Особенности подхода к спортивно-оздоровительным тренировкам в процессе социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Публикация
Автор публикации: Егоров Вячеслав Михайлович
г. Уфа, МБОУ Школа № 132 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
учитель

 

Особенности подхода к спортивно-оздоровительным тренировкам в процессе социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Адаптивный спорт содействует интеграции людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь, позволяет расширить социальные контакты. В спорте инвалид получает возможность самореализации и самосовершенствования. Кроме психологических элементов участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, существенный фактор физической и социальной реабилитации.

Определено, что именно в создание дружного работоспособного коллектива, в основе качественного проведения спортивной тренировки, правильности выбора физической и психологической нагрузок, планирование и совмещение разных методов и условий ее проведения решаются основные социально-значимые этапы.

Работа в спортивных клубах для людей с ограниченными возможностями, как правило, ведется по двум основным направлениям: физкультурно-оздоровительному и спортивному.

Физкультурно-оздоровительное направление предполагает организацию групп здоровья для людей с ограниченными возможностями с ограниченными функциональными возможностями и сопутствующими соматическими заболеваниями, которым занятия спортом не показаны. Но также все люди с ограниченными возможностями, начинающие заниматься в клубе должны пройти подготовку в группах здоровья по коррекционно-реабилитационной программе. Это обязательное условие позволяет адаптировать организм к последующим нагрузкам и создать основу для формирования спортивных двигательных навыков.

Физкультурно-оздоровительные занятия для людей с ограниченными возможностями могут проводиться специалистом по лечебной физкультуре. На них необходимо присутствие врача.

Существование спортивных клубов для людей с ограниченными возможностями и увеличение их численности, особенно по принципу распределения по месту жительства занимающихся, позволяет решить важную задачу повышения массовости физкультурно-спортивного движения и создания условий социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями различных категорий.

Среди факторов, формирующих функциональную подготовленность можно выделить следующие: 1) физическое развитие (функциональные возможности основных физиологических систем организма, иммунный статус, психологический статус, уровень общей и специальной работоспособности; соотношение их с возрастом и полом);

2) спортивная деятельность (ее специфика, соотнесенная с видом спорта, продолжительность занятий, успешность в достижении спортивных результатов);

3) методические основы организации тренировочного процесса (режим тренировок, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, соотношение средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью, календарем и регламентом соревнований).

Немаловажную роль, особенно в последние годы, играют социально-бытовые и эколого-географические факторы проведения тренировок. В определенных условиях и обстоятельствах некоторые из них представляют собой факторы риска заболеваемости (например, дефицит витаминов, снижение иммунореактивности, несбалансированность пищевого рациона, эмоционально-психологический стресс, переохлаждение, перегрев, гипоксия, низкое качество спортивного инвентаря, плохая страховка и т.д). К их числу также относятся курение, употребление алкоголя, анаболических стероидов.

Для успешной работы по вовлечению людей с ограниченными возможностями в спортивно-оздоровительное движение следует учитывать их особенности. Можно выделить две группы людей с ограниченными возможностями:

1 – люди с ограниченными возможностями, с которыми следует вести разъяснительную работу по привлечению к физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этой группы необходимо создание мотивационной базы в следующих направлениях:

  • восстановление двигательных и координационных функций организма, нарушенные болезнью;
  • приобретение хорошего физического самочувствия;
  • достижение удовольствия, получаемое от физических упражнений и радости общения с окружающим миром.

Особое значение имеют характеристики физиологических упражнений при организации занятий с нетренированными лицами и лицами с факторами риска развития тревожных и депрессивных состояний.

2 – люди с ограниченными возможностями, которые практически сразу приходят к пониманию необходимости физкультурно-оздоровительной деятельности.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. Именно движения осуществляют ту непосредственную связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе его психических процессов и организма в целом.

Физические занятия являются необходимой предпосылкой для занятий массовым спортом, где по своей сути массовый спорт способствует полному раскрытию возможностей. Спорт предполагает развитие и воспитание следующих качеств:

  • воспитывает физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость);
  • предполагает выработку определенных характерных черт, таких как воля, настойчивость, коллективизм, организованность, активность, смелость и т.д.;
  • стимулирует психическое развитие (внимание, память, находчивость, развитие интеллекта);
  • предполагает развитие эмоционально-волевой устойчивости (эмоциональные переживания и насыщение).

На этом пути предполагается непосредственная работа в спортивных секциях и специализированных реабилитационных центрах для людей с ограниченными возможностями, привлечение специалистов по физкультурно-оздоровительной деятельности и врачей по спортивной реабилитации.

Занятия в спортивной секции предполагают систематическую тренировку в конкретном виде спорта, а также последующее участие в соревнованиях.

Особая важность в этом направлении отводится тренеру спортивной секции. На него возлагается создание спортивной группы, создание и развитие личностного потенциала мотиваций и их реализации, необходимых для успешного осуществления программы социальной реабилитации. Через индивидуальный подход к тренировкам роль тренера является направляющей в выработке морально-волевых качеств личности, присущих спортсмену. Человек (в данном случае инвалид) сам способствует, через творческий подход, коррекции своей психоэмоциональной сферы и выработке морально-волевых черт.

Спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. С этой целью используется специально разработанная спортивно-медицинская классификация, когда участники разделяются на функциональные классы с учетом степени поражения. Это позволяет создать всем спортсменам равные возможности для победы в своей категории, а также обеспечить определенный уровень безопасности спортсменов-людей с ограниченными возможностями.

Предполагается, что спортивные занятия должны носить оздоровительный или функциональный характер. При этом нагрузки не должны превышать допустимых границ. Необходимо соблюдать методические рекомендации в организации тренировочного процесса: режим тренировок, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, соотношение средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью.

Оздоровительный эффект физических упражнений, нацеленный на укрепление психического здоровья, может быть существенно усилен за счет совмещения в единую систему методов физического и психического тренинга.

В качестве основных научно обоснованных и верифицированных по оздоровительному эффекту систем психофизической тренировки можно указать:

  1. программы психофизической редукции стресса;
  2. метод спортивной софро-педагогики, или динамической релаксации;
  3. интегрированный психофизический тренинг.

Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и людей с ограниченными возможностями, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.

Необходимо подчеркнуть, что “удовольствию” от физических упражнений здесь мы, как и многие авторы, придаем центральную роль, когда речь идет о “приверженности” (т. е. сохранении устойчивой мотивации) к физическим упражнениям. Для получения удовлетворения от занятий необходимо:

  1. использование умеренных и постепенно возрастающих по интенсивности аэробных нагрузок;
  2. включение в комплекс упражнений дыхательной направленности, способствующей в значительной степени компенсировать явления энергодефицита;
  3. использование в комплексе физических упражнений на развитие гибкости, равновесия, статокинетической устойчивости с целью их влияния на такие психические качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также на личностную самооценку;
  4. применение комплексов релаксационных упражнений, медитативных поз, упражнений для коррекции осанки, для нормализации процессов кортико-висцеральной саморегуляции и потенцирования психической релаксации.

Следует добавить, что восстановительная реабилитационная работа требует сочетания использования как методов физической тренировки, так и ментального тренинга, нацеленного главным образом на повышение духовно-деятельностного потенциала личности, совершенствование и восстановление механизмов психической саморегуляции. Для этого необходимо обязательное овладение техникой ментальной тренировки, образных представлений (имагинации), целенаправленного создания “позитивных образов состояния и будущего” для совершенствования процессов психической саморегуляции и развития психической самозащиты.

Особое место в системе досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями должно принадлежать спорту – как массово-оздоровительному, так и соревновательному. Очевидна особая роль соревновательный формы деятельности в формировании позитивной мотивации, в выработке установки на преодоление самого себя в сопоставлении с другим, но во многих отношениях подобным тебе человеком. Соревновательность стимулирует личность превзойти саму себя, стремясь превзойти своего соперника, что создает мощный социально-психологический фон самоутверждения личности, ее приобщения к сетям социального взаимодействия.

Содержание адаптивного физического воспитания направлено на формирование у людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств.

В нашем исследовании особое внимание отводится вопросам воспитания соответствующих мотиваций к здоровью, к осознанию своих возможностей, к активной, по возможности полноценной жизни, к формированию здорового образа жизни и физического воспитания людей с ограниченными возможностями, их социальной реабилитации на основе использования физических упражнений и спортивной деятельности. Интеграция в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами.

Литература

 

  1. Баландин В.И., Бундзен П.В. Современная технология повышения психофизиологических резервов – ментальный тренинг //Матер. Всероссийской научн.-практ. конф. “Тенденции развития спорта высших достижений”. – М., 1997. – С. 12-17.
  2. Бундзен П.В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. – СПб., 1994. – С. 123-124.
  3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985. – 176 с.
  4. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФиС, 1986.
  5. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: ФиС, 1991 – 208 с.
  6. Иванченко В.А., Иванченко А.М., Иванченко Т.П. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. – СПб., 1994.; Малахов Г. П. Создание собственной системы оздоровления. – СПб., 1995.
  7. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, М. Научно-теоритический журнал №4, 1998.
  8. Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М., 1986. – 250 с.
  9. Попова Т.В. Оздоровительные психофизические упражнения //Материалы международного конгресса “Физическая культура, спорт и здоровье нации. – СПб, 1996. – С. 177.
  10. Родионов А.В., Романов В.А., Юшков О. П. Индивидуализация психофизического тренинга при управлении стрессовым состоянием спортсменов //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. – М., 1994. – С.68.
  11. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного направления //Мозг и разум. – М., 1994.
  12. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб: Гарт-Курсив, Фонд «Ленинградская галерея», 1996. – 8 с.
  13. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/ Под общей ред. Проф. С Н. Попова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
  14. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. – М.: Мысль, 1977. – С. 10-35.
  15. Щедрина А.Г. Методологические основы реабилитации здоровья людей с ограниченными возможностями. //Гармония и здоровье, 1997, – № 1 (5).
  16. Berger B.G., Owen D.R. Stress reduction and mood enhancement in four exercise modes: swimming, body conditioning, Hatha yoga and fencing //Research Quarterly for Exercise and Sport. – 1988.
  17. Gane P. Sofrapedagogics. – Canada, 1991.
  18. Mutrie N.. Biddle S.J.H. The effects of exercise on mental health in non-clinical population /Ed. by S.J.H. Biddle //European perspectives on exercise and sport psychology. – Champaign, IL: Human Kinetics, 1995.
  19. T Orlick T. and Partington «Mental links to excellence» //The Sport Psychologist. – N 1.
  20. Unestahl O.-E. The ideal performance. Singapur, 1988.
  21. Wankel L.M. The Importance of Enjoyment to Adherence and Psychological Benefits from Physical Activity //Intern. Sport Psychol., – 1993. – v. 24.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.