Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Клиповое мышление в методике преподавания английского языка.

Публикация
Автор публикации: Паппе Александра Владимировна
ГО Долгопрудный, МАОУ СОШ №11
учитель английского языка

 

В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, заполняя собой все сферы жизни.

Информационные технологии представляют собой весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии.

Ускорение темпа жизни и неизбежное  возрастание объема информационного потока порождает риск информационных перегрузок.

Необходимость пропустить через мозг огромный объем информации, стремление все успеть сделать и ничего не упустить привело к изменению памяти, словарного запаса и, разумеется, мышления. На смену понятийному мышлению, которое направлено на изучение сути вещей и построение связей между ними, приходит мышление клиповое.

ЧТО ТАКОЕ КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Среди отечественных философов одним из первых стал употреблять термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок. С его точки зрения, клиповое мышление – это попытка найти ответ на возникший вопрос в очень короткое время. При этом скорость смены событий так велика, что извлечь смысл практически невозможно. В этой ситуации язык мешает быстрому мышлению, вследствие чего возникает языковой минимализм. Более того, людям приходится жить в режиме не извлеченных смыслов и непонятных событий. [1]

Еще один отечественный философ К.Г. Фрумкин выделяет пять объективных факторов, породивших клиповое мышление:

  • ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблему отбора и сокращения информации
  • потребность в выделении актуальной информации и скорости ее поступления. Актуализация сокращает время, которое требуется на обобщение поступающей информации и осознание причинно-следственных связей
  • увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Сегодня занятия называются «проектами», и в этом слове содержатся две важные коннотации. С одной стороны, проект, в отличие от «дела», «занятия», имеет ограниченный срок жизни и будет сменен другим. С другой – он не претендует на то, чтобы монополизировать время и внимание человека. Поскольку человек занимается одновременно разными проектами, он вынужден иметь дело с разными информационными потоками, поступающими от каждого из них
  • увеличение разнообразия поступающей одновременно информации.
  • рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы, переход от монолога к диалогу. Линейный текст – это монолог автора. Реплики собеседника разбивают текст на фрагменты. [2]

Таким образом, по мнению К.Г. Фрумкина, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека. [2]

Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Сегодня бесполезно спорить о том, хорошо это или плохо – клиповость сознания просто необходима, чтобы выжить в современном мире, перегруженном информацией.

 

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ.

1) Клиповое мышление – это вероятная защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит ребенок за день, плюс «всемирную свалку Интернет», то нет ничего удивительного в том, что его мышление подстраивается, меняется, адаптируется к новому миру.

2) Клиповое мышление – это способность выполнять несколько задач сразу, распределяя внимание между потоками информации, идущими от каждой из текущих задач.

3) Клиповое мышление придаёт динамизм познавательной деятельности: дает возможность быстро переключаться с одного объекта на другой, легко включаться в работу, адаптироваться к происходящим изменениям и новшествам.

НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ

  • снижается способность анализировать полученные сведения об окружающем мире;
  • трудность восприятия больших текстов и предпочтение им изображений
  • мозаичность и фрагментарность восприятия окружающего мира;
  • повышенная внушаемость: человек с клиповым сознанием подвержен влиянию со стороны, так как малоразвита способность анализировать информацию
  • отсутствие интереса в изучении нового
  • уменьшение активного лексического запаса: видение мира образами превращает речь в набор экспрессивных междометий и слов-паразитов;
  • ухудшение памяти и внимания: дети могут часами делать домашнюю работу, так как неспособны сконцентрировать внимание на поставленной задаче, другими словами постоянно отвлекаются;
  • теряется острота сопереживания: особенностью не столько клипового мышления, сколько современного информационного общества является ослабление чувства сопереживания, возникающего вследствие воздействия огромного потока новостей на сознание человека. При этом снижается порог чувствительности, так как нет возможности пропустить все события через сердце.

.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ.

Традиционная методика обучения иностранному языку предполагает способность обучающихся к линейному мышлению и, как следствие, линейному восприятию учебной информации, поэтому она трактует клиповое мышление как отрицательное явление, с которым надо бороться. На минусах клипового мышления акцентируется внимание многих авторов. Но, как уже было сказано выше,  клиповое мышление может трактоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит человек за день, неудивительно, что его мышление подстраивается, меняется, адаптируется к новому миру.

Клиповое мышление – это совершенно новое явление, которое нельзя отрицать или игнорировать, а нужно привлечь в образовательный процесс. Понимание неизбежности явления «клиповое мышление» и привлечение его в процесс обучения иностранному языку даёт нам большие возможности для успешной реализации обучения иностранному языку, равно как и любому другому учебному предмету. Кроме того, клиповое мышление в процессе образования готовит учеников к жизни в мобильном и конкурентном мире.

Если под обычным мышлением понимается способность делать обобщения, рассуждать, делать выводы на основе каких- то фактов, то клиповое мышление это именно отсутствие этих возможностей.

Есть известное утверждение «Если революцию нельзя победить, её надо возглавить». Примерно такой же видится нам ситуация в современном образовании.

Мы не можем бороться с клиповостью мышления. Всё, что нам остаётся – это использовать его.

ФГОСы уже кардинально пересмотрели структуру построения учебного занятия. Если раньше целью образования было дать учащемуся сумму знаний, то сейчас – научить находить информацию.

Учебные задания, выполняемые на уроках, часто реализуют лишь обучающие цели: закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и не позволяет качественно усвоить учебный материал. Сейчас появляется всё больше технологий, которые оживляют урок и способствуют реализации не только образовательных, но и развивающих целей.

Технологиями, опирающимися на фрагментированный материал и позволяющие глубоко воздействовать на восприятие ученика, является технология педагогических мастерских; презентации;, приём «раскрашивание», отгадывание кроссвордов, заполнение таблиц, составление формул и схем.  Неизбежно меняется структура урока: современный ребенок способен удерживать внимание на одном объекте всего несколько минут, поэтому очень важно увеличивать темп урока, вносить больше разнообразия в виды деятельности учеников и учителя, отдавая активные роли именно ученикам, при этом оставляя учителю роль партнера, а не диктора. Разумеется, изменениям подвергается и материал, изучаемый на уроках. Вместо текстовых правил эффективнее предложить схемы и mindmaps (интеллектуальные карты), вместо длинных текстов – диалоги и даже комиксы.

Одной из наиболее эффективных методик работы с учащимися, которая учитывает и использует особенности их клипового мышления, является проектный метод и производный от него метод веб-квестов, суть которых сводится к разным формам поиска учебной и научной информации в Интернете. При этом очень важно предлагать детям тему, близкую и интересную им! Например, из последнего опыта, ученикам 7 класса было предложено составить Guide Book по острову Тасмания (Австралия). Поиск информации был фрагментирован и разделен между микрогруппами (2-4 человека): общая информация, флора и фауна, достопримечательности, развлечения, валюта, цены на такси и продукты, общественный транспорт, рестораны, отели, а так же информация о перелетах, включая стоимость, и документах, необходимых для поездки. Итоги работы каждой группы были объединены в веб-квест и представлены второй подгруппе, игравшей роль нерешительных туристов. Перед ними стояла задача объединить всю информацию в единое поле и вынести решение, смогли ли их одноклассники (турагенты) заинтересовать туристов поездкой. В ближайшем будущем  запланирована встречная «рекламная кампания» , чтобы дать возможность и второй половине класса принять участие в поиске и подборе информации, а первой – потренироваться в анализе и синтезе этой информации.

Ещё один приём, способный заинтересовать учеников с клиповым мышлением – создание досок Padlet  интерактивный аналог обычной классной доски или пробкового стенда, на которой каждый ученик (по приглашению учителя) может оставлять свою запись, приложить к ней фото, оставить комментарий к записям одноклассников. Этот прием может быть использован при изучении достопримечательностей Лондона, истории Вашингтона и Нью-Йорка, например, или при изучении любой другой темы – при условии, что учитель хочет привлечь к участию каждого ученика. Формат такой работы, близкий по принципу к общению на стенах соцсетей, привлекателен простотой и понятностью. Детям не обязательно составлять длинный текст, достаточно нескольких слов, при этом возникает ощущение уверенности в себе и причастности к общему делу. Другими словами, Padlet способствует созданию ситуации успеха вне зависимости от уровня подготовки ученика.

При изучении английского языка нужно постоянно пополнять свой словарный запас – запоминать новые слова и выражения. Как же улучшить запоминание новых слов и выражений учащимся с клиповым сознанием? С учетом особенности восприятия, традиционная «зубрежка» неэффективна. На помощь приходят нетрадиционные методики, например игровые викторины Quiziz в которые могут играть все ученики группы, соревнуясь друг с другом в легкой, непринужденной форме, или сервис WordArt, способствующий визуализации слов в привлекательной форме.

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРИНЯТЬ ИЛИ ПОБОРОТЬ?

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что человек с клиповым мышлением быстрее найдет нужную информацию, ему легче будет ориентироваться в непредвиденной ситуации, но понять, почему она вообще случилась и как ее не допустить в будущем, сможет только тот, у кого развито мышление понятийное.

В то же время человек с понятийным складом ума не успевает справляться с информационным потоком, и, выпадая из него, остается внизу социальной структуры.

И все же успешность людей с клиповым сознанием относительна. В школе – это чаще всего троечники, которые быстрее обрабатывали полученную информацию, но не запоминали надолго, а потому до момента итоговой аттестации информация не задерживалась. Результат – провалы на экзаменах. Легко пришло – легко ушло. Во взрослой жизни – это работники, связанные с несложной профессиональной деятельностью с четко отлаженной системой (офисный работник). Но на вершине социальной пирамиды находятся люди, у которых развито и понятийное, и клиповое восприятие информации. Основу составляет понятийное мышление, но, когда необходимо, их мозг может, используя навыки клипового, принять правильное решение.

Следовательно, необходимо развивать понятийное мышление, сохраняя навыки клипового. Для развития понятийного мышления психологи советуют развивать речь, внимание, память, воображение. Впрочем, в данном случае должна идти речь о развитии собственно мышления. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это форма мысли, в которой отражены наиболее существенные отличительные признаки предмета или явления.

Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая какое-либо положение относительно предмета или явления. Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. Суждение раскрывает взаимосвязи между предметами и явлениями, конкретизируя сущность понятий.

Умозаключение – новое суждение, основанное на предыдущих и выводящее общий или частный вывод. [3]

Само по себе в повседневной жизни понятийное мышление не формируется.

Что же для этого надо делать? Работать! Учителю – постепенно, шаг за шагом подводить учеников от клипового восприятия к целостной картине мира. Родителю – помогать ребенку грамотно выражать свои мысли, чувства, эмоции, поддерживать и поощрять интересы. Ребенку – учиться анализировать не только информацию, поступающую извне, но и собственный внутренний мир.

Вот несколько приемов, которые могут облегчить процесс развития понятийного мышления:

  • осмысленное чтение художественной или научной литературы, классики в первую очередь; при этом пополняется словарный запас, развивается воображение, память;
  • анализ и обсуждение прочитанного текста: происходит уточнение понятийного аппарата, развивается умение формулировать собственные суждения.
  • выполнение упражнений на классификацию понятий, нахождения обобщающего понятия, нахождения лишнего, установление причинно-следственных связей;
  • дискуссия: для развития широты мышления и кругозора полезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми на темы, которые вас действительно беспокоят, предпринимать попытки посмотреть на них с разных точек зрения, найти компромисс;
  • настольные игры, которые помогают развитию понятийного мышления: шашки, шахматы, морской бой и др.;
  • для развития речи полезно создание рассказов, эссе, сочинений, вести дневник; может стать интересным опыт переписывания книг и историй по принципу «А если бы…» – прочитать книгу, историю, но предложить альтернативную концовку, изменив одно из событий книги/истории;
  • отказ от гаджетов: для отдыха мозга от бесконечного потока информации полезно иногда, хотя бы на один день в несколько месяцев, отказаться полностью от смартфонов, Интернета, соцсетей и прочего, причем как детям, так и взрослым!
[1] Ф.И. Гиренок Клиповое сознание.
[2] К.Г. Фрумкин Клиповое мышление и судьба линейного текста.
[3] Мышление, его формы и виды.