Методический инструментарий учителя русского языка и литературы по формированию метапредметного результата. «Поиск и преобразование информации».
д. Петровка
МАОУ “Нижнемуллинская средняя школа”
Методический инструментарий учителя русского языка и литературы по формированию метапредметного результата.
«Поиск и преобразование информации».
В данном сообщении обобщила методы и приемы, используемые мною на уроках русского языка и литературы. Приемы распределены по этапам урока, отражен метапредметный результат, который формируется, развивается за счет определенного приема.
На уроках русского языка использую следующие приемы:
При объяснении нового материала эффективен метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».
Например, при изучении темы «Употребление суффиксов существительных –ик, -ек» в 5 классе. Учащимся даны словосочетания: Маленький коробочек, красивый цветочек, желтый листик, невысокий кустик. В первую очередь попросила определить Что общего у данных словосочетаний (прилагательное+существительное), после велела определить Что общего есть у существительных (какая часть слова), Какое общее значение приобретают слова с данным суффиксом, прошу попытаться определить, в коком случае пишем -ек, а в каком -ик – поскольку ученики со слабыми знаниями, даю подсказки, формулирование правила по теме.
Например: При выходе на тему «Морфологический разбор глагола» в 5 классе. Предлагаю учащимся текст, из которого они должны выписать глаголы на отдельные листочки (выданы заранее), после чего прошу разделить выписанные слова на 2 группы. Учащиеся работают каждый в своем направлении. Кто-то делит по времени, кто-то по лицу и т. д.
Например: при изучении темы «Причастие» в 6 классе. Тема определена. Начинаем повторять морфологические признаки глагола и прилагательного – вопрос, А для чего мы вообще повторяем эти морфологические признаки. Дети делают свои предположения.
Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Прием можно использовать и на стадии «рефлексии».
Приемы сходства/различия (чем схожи данные слова, словосочетания, предложения и др.; по какому признаку данные слова распределены на группы, чем отличаются, на какие группы можно поделить и т. д.) например, при изучении темы «Спряжение глагола» в 5 классе.
Здесь же, на можно использовать различные игровые приемы, такие как «Третий лишний», «Найди пару», обязательное аргументирование ответа.
«Двойной дневник»
Например, при изучении частей речи в 6 классе предлагаю записать в один столбик все то, что ребята знают по теме «Местоимение». Они пишут: Часть речи, заменяющая другие части речи, обладает морфологическими признаками, в предложении может быть любым членом предложения и т. д. После чего во второй колонке прошу поставить знак вопроса напротив того, в чем они сомневаются . начинаем разбирать, исходя из названия части речи МЕСТОИМЕНИЕ – вместо имени, приходим к выводу, что данная часть речи употребляется вместо именных частей речи, прошу учащихся перечислить эти самые именные части речи (здесь они столкнулись с трудностями).
«Кластер»
Например, на уроке русского языка при изучении темы «Глагол» – Времена, Спряжение, Действие, Самостоятельная часть речи, Роль глагола в предложении. Получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Прием позволяет охватить большой объем информации и позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, позволяет проанализировать информацию, которой ученики владеют на данный момент, обобщить ее, и поэтому данный прием использую и на этапе рефлексии. Например: Тема «Роль имени существительного в предложении»: Подлежащее, дополнение, сказуемое, обстоятельство, определение.
Классификация, обобщение, преимущества и недостатки выявления последствий исследования можно включать в уроки на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы или закрепления материала, в качестве проверочных и домашних заданий, зачетов. Прием формирует исследовательские навыки, творческие способности школьников, воспитывает силу воли, целеустремленность
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Применение этого метода имеет большие преимущества. Во-первых, он заставляет учащихся обращаться не только к справочной литературе, но и к интернет-ресурсам, и к электронным источникам, переработке разного вида информации. Это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом, происходит образовательная самостоятельность. Во-вторых, развиваются творческие способности учащихся. В-третьих, учащиеся осваивают технологию проведения исследования, выстраивают свою логическую цепочку, по которой они будут действовать. В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая задачу, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности, это дает возможность дифференцированного подхода, развития умения видеть проблемы.
«ВОПРОШАНИЕ»
(«Толстые» и «тонкие» вопросы), взаимоопрос.
Предлагаю ученикам самим составить контрольные вопросы по теме. Умение задавать вопросы – один из метапредметных результатов, при помощи которого происходит анализ произведения. На уроках литературы большую цену имеют вопросы исследовательского характера, на интерпретацию текста, на его переосмысление, а не по содержанию текста. Ученики затрудняются в выполнении этого задания.
«СВОЯ ОПОРА»
Составление опорных конспектов, планов, схем, таблиц по изученной теме или параграфу. Например в 5 классе заполнение таблицы с частично представленной информацией. Части речи и члены предложения. Здесь перед учениками стоят такие вопросы: Как увидеть самую важную информацию и как кратко, экономно и рационально ее записывать. Можно использовать карточки с неполной информацией (с пропусками), которые заполняются во время слушания, рассматривания материала. Прием шпаргалки, где ученики также учатся конспектировать, видеть главное кратко и емко формулировать мысли. Также развивается умение преобразовывать информацию, используя разные формы представления этой информации.
Прием «БУМЕРАНГ»
использую на обобщающих уроках, при сдаче зачета группой или индивидуально. Например, при зачете по теме «Причастие» был использован данный прием. Здесь учащиеся пользуются не только своими собственными знаниями, но и знаниями друг друга, анализируют то, что было предоставлено другими участниками, находят допущенные ошибки и исправляют их. Поскольку материал получают в не переработанном виде, то есть написано все вразброс, то здесь развивается умение систематизировать информацию и составлять логический план по теме.
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя, стихотворения.
«Синквейны»
Превосходный способ контроля. Написать его грамотно, не прочитав текста, невозможно. Сравнительная характеристика стихотворений Фета и Тютчева, при изучении творчества Чехова Рассказ «Толстый и тонкий».
«ПРЕОБРАЗОВАНИЕ»
На уроках литературы после изучения какого-либо произведения прошу учащихся написать по три урока, которые можно извлечь из произведения. Ученики пишут их и к названию каждого урока они должны подобрать цитату или небольшой фрагмент, который доказывал бы их мысли, предположения, в случае затруднения можно написать аргументы, подтверждающие мысль. Например по произведению А. И. Куприна «Чудесный доктор» Урок доброты – Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном. Отзывчивости – Едемте! – сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. – Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но.. поедемте! Милосердия – С этих пор точно благодетельный ангел снизошел на нашу семью. Все переменилось.
Ранжирование; (Например, при изучении произведения Астафьева В. П.; «Васюткино озеро», что важно для меня – бутылка воды, зонтик, компас карта, веревка, книга, хлеб, спички – выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные). При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений или ценность каждого из них в сравнении с другими, привести аргумент, почему это на первом месте и т.д.
«Двойной дневник»
На уроках литературы данный прием использую немного по-другому. Оформляется также в две колонки: в первую предлагаю выписать цитату (небольшой фрагмент текста), а рядом в колонке написать свои комментарии, свои мысли по данной фразе. Здесь данный прием будет работать на переосмысление текста, его интерпретацию, а также учит формулировать предположения, делать какие-либо выводы. Данный прием может использоваться как на стадии «рефлексии» так и на стадии «осмысления».
Составление цитатных планов выполняем поэтапно: сначала делим текст на части, затем каждой части даем заголовок, так как сразу подобрать цитату, отражающую суть микротемы, учащиеся не могут. Например, по произведению Пушкина «Дубровский» при прочтении каждой главе давали заголовок, а уже после разбора ученики подбирали цитату.
При использовании приемов важен результат, выявление и реализация внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру.