ли закрыть спичкой звезду на темном ночном небе? Почему в южном полушарии Земли морозы сильнее, чем в северном полушарии? Что чаще видно на Луне – Солнце или Землю? На какой стороне Луны темнее? Предположим, что Земля остановилась в своем движении по орбите и начала подать на Солнце. Как продолжалось бы это падение. Один профессор проехал на красный свет и был остановлен полицейским. Чтобы избежать штрафа он сказал, что виновата физика: двигаясь к источнику красного света, в соответствии с эффектом Доплера он увидел зеленый. Полицейский был знаком с физикой и оштрафовал профессора, за превышение скорости Прав ли был полицейский? Почему во время весенних заморозков, чтобы уберечь от холода цветущие деревья, ночью разжигают костры или ставят в саду бочки с водой? Сколько понедельников будет в феврале 2016 года. Назовите еще 4 последующих года, когда будет столько же понедельников, как и в феврале 2016 года. Решения Если нет Луны и облаков, то свет Земля получает ночью от звезд их скоплений. Наибольший поток света мы получаем от нашей галактики – млечного пути. Но на широтах Тегульдета, Томска и Москвы – в конце апреля и начале мая млечный путь заходит за горизонт, значит, ночи становятся наиболее темными в это время. Солнце восходит на востоке и заходит на западе в Томской области два раза в год в день весеннего (21 марта) и день осеннего равноденствия (23 сентября). С 21 марта по 23 сентября Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. С 23 сентября по 21 марта Солнце восходит на юго-востоке и заходит на юго-западе. Солнце всегда освещает одну половину земного шара, точка лежит на концах диаметра Земли. Для с.Тегульдета диаметрально противоположная точка имеет координаты широта φ=57°19′ к югу от экватора, долгота λ=91°50‘ западной долготы. Эта точка находится в Тихом океане в котловине Беллинсгаузена, приближенно на северо-востоке находится южная Америка мыс Горн и ближайший город Пунта-Аренас. В апреле продолжительность дня в Северном полушарии быстро возрастает, поскольку недавно было весеннее равноденствие (21 марта). Поэтому, чем позже восходит Солнце на данной широте, тем день будет длиннее. Широты с.Тегульдета и с.Кривошеено приближенно равны, а долгота с.Кривошеено находится западнее на Δ λ=4°16‘, там солнце восходит позже на 17 мин 1с (легко сделать расчеты записав пропорцию (23ч 56мин 4с/360°=Х/4°16‘, или Х= 23ч 56мин 4с•4°16‘/360°= 17 мин 1с)). Значит в с.Кривошеено день будет длиннее. Земная ось вращения наклонена к земной орбите под углом 23°26′, значит на широте (как в северном, так и в южном полушарии) φ= 90° – 23°26′ = 66°34′ в день летнего солнцестояния (22 июня – северное полушарие и 22 декабря – южное полушарие) будут белые ночи. Но нужно учитывать гражданские сумерки 6°, видимый диск Солнца 16‘ и рефракцию 35‘, тогда искомая широта равна: φ= 66°34′ – 6° – 35‘-16‘ = 59°43‘.В Томской области это все населенные пункты с широтой больше 59°43‘ например город Стрижевой (φ= 60°44‘), поселок Северный (φ= 60°40‘), Александровского района и другие поселения. Тегульдет и Томск, к сожалению, по мнению автора, не входят в число данных пунктов. Чтобы это было возможно, необходимо, чтобы Солнце было в зените, что возможно только в тропических областях Земли, между широтами φ=23°26′ северной широты (тропик Рака) и φ=23°26‘ южной широты (тропик Козерога), значит ни в с.Тегульдете, ни в Томской области, ни России (самая южная крайняя точка находится юго-западнее чем гора Базардюзю в восточной части Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа, находящийся на границе Дагестана и Азербайджана. Ее широта φ=41°11‘), значит, мы не увидим отражения Солнце в воде глубокого колодца. Это два созвездия, у них общая точка (α = 20,5ч; δ = – 45,4°), в которой находятся четыре созвездия: Индеец, Телескоп, Стрелец и Микроскоп. Луна в любой фазе, как и Солнце, более всего возвышается над горизонтом, когда находится на юге. Если Луна полная, то дает достаточно света, чтобы заметить четкую тень от предметов. Самая короткая тень при полнолунии соответствует полуночи; направление тени покажет, где находится север. Зная север, нетрудно определить и остальные страны света. Датой открытия Америки будет 22 октября 1492 г, так как, новый стиль папа римский Григорий XIII ввел 5 октября 1582 г, объявив эту дату 15 октября 1582 г. Мы знаем что звездные сутки на Земле длятся, приближенно 23ч 56м 04с, то есть звезда ежедневно опаздывает в данную точку небесной сферы около 4 минут (средние сутки на Земле 24часа.). Пусть месяц 30 дней, тогда нетрудно подсчитать 4 минуты•30 дней=120 минуты, или 2 часа, значит через месяц эта звезда восходит в 8 часов вечера На первый взгляд, многие из нас отвечают можно, но надо вспомнить свойства человеческого глаза. Зрачок глаза может менять свои размеры в зависимости от потока поступающего света от 2 миллиметров, когда яркий свет, до 7 миллиметров, когда очень темно. Значит, в ночное время наш зрачок имеет размеры от 5 до 7 миллиметров, что гораздо больше спички, поэтому мы не сможем закрыть звезду спичкой. Наша планета Земля, как и все другие планеты, движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце (второй закон Кеплера). В ближайшей точке к Солнцу мы находимся приближенно 4 января – перигелий, а наиболее удаленной приближенно 4 июля – афелий, разница составляет 5.000.000 километров. Значит, если мы 4 июля находимся дальше от Солнца, а в южном полушарии зима там морозы значительно сильнее. Луна совершает один оборот вокруг оси относительно направления на Солнце 29,53 суток (синодический месяц), в любой точки ее поверхности Солнце видно над горизонтом в течение примерно двух недель, а следующие две недели не видна. Земля постоянна, видна из одного полушария Луны («видимая сторона Луны»), с другого полушария Земля не видна («обратная сторона Луны»). Значит на видимой стороне Луны видно Землю чаще, а на невидимой стороне Луны чаще видно Солнце. Темнее на обратной стороне Луны, поскольку ее не освещает Земля. Освещенность в момент новолуния создаваемое Землей около 15 лк (люкс) – это в 60 раз выше освещенности создаваемой полной Луной в зените на поверхности Земли. Освещенность Лунной поверхности «безземной» ночи от всего ночного неба около 0,0002 лк. Таким образом, на видимой стороне Луны ночью в полноземелие в (15/0,0002)=75000 раз светлее, чем ночью на невидимой стороне Луны. Предположим, что падение Земли на Солнце происходит не по радиусу, а по дуге вытянутого эллипса с большой осью, соединяющий Солнце и место старта Земли (и малая ось практически равна нулю). Тогда время падения (t) будет равно половине орбитального периода по эллипсу. По третьему закону Кеплера : (1 год)²/(2t)²=(1 а.е.)²/(0,5 а.е.)², решая получаем t = 65 суток. Длина волны зеленого света 550 нм, оранжево-красного используемый в светофильтрах около 610 нм. По эффекту Доплера определи скорость движения наблюдателя V, длина волны смещена на Δλ: Δλ/λₒ= V/с, где с=300000 км/с – скорость света. Отсюда V=с(610-550)/610≈29500 км/с, или V=106200000 км/ч. Это явно превышает ограничение скорости на дорогах. Полицейский был прав. Тепло от костра невелико, а от бочки с водой его и вовсе нет. Главное здесь – углекислый газ и водяной пар, непрозрачные для инфракрасного излучения: они-то и не позволяют земле быстро остывать. Парниковый эффект! 2016 год високосный 1,8,15,22,29 это даты в понедельник. Значит, в феврале 2016 года будет 5 понедельников. Следующий такой год будет: 4•7=28 лет (через 4 года високосный год, 7 дней в неделе). Значит, это будет: 2044, 2072, 2100 и 2128 года. Но 2100 год по григорианскому календарю не високосный, а следующий високосный 2104 год. Легко рассчитать, что 2104 (5 суббот), 2108 (5 четвергов), 2112 (5 вторников), 2116 (5 воскресенье), 2120 (5 пятниц), 2124 (5 сред), 2128 (5 понедельников). Значит ответ: следующие года, где 5 понедельников, как и в феврале 2016 года 2044, 2072, 2128 и 2156 годы. Список литературы М.Г. Гаврилов «Звездный мир», часть IV, Черноголовка 1998 Москва. В.В. Порфирьев «Астрономия» учебник за 11 класс, 2003 г. В. И. Прянишков «Занимательная астрономия в школе», 1970 г. В.Г. Сурдин «Астрономические задачи с решением», 2002 г.

Колабкина Ирина Анатольевна

Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Александровка

МБДОУ Александровский детский сад "Ягодка"

Разделитель
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная почта». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные». Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ. 2. Развитие мышления на материале описательных загадок. 3. Закрепление умения составлять рассказ. 4. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Материалы для работы: – посылка с замочками, письмо; – карточки с изображением жилищ диких животных; – дидактическая игра: “Чей хвост? ”; – предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей. Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковой гимнастики, отгадывание и придумывание загадок. Ход НОД Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо. Здравствуйте ребята! Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи! Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей) Воспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка. 1. «Улыбка», «Заборчик» Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи. 2. «Трубочка» В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок, На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни. 3. «Улыбка» / «Трубочка» Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке. 4. «Часики» Друг за другом, друг за другом Ходят стрелочки по кругу. Ты обе губки оближи, Как стрелки ходят, покажи. 5. «Маятник» Ходит мятник в часах: Влево – тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так? 6. «Качели» На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наверх взлетели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они хотели. Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного). Это что за зверь лесной. Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы — Уши больше головы. Ответ: заяц Кто осенью холодной. Ходит хмурый и голодный? (Волк) Эта славная рыжуха, Пышный хвост, белое брюхо, Очень страшная хитрюга, Курей в клетке посчитает, И хозяев испугает, Вмиг сбежит и прямо в лес. Ответ (лиса) В яме спит зимою длинной, Но, чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется … Ответ (Медведь) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. Ответ (Белка) Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?» На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы: Где живёт волк? (В логове) Где живёт белка? (В дупле.) Где живет лиса? (В норах.) Где живёт заяц? (Под кустом.) Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно». Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет: Лис – лиса – лисенок (лисята) Волк – волчица – волчонок (волчата) Медведь – медведица – медвежонок (медвежата) Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) Белка – белка – бельчонок (бельчата) Воспитатель: Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка) Озорные зверята. Зайка скачет по кусточкам, По болоту и по кочкам. Белка прыгает по веткам, Гриб несет бельчатам-деткам. Ходит мишка косолапый, У него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней. Прыгают, согнув руки перед грудью. Идут вперевалку. Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки. Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”. Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и составить рассказ. Заслушиваются ответы детей. Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?» На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий). Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение). Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы. Детям раздаются угощения.

Овчарова Марина Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя политехническая школа №33», город Старый Оскол

Разделитель
Изучение страноведческого материала по английскому языку через проектную деятельность для развития коммуникативных способностей у учащихся. В статье ставится задача рассмотреть, как с помощью проектной деятельности развить коммуникативные способности на английском языке у учащихся при изучении страноведческого материала. В результате анализа можно утверждать, что изучение страноведческого материала с помощью проектной деятельности является одной из самых эффективных форм для развития у обучающихся положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке. Аксиома Коммуникативная компетенция Реалия Коммуникативные потребности Страноведческая компетенция Неотъемлемой частью для развития современного образования является изучение иностранных языков. Ученики разных уровней прекрасно, осознают, что без знания иностранных язык нельзя добиться серьезных успехов в жизни. В соответствии, со стандартами второго поколения, основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка. Страноведение дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. На занятиях по языку использование страноведческой информации носит прикладной характер. Она включается в систему занятий в процессе знакомства учащихся с содержанием и формами речевого общения носителей изучаемого языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции. Положение о необходимости усвоения иностранного языка в тесной связи с культурой народа – носителя данного языка уже давно воспринимается в методике преподавания иностранных языков как аксиома. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач. Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации по культуре, истории, обычаям и традициям страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально–специфических реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися. Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности, в том числе и изучения иностранных языков, и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребности индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале изучения иностранного языка у учащихся, как правило, самая высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке. Им интересна страна изучаемого языка и её страноведческие реалии. Многие ребята усматривают в изучении иностранных языков что-то приключенческое. Это проникновение в незнакомый мир. Страноведческий аспект является и необходимым условием повышения мотивации, и средством повышения её. Страноведческая компетенция – это навыки и умения аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны. Ведь восприятие зарубежной культуры происходит через призму собственной. Широкий культурологический фон, создаваемый уроками страноведческого характера, способствует развитию лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, навыки переводческой деятельности, умение работать с фразеологизмами); так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами иноязычной культуры. Одним из самых эффективных способов развития коммуникативных способностей при изучении страноведческого материала по английскому языку обучающихся является проектная деятельность. В проектной деятельности используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских приемов, четко ориентированных на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любом уровне обучения иностранным языкам. Изучение использования проектной деятельности на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Есть данные, что по всем видам речевой деятельности увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке. Как показывают исследования, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них коммуникативные навыки, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.