Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках биологии

Публикация

 

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках биологии

Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Конфуций

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Новые образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.
Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы: «Для чего учить?», «Как учить?», « Чему учить?», «Как сделать каждый урок активным и эффективным?».

В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.
Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.

Чему должен научиться ребенок?
Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Ежеминутно в наше время увеличивается объем информации, которую необходимо перерабатывать. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания требуют постоянного обновления. В результате меняются приоритеты на «рынке жизни». Сегодня конкурентоспособным будет тот, кто может постоянно расти и самосовершенствоваться. Таким образом, главной задачей образования становится развитие личности, формирование Универсальных учебных действий ( УУД), и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении.
Метод обучения , при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Системно-деятельностный подход -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Понятие «системно-деятельностный подход» введено в 1985 году.
При реализации системно-деятельностного подхода перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации. Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.
Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
В рамках реализации системно-деятельностного подхода, следует придерживаться дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии используются следующие технологии:

Технология проблемного обучения
Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой, мыслительной, творческой деятельности. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.
• Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
• Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
• Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Однако преимущества проблемного подхода очевидны.
• У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
• Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
• При реализации проблемного подхода большинство обучающихся начинают положительно относиться к учёбе.
Интерес к предмету заставляет обучающихся больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Технология личностно-ориентированного обучения
Основана на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, использовать личностный опыт ученика. У кого-то есть сад – огород и поэтому многие вопросы биологии растений им интересны и полезны. У многих есть домашние животные и им будут интересны вопросы об их поведении, инстинктах. А все, что касается самого человека непосредственно, всегда вызывает неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов. Те вопросы которые возникают у самого ученика, будут хорошо изучены.
Технология разноуровневого обучения.
Данное обучение осуществляю для повторения домашнего задания, закрепление знаний ,умений и для контроля знаний.
При письменном опросе домашнего задания использую тесты с одним вариантом ответа. При закреплении нового материала подбираю вопросы на закрепление. Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности: тесты с одним вариантом ответа, вставить пропущенные в тексте термины, задания на сопоставления, задания на установление правильной последовательности ,а так же открытый вопрос. Это способствует реализации возможностей каждого ребенка.
Так же использую дифференцированное домашнее задание, которое состоит из инвариантной и вариативной части, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Предлагаю приготовить сообщения, рисунки, презентации.

Технология исследования
Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Для повышения мотивации к предмету предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов. Например, выращивание плесени на хлебе проращивание семян фасоли. Учащиеся представляют дневник наблюдения, а так же заслушиваются устно.
Компьютерные технологии.
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий что я больше всего и использую в своей педагогической деятельности. Ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств .Это направление в педагогической деятельности, требующее информационной компетентности и особой подготовки – эта технология близка и понятна детям. Процесс изучения биологии становится интереснее для учащихся, поэтому стараюсь идти в ногу с потребностями детей. Электронные образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик – это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системе в целом. При этом, создаются благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем. Всё это помогает адаптироваться учителю к современным условиям жизни, то есть педагогу остаться востребованным в современном обществе, а детям стать востребованными конкурентоспособными личностями.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.