Социализация молодежи в современном обществе

Публикация

Автор публикации: Лобас Юлия Александровна
г. Алдан, ГАПОУ РС(Я)
Алданский политехнический техникум, преподаватель

 

  • Понятие и сущность социализации

Понятие «социализация» имеет множество определений, широко употребляется в науке. Единого толкования не имеет. Термин заимствован из политэкономии, где имел значение «обобществления» земель, средств производства.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гидингс, который в 1887 г. в книге «Теория цивилизаций» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни.

Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит».

2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта.

3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе».

4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».

5) Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.

Необходимость социализации обусловлена двумя причинам:

  1. Биологические причины. Необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, – добывать пищу, одеваться, строить жилище и др. – человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей и т.д.). Дело в том, что эти сложные формы поведения не запрограммированы изначально в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. Так, в течение первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 – 6 месяцев после рождения.
  2. Социокультурные причины. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Так, у американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и многообразными средствами. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы.

Социализация является непрерывным процессом и происходит в течение всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте.

Выделяют следующие этапы социализации (Таблица 1):

Таблица 1 – Этапы социализации

ЭтапыПериод
младенчествоот рождения до 1 года
раннее детствоот 1 года до 3 лет
дошкольное детствоот 3 до 6 лет
младший школьный возрастот 6 до 10 лет
младший подростковыйот 10 до 12 лет
старший подростковыйот 12 до 14 лет
ранний юношескийот 15 до 17 лет
юношескийот 18 до 23 лет
молодостьот 23 до 30 лет
ранняя зрелостьот 30 до 40 лет
поздняя зрелостьот 40 до 55 лет
пожилой возрастот 55 до 65 лет
старостьот 65 до 70 лет
долгожительствосвыше 70 лет

Существуют различные периодизации, и приводимая выше не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно – идет процесс становления личности и ее основных качеств – характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация).

Особенности социализации взрослых: социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, тогда как детская социализация формирует базовые ценности и нормы поведения. Взрослые способны оценивать нормы, тогда как дети только усваивают их.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Важной формой социализации личности является воспитание, которое осуществляется обществом, целой системой социальных институтов с целью обеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности в социальные связи. В процессе воспитания общество осуществляет главную цель: формирование личности с положительными, социально значимыми качествами и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечить наибольший эффект воспитательного воздействия. Понимая воспитание в более широком смысле, можно сказать, что социализация – это есть постоянный процесс воспитания человека с самого первого дня его жизни.

Однако нельзя трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс воздействия социальной среды на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. Социализация – это процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния факторов внешней среды и внутренней активности личности.

К воздействию социальной среды человек относится избирательно, на основе сложившейся в его сознании системы ценностей, которая и выступает своеобразным ситом, через которое как бы просеиваются ее воздействия и влияния. В силу этого, именно сама индивидуальность личности, ее потребности и интересы, социальная направленность – выступают важнейшими факторами социализации личности.

Таким образом, в содержание понятия «социализация» входит:

  • усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
  • формирование социальных установок и убеждений;
  • вхождение индивида в социальную среду;
  • приобщение индивида к системе социальных связей;
  • самоактуализация «Я» личности;
  • усвоение индивидом социальных влияний;
  • социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.
  • Факторы, влияющие на социализацию молодежи

Факторы социализации – это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Их всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее:

– макрофакторы (космос, планета, мир, страна) которые влияют на социализацию всех жителей планеты или больших социальных групп, например, жителей одной страны;

– мезофакторы – условия социализации больших социальных групп как реальных (народ, нация, класс), так и номинальных (зрительская аудитория);

– микрофакторы – явления, оказывающие прямое влияние на социализацию личности (семья, группа сверстников, организация и т.д.).

Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е г. XX в. В. И.  Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой – политические и экономические элиты; верхний средний – собственники и менеджеры крупных предприятий; средний – предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый – интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший – неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон:  как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Мезофакторы социализации – это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей – вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет – совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Микрофакторы социализации –  это группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через институты и агентов социализации(общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям – детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей[1].

Таким образом, социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего, обще молодежных), экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.

  • Проблемы социализации молодежи в современных условиях

Выделяют три основных направления проблем социализации:

Социально-психологические  проблемы, связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.

Проблемой,  которая  ухудшает процесс  социализации  и  вызывает опасение  в  обществе,  становится  нарушение  социальных  норм  и  правил,   нежелание  им  подчиняться,  рост  преступности  среди  молодого  поколения.  О  нынешнем  поколении  молодежи  ученые  говорят,  что  оно  отличается  жестокостью,  импульсивностью,  непоследовательностью.      Молодежь  не  способна  к  волевой  регуляции  своих  эмоций.  В  последнее  время  увеличиваются   случаи      антиобщественного  поведения  среди  молодого  поколения.         Духовность  и   нравственность        снижаются,     растет    социальная      несправедливость   и    недоверие  к  органам  власти  со  стороны  молодежи,  что  приводит  к массовым беспорядкам,     межнациональным    конфликтам,    возникновению    преступных группировок.  Молодежь  становится  опасной  криминогенной  средой [2].

Еще  одной  проблемой  становится  ухудшение  уровня  и  качества  жизни  молодых  россиян,  нарастание  социальной  напряженности,  обострение         экологических  проблем,  роста  числа  заболеваний.  В  молодежной  среде           распространяются  ЗППП,  молодому  поколению  всерьез  угрожает  ВИЧ-инфекции,  СПИД,  сифилис.  Поэтому  особую  обеспокоенность  вызывает          репродуктивное  здоровье  молодежи,  а  также  частые  случаи  прерывания беременности  среди  молодых  мам.  Также  основная  часть  молодежи  страдают  хроническими  заболеваниями.  Становится  понятно,  что  ухудшение  физического  и  психического  здоровья  имеет  сильное  негативное  влияние  на  процесс  социализации  молодежи  в  современном  социуме.  В  связи  со  значительным  ухудшением  состояния  здоровья  молодежи  можно  сделать  вывод  об  ухудшении  генофонда  нации,  и  возможном  снижении  рождаемости  в  будущем.

Сталкивается  молодежь  и  с  трудностями  в  получении  образования.  Происходит  сокращение  бюджетных  мест,  падает  престиж  технических  профессий,  снижается  уровень  подготовки  кадров  высшей  и  средней  школы  и  оснащение материально-технической  базой.  Экономическая  незащищенность  молодых  ученых  снижает  стремление  дальнейшее  их  обучение.  Падает  общий  уровень  образованности  современной  молодежи.

Кроме  того,  изменяется  образ  жизни  молодежи  и  брачно-семейных  отношений.  Слабые  репродуктивные  установки  и  рост  свободных  отношений,  ранняя  половая  жизнь  искажают  роль  семьи,  ее  духовно-нравственные  традиции,  истинные  ценности  меняются  на  материальные,  многие  молодые  семьи  озабочены  лишь  проблемой  выживания.  Наблюдается  серьезный  разрыв  между  социальной  зрелостью  и  социально-гражданским  созреванием. Острой  проблемой  для  социализации  молодежи  становится  в  настоящее  время  проблема  одиночества.  Отсутствие  перспектив,  жизненного  опыта,  умения  адекватно  оценивать  свои  поступки  и  поступки  окружающих  приводит  к  возникновению  чувства  ненужности.  Определенный  процент  одиноких  людей  наблюдается  среди  студенческой  молодежи.  У  них  минимальны  социальные  контакты,  их  личные  связи  с  другими  либо  ограничены,  либо  отсутствуют.  Переживание  одиночества  присуще  как  студентам-первокурсникам,  испытывающим  трудности  в  адаптации  к  новым  жизненным  условиям,  так  и  для  студентов  старших  курсов.

Одиночество  может  становиться  следствием  еще  одной  проблемы,  набирающей  обороты  в  молодежной  среде  и  тормозящей  процесс  социализации,  проблемы  возрастания  случаев  суицида.  Исследования  показывают,  что  на  подобное  решение  молодых  людей  толкает  отсутствие  доверительных  отношений  с  семьей  и  сверстниками.  Все  это  говорит  о  низкой  способности  к  адаптации  современной  молодежи,  что  затрудняет  освоение  ими  социального  пространства.  Россия  сохраняет  лидирующее  место  по  смертности  от  самоубийств,  несчастных  случаев  и  других  внешних  воздействий.

Растет  среди  молодежи  и  число  социальных  болезней,  таких  как  алкоголизм,  наркомания,  токсикомания,  занятие  проституцией.  Среди  причин  роста  социальных  патологий  ученые  называют  конфликт  общества  и  личности,  испытывающей  трудности  в  адаптации  в  связи  с  непринятием  норм  поведения,  желанием  учиться  или  трудиться.  Сокращается  также  финансирование  организации  культурного  досуга  молодежи:  платные  кружки,  спортивные  секции,  развлекательные  мероприятия,  дорогой  транспорт,  трудности  с  отпуском.  Не  все  могут  обеспечить  свой  досуг  должным  образом.  Поэтому  и  здесь  проявляется  кризис  социализации  среди  молодежи.

Социальная  незащищенность  молодежи  в  сфере  труда  и  занятости,  безработица  также  становятся  актуальными  проблемами  среди  молодежи,  которые  отражаются  на  взаимодействии  с  социумом.  Имеет  место  невостребованность  молодых  людей  со  средним  специальным  и  высшим  образованием.  У  молодежи  возникают  трудности  с  поиском  работы,  и,  как  следствие,  со  стабилизацией  своего  материального  положения.  Низкие  заработки,  стипендии,  трудности  с  вторичной  занятостью,  отсутствие  качественных  недорогих  товаров  первой  необходимости,  одежды,  обуви  порождают  комплекс  неполноценности  среди  основной  части  молодого  поколения,  что  деформирует  взаимоотношения  в  молодежной  среде.

Обозначенный  круг  проблем  социализации  молодого  поколения  лишь  приблизителен.  Он  может  включать  и  другие  проблемы,  но  не  обязательно,  что  каждый  молодой  человек  столкнется  со  всеми  вышеперечисленными  проблемами.  Возникающие  трудности  в  процессе  социализации  и  пути  их  решения  зависят  от  индивидуальности  каждого  члена  общества,  его  воспитания,  психологической  устойчивости,  взаимодействия  с  социальным  окружением  и  множества  других  факторов.

Таким  образом,  выявление  проблем  социализации  молодежи  в  современном  социуме  поможет  избежать  проблем  в  развитии  государства  и  общества  в  целом.  Ведущее  положение  в  решении  данных  проблем  занимают  органы  государственной  власти  и  общественные  объединения.  Целью  их  деятельности  является  успешное  формирование  зрелой  личности  с  правильными  жизненными  установками,  обладающей  самостоятельностью,  ответственностью,  активностью  и  независимостью,  успешно  преодолевшую  процесс  социализации.

ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

Зубкова  Т.С.  Организация  и  содержание  работы  по  социальной  защите  женщин,  детей  и  семьи:  учеб.  пособие  для  студ.  сред.  проф.  учеб.  заведений  /  Т.С.  Зубкова,  Н.В.  Тимошина.  –  2-е  изд.,  стер.  –  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2004.  –  224  с.

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.