Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения

Автор публикации: Кочешкова Марина Викторовна
г.Иркутск
МБОУ СОШ№43
заместитель директора, учитель математики

Публикация

«Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения»

Теория модульного обучения в его современном понимании возникла в 60-е годы прошлого века, ее создателем принято считать американского психолога С.Н.Постлезвайта. Он разработал концепцию единиц содержания. В рамках этой концепции он предложил считать малую порцию учебного материала за автономную единицу, которую можно свободно интегрировать в различные программы занятий. Эти единицы назвали «микрокурсами» и «миникурсами». Их содержание и объём определялись задачами обучения.

Сегодня модульная компоновка учебных курсов широко используется в дистанционном обучении, программах бизнес-образования, что неудивительно, поскольку в информационном обществе проблемы «упаковки» знания и его мобильного использования приобретают колоссальную значимость. В СССР и России идеи модульного обучения развивали И.В.Прокопенко, М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене и другие исследователи, которые солидарны в понимании модуля как автономной, завершенной порции учебного материала, направленной на достижение определенных дидактических целей.

Модульная технология обучения нацелена:

  • на достижение определенной, строго заданной профессиональной компетенции;
  • является гибкой системой;
  • может быть приспособлена к любой из существующих программ профессиональной подготовки (как длительной, так и кратковременной);
  • может быть использована для повышения квалификации или переподготовки кадров

В проекте Федерального закона «Об образовании» в статье 21 говорится: «При реализации основных профессиональных образовательных программ применяется кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий».

Данной проблемой, разработкой и внедрением модульно-компетентностного подхода в учебный процесс, начала заниматься с 2012 года. Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса курса по модулям «Обыкновенные дроби» (рабочая тетрадь для учащихся 6 класса находится в стадии комплектования материала)

  • Тетрадь для практических работ

При внедрении в учебный процесс МКП центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучаемых. А деятельность педагога до урока – подготовить раздаточный материал, задания для практической работы, оценочные материалы и эталоны для проверки степени усвоения и самопроверки; на уроке – проконсультировать учащихся по работе с раздаточным материалом, определить время на выполнение, консультировать, наблюдать и анализировать работу.

Почему я так подробно остановилась на спецификации модуля, несмотря на то, что большинство в нашем коллективе прошло обучение в этом году по данной теме. Считаю это особенно важным при переходе на ФГОС нового поколения, так как МКП лежит в основе новых стандартов. Если мы в процессе разработки модульной программы действовали по схеме такой:

Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения

То в рамках ФГОС нового поколения схема,  скорее всего, будет выглядеть следующим образом:

Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения

Данная схема обсуждалась с коллегами-разработчиками модульных программ и я представляю общее мнение. В стандартах нового поколения все результаты обучения формулируются по усеченной формуле, которой  пользуемся и мы с вами при разработке спецификации: активный глагол + объект.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

Критерии оценки результата и требования к процедуре оценки также  находят отражение в  ФГОС нового поколения  в разделе « Контроль и оценка результатов освоения  ПМ» и представлены в табличном виде

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результаты

Формы и методы контроля

   

Таким образом, спецификация модульной программы в несколько иной форме, но практически полностью представлена в ФГОС нового поколения.

Но УМК содержит не только спецификацию, но и учебные и оценочные материалы для обучаемого, методическое пособие ( как для педагога, так может быть и для учащегося)

Для контроля знаний и определения степени усвоения материала использую задания в тестовой форме. Это дает ряд преимуществ:

во-первых- работают все;

во-вторых – наполняемость оценок на каждом уроке;

в-третьих- учащиеся готовятся к уроку более добросовестно понимают, что при проверке знаний будут задействованы все, а не по принципу, раз вчера я уже отвечал, то сегодня не буду готовиться, спросят других.

В-четвертых – открытость оценки, то есть учащийся может проверить самостоятельно, используя ключ или эталоны ответов.

          В системе высшего профессионального образования используется кредитно-бальная система оценивания, у меня , как и у многих других такого опыта работы нет. Но видимо нам такая работа предстоит, так как в проекте федерального закона «Об образовании»  предлагается следующее:

  Глава 21 п. 2. «Система зачетных единиц (кредитов) применяется для определения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для освоения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) или образовательной программы в целом. Зачетная единица (кредит) представляет собой единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики и др.

Статья 21 п. 4. В рабочем учебном плане трудоемкость каждого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) указывается в академических часах (аудиторная) и в зачетных единицах (кредитах)»

Внедрение  модульных технологий на уроках специальных дисциплин является одной из задач при подготовке современного специалиста, как конкурентно способного на рынке труда. Модульные технологии способствуют развитию самостоятельности в поиске тех или иных задач в процессе обучения дисциплины, а в последующем это качество пригодится при решении задач связанных с жизнью.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK