Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения.

Автор публикации: Кочешкова Марина Викторовна
г.Иркутск
МБОУ СОШ№43
заместитель директора, учитель математики.
«Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения»
Теория модульного обучения в его современном понимании возникла в 60-е годы прошлого века, ее создателем принято считать американского психолога С.Н.Постлезвайта. Он разработал концепцию единиц содержания. В рамках этой концепции он предложил считать малую порцию учебного материала за автономную единицу, которую можно свободно интегрировать в различные программы занятий. Эти единицы назвали «микрокурсами» и «миникурсами». Их содержание и объём определялись задачами обучения.
Сегодня модульная компоновка учебных курсов широко используется в дистанционном обучении, программах бизнес-образования, что неудивительно, поскольку в информационном обществе проблемы «упаковки» знания и его мобильного использования приобретают колоссальную значимость. В СССР и России идеи модульного обучения развивали И.В.Прокопенко, М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене и другие исследователи, которые солидарны в понимании модуля как автономной, завершенной порции учебного материала, направленной на достижение определенных дидактических целей.
Модульная технология обучения нацелена:
- на достижение определенной, строго заданной профессиональной компетенции;
- является гибкой системой;
- может быть приспособлена к любой из существующих программ профессиональной подготовки (как длительной, так и кратковременной);
- может быть использована для повышения квалификации или переподготовки кадров
В проекте Федерального закона «Об образовании» в статье 21 говорится: «При реализации основных профессиональных образовательных программ применяется кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий».
Данной проблемой, разработкой и внедрением модульно-компетентностного подхода в учебный процесс, начала заниматься с 2012 года. Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса курса по модулям «Обыкновенные дроби» (рабочая тетрадь для учащихся 6 класса находится в стадии комплектования материала)
- Тетрадь для практических работ
При внедрении в учебный процесс МКП центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучаемых. А деятельность педагога до урока – подготовить раздаточный материал, задания для практической работы, оценочные материалы и эталоны для проверки степени усвоения и самопроверки; на уроке – проконсультировать учащихся по работе с раздаточным материалом, определить время на выполнение, консультировать, наблюдать и анализировать работу.
Почему я так подробно остановилась на спецификации модуля, несмотря на то, что большинство в нашем коллективе прошло обучение в этом году по данной теме. Считаю это особенно важным при переходе на ФГОС нового поколения, так как МКП лежит в основе новых стандартов. Если мы в процессе разработки модульной программы действовали по схеме такой:
То в рамках ФГОС нового поколения схема, скорее всего, будет выглядеть следующим образом:
Данная схема обсуждалась с коллегами-разработчиками модульных программ и я представляю общее мнение. В стандартах нового поколения все результаты обучения формулируются по усеченной формуле, которой пользуемся и мы с вами при разработке спецификации: активный глагол + объект.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
Критерии оценки результата и требования к процедуре оценки также находят отражение в ФГОС нового поколения в разделе « Контроль и оценка результатов освоения ПМ» и представлены в табличном виде
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результаты | Формы и методы контроля |
Таким образом, спецификация модульной программы в несколько иной форме, но практически полностью представлена в ФГОС нового поколения.
Но УМК содержит не только спецификацию, но и учебные и оценочные материалы для обучаемого, методическое пособие ( как для педагога, так может быть и для учащегося)
Для контроля знаний и определения степени усвоения материала использую задания в тестовой форме. Это дает ряд преимуществ:
во-первых- работают все;
во-вторых – наполняемость оценок на каждом уроке;
в-третьих- учащиеся готовятся к уроку более добросовестно понимают, что при проверке знаний будут задействованы все, а не по принципу, раз вчера я уже отвечал, то сегодня не буду готовиться, спросят других.
В-четвертых – открытость оценки, то есть учащийся может проверить самостоятельно, используя ключ или эталоны ответов.
В системе высшего профессионального образования используется кредитно-бальная система оценивания, у меня , как и у многих других такого опыта работы нет. Но видимо нам такая работа предстоит, так как в проекте федерального закона «Об образовании» предлагается следующее:
Глава 21 п. 2. «Система зачетных единиц (кредитов) применяется для определения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для освоения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) или образовательной программы в целом. Зачетная единица (кредит) представляет собой единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики и др.
Статья 21 п. 4. В рабочем учебном плане трудоемкость каждого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) указывается в академических часах (аудиторная) и в зачетных единицах (кредитах)»
Внедрение модульных технологий на уроках специальных дисциплин является одной из задач при подготовке современного специалиста, как конкурентно способного на рынке труда. Модульные технологии способствуют развитию самостоятельности в поиске тех или иных задач в процессе обучения дисциплины, а в последующем это качество пригодится при решении задач связанных с жизнью.