Механизмы речевого развития
г. Донецк, ДНР, ГОУ ВПО “Донецкий национальный университет”, Институт педагогики, магистрант.
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.
Речь является важнейшей социальной функцией, для развития которой необходимо речевое общение. Генетическая программа овладения языком реализуется только в речевом общении. При этом общение должно быть значимым для ребенка. Поэтому, для развития речи недостаточно, чтобы ребенок просто слышал речь. Необходимо, чтобы говорили значимое для него и тем самым стимулировали его к общению. Это положение очень важно учитывать при проведении коррекционной работы.
Таким образом, актуальность данного исследования – изучение взаимосвязи механизмов речевой деятельности с приобретением языковых знаний и умений в учебной деятельности школьника.
Объектом исследования выступает речевая деятельность.
Предмет исследования – механизмы речевой деятельности.
Цель исследования – определить методы и приемы, способствующие развитию механизмов речевой деятельности.
Задачи исследования: проанализировать имеющуюся по данной теме литературу; раскрыть сущность ключевых понятий исследования: «речь», «речевая деятельность», «механизм»; выявить используемые в школьной практике методы и приемы развития механизмов речевой деятельности; обобщить полученный результат.
С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. В настоящее время данное положение нашло свое подтверждение в дальнейших исследованиях, где установлено: Чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы.
Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов, перечень и характеристика (сущность, специфика действия в реальной речевой ситуации) которых представлены в трудах известных отечественных психологов В.А.Артемова, В. М. Гордон, Н.И.Жинкина, И. А.Зимней, В. П. Зинченко и др.
Согласно взглядам Н.И.Жинкина, механизмы речи — это способности, на базе которых развивается речевая деятельность, формируются и совершенствуются коммуникативно-речевые умения. Важнейшими механизмами речи (речевой деятельности) являются: механизм осмысления речи, механизм эквивалентных замен, механизм речевой памяти. Названные механизмы речевой деятельности тесно связаны, действуют и развиваются в органическом единстве, совместно. [6]
Н.И. Жинкин называет в своих работах также ряд других механизмов (в некоторых публикациях он говорит об “устройствах”), которые могут быть отнесены к разным уровням упомянутой выше иерархии, а также к еще более общим представлениям о языке. Так, язык рассматривается и как механизм, открывающий перед человеком область сознания, и как механизм управления всякими человеческими действиями и деятельностью. Обсуждаются такие механизмы, как линейный механизм кодирования и декодирования, грамматический механизм, механизм сочетания лексических значений, механизм формирования смысловых рядов, взаимодействия значения и смысла, смысловых замен, отбора слов и др. Указывается, что механизм удержания и упреждения проходит через все звенья речевой иерархии. Упоминается механизм контекста, рассматривается устройство контроля смысловых сочетаний слов и устройство, которое суживает объем словаря, регулирует отбор слов. Н.И. Жинкин говорит и о разных уровнях внутренней интеграции, об обратной связи, о предикативности и о многом другом, заслуживающем более детального обсуждения.[2]
Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления речи, который обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (это в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализация механизма осмысления речи осуществляется посредством аналитикосинтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга — на основе включения всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, имеет место ориентировка в условиях общения. Без осмысления невозможно планирование и программирование. Наконец, благодаря механизму осмысления осуществляется контроль протекания речевой деятельности и ее результатов. [1], [3]
Развитие речи человека основывается на совершенствовании механизма эквивалентных замен, суть которого, по мнению Н. И. Жинкина, заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам. Основой речевой деятельности является вычленение элементов из целого сообщения (текста) либо реализация задуманного говорящим или пишущим целого сообщения. Слушающий (читающий, говорящий, пишущий) должен, осмысливая воспринятое высказывание, либо реализуя речевой замысел, найти эквивалентные словесные замены образам, возникающим у него во внутренней речи в процессе речевой деятельности. Перевод внутренней речи во внешнюю осуществляется с помощью языковых средств, от адекватности отбора которых и зависит эффективность речевого общения.
Развитию механизма эквивалентных замен способствует соблюдение ряда условий. Во-первых, необходимо обеспечить обогащение словарного запаса человека в процессе целенаправленной работы по анализу и построению высказываний; во-вторых, необходимо формировать критическое отношение к отбору слов, в полной мере соответствующих общему замыслу высказывания. Наконец, при восприятии высказывания следует добиваться понимания и передачи его общего смысла на основе механизма эквивалентных замен, «своими словами». [3]
Эффективное действие механизма эквивалентных замен обеспечивается работой механизма речевой памяти. Так, работа механизма долговременной памяти обеспечивает актуализацию имеющихся в памяти знаний и представлений о том фрагменте окружающей нас действительности, который является в данный момент предметом нашего высказывания. Кроме того, долговременная память актуализирует в сознании образы-представления о знаках языка и правилах их использования в процессе речевой коммуникации. Долговременная память обеспечивает человеку накопление и удержание словарного запаса, а механизм подбора эквивалентных замен — возможность не только отыскать адекватное для данной речевой ситуации слово, но и предусмотреть употребление синонимических вариантов.
Развитию механизма речевой памяти способствует установка человека на подбор именно адекватных слов для выражения замысла, независимо от условий поиска, от имеющихся в распоряжении источников информации (книг, лингвистических словарей, интернет источников и др.). Весьма эффективна целенаправленная систематическая тренировка в создании различных синтаксических конструкций с целью автоматизации процесса «выдачи» тех или иных предложений.
Психологический механизм «упреждающего анализа и синтеза» (прогнозирования речи) получил название механизма антиципации (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Н.И.Жинкин, А. А.Леонтьев, А. М. Шахнарович и др.). Действие этого механизма А. А. Леонтьев [5] охарактеризовал как «эвристический принцип» организации речевой деятельности, имеющей звено, в рамках которого осуществляется «выбор стратегии» речевого поведения. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на понимание ситуации общения, общий замысел высказывания, должен предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, каждого его компонента (синтаксической структуры), реакцию слушателей (читателей), наиболее трудные части высказывания и т.п.
Формирование механизма антиципации возможно уже в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, когда дети учатся по внешним ориентирам (рисункам, заглавию и др.) книги (страницы букваря, учебника литературного чтения и др.) предвосхищать содержание текста, подлежащего чтению. Развитие механизма антиципации связано с укреплением умения предугадывать структуру отдельного предложения (реплики в диалоге) и текста (составляющие их смысловые блоки, общее количество блоков, их расположение и др.). Не менее эффективна специальная тренировка: в дополнении, трансформировании текста с учетом характера тех компонентов, которые уже осмыслены в процессе чтения или
А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:
1-й этап – подготовительный – до одного года;
2-й этап – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
3-й этап – дошкольный – до 7 лет;
4-й этап – школьный – от 7 до 17 лет.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. [4, c. 74]
Речь – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств [7, c.86]. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.
Итак, механизмы речи – это способности, на базе которых формируются и совершенствуются коммуникативно-речевые умения. Другими словами, это условное название системы психофизиологических предпосылок, позволяющих человеку строить осмысленные высказывания и понимать чужую речь. В основе механизмов речи лежат функциональные физиологические системы, складывающиеся у человека в процессе его индивидуального развития под активным воздействием предметной деятельности и общения с др. людьми и невозможные без некоторых врождённых способностей и умений (например, правильной координации артикуляции, слогообразования и дыхания).
Список использованной литературы
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с
- Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество : Исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике : (Избр. тр.) /. – М. : Лабиринт, 1998. – 364с
- Ипполитова Н.А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культураречи: учеб. / под рсд. Н.А. Ипполитовой. — М., 2007.
- Ладыженская, Т.А. Живое слово. – М.: Просвещение, 1986. – 193 с. С74
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности “Психология” / А.А. Леонтьев. – 3. изд. – М. : Смысл ; СПб. : Лань, 2003. – 285с
- Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин; [Предисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова]. – М. : Наука, 1982. – 159 с.
- Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация /Г. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 138-143 С86.