Использование исследовательских технологий при обучении химии
Приднестровье г. Бендеры, МОУ “Бендерская гимназия №2”
учитель химии
Современное общество характеризуется все возрастающей сложностью динамичностью.
«Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий привел не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и обновлению. В настоящее время принципиально важно формировать личность, способную к творческому осмыслению знаний, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений, умеющую адаптироваться в мире меняющейся техники, способную критически оценивать последствия своей деятельности, понимающую необходимость бережного отношения к природе, умеющую самостоятельно работать и проявляющую готовность к приобретению новых знаний.
Химия занимает особое место среди учебных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Применение исследовательской технологии в обучении даёт возможность помочь обучающимся сделать проблемность наглядной, найти способы разрешения проблемных ситуаций, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи. Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Поэтому я считаю, что использование поисково-исследовательской технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.
На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности организую уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов, проектов.
Так на первом уроке в 8 классе по теме «Предмет химии» можно провести совместное исследование по теме «Роль химии в жизни человека». В качестве домашнего задания предлагаю написать рассказ «Жизнь без химии».
На уроке в 8 классе по теме: «Способы разделения смесей» учащимся были предложены следующие задания, разделить смесь соли и песка, железных и древесных опилок. А в качестве домашней работы было предложено выполнить следующее задание: Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения смеси бытового мусора, состоящего из поваренной соли, песка, железного порошка и гранул полиэтилена.
На уроке в 9 классе по теме: «Реакции ионного обмена» класс должен в конце урока ответить на вопрос: Какие условия необходимы для протекания реакций ионного обмена? По инструктивным картам ребята в группах выявляют одно из условий.
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах).
Использую учебные задания, направленные на работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения.
На уроке в 9 классе по теме «Характеристика металлов» ученики выполняют задание: Изучите текст §39 учебника Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия – 9», заполните таблицу по сравнению металлов и неметаллов.
Признак сравнения | Металлы | Неметаллы |
1. Положение в ПС | ||
2. Строение атома | ||
3. Свойства атома | ||
4. Физические свойства |
Можно предложить учащимся и экспериментальные задания при проведении практических работ. Например:
Задачи на получение веществ: Осуществите опытным путем следующие превращения: оксид меди(II) → сульфат меди(II) → гидроксид меди(II). Выделите полученный гидроксид меди (II) из смеси.
Задачи на распознавание веществ: В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида, сульфата и карбоната натрия. Распознайте каждое вещество.
Очень часто предлагаю учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности. Такие задания направляют учеников к решению проблем, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий. К ним можно отнести творческие задания по написанию рефератов, составлению кроссвордов, ребусов, создание электронных презентаций по определенным темам.
Например, на уроке в 10 классе в главе «Биологически активные соединения» ученикам было предложено задание создать электронные презентации по темам (витамины, ферменты, гормоны, лекарства).
Эффективным способом формирования и развития исследовательских умений школьников является организация внеклассной работы на основе исследовательской деятельности учащегося.
Мною была разработана программа элективного курса «Мир глазами химика» для обучающихся 7-х классов, направленная на развитие исследовательских способностей учащихся. В течение года, обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами. Вся работа на занятиях осуществляется в процессе свободного использования эксперимента и общения, открытого обмена мнениями. Определяющими условиями при этом является личная включенность учащегося в исследовательскую деятельность, придание приобретаемым знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса формирования знаний, умений и навыков, а также способствует развитию способности к поиску, анализу и критике.
Так семиклассниками были проведены исследовательские работы на тему: «Без углеводов тоже не обойтись», «Что такое жиры и почему они необходимы организму», «Витамины ─ мал золотник да дорог», «Химия и искусство». Результаты своих наблюдений, обучающиеся оформляли в виде презентаций, плакатов, рефератов.
Ученики старших классов принимают участие в конференциях исследовательского общества учащихся. Для ученика исследователя характерен креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию. Конечный результат в исследовательской деятельности – это работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Творческий продукт обладает новизной и общественно значимой практической ценностью. Исследовательская работа, как и всякое творчество возможна и эффективна только на добровольной основе.
Результаты работы следующие:
2015г. – Цукан В. 9 класс «Блеск и сила здоровых волос» – III место в городе.
2018г. – Дерен Е. 10 класс «Что таит в себе плитка шоколада?» – III место в городе.
2018г. – Руснак Е. 10 класс «Самый популярный на Земле напиток» – I место в городе, II место в республике.
Таким образом, исследовательская деятельность является действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Формирование основ исследовательской деятельности учащихся проходит через все школьные организационные формы и осуществляется самыми разными видами деятельности.