Технологическая карта урока
Тема урока: Хозяйство Северо-Запада России.
География 9 класс.
Автор публикации: Джамиля Казиева
пгт. Белый Яр, Сургутский район МАОУ “Белоярская СОШ №1”
Технологическая карта урока
Тема урока: Хозяйство Северо-Запада России. 9 класс. География
Деятельность на уроке
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающегося |
Цели урока: | Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России. Определить отрасли специализации экономического района и факторы обусловившие их размещение по территории. Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы. |
Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Личностные УУД: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности.
|
Тип урока: | комбинированный | Оборудование: учебник И. Алексеев. География 9, карта России, видео урок « Северо – Запад. Население и хозяйство » телевизор, карты атласа |
Ход урока | 1. Организационный момент | Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания |
2. Актуализация | Какой экономический район России мы изучаем? – Северо-Западный. – Какие территории входят в его состав? – Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская области и г. Санкт–Петербург. -Какие ресурсы на территории района? -Характеристика населения Беседа – В каких городах Северо-Запада стала зарождаться экономика? – Великий Новгород, Псков. – Какие причины тому послужили? – Через территорию проходил торговый путь “Из варяг в греки”, а города В. Новгород и Псков входили в Ганзейский торгово-политический союз Северной Германии, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Восточной, и Северной Европой, в этих городах были конторы Ганзы. – Основные занятия людей? Ремесло, торговля. – Какое важное историческое событие в этом районе происходит в 1703 году? – На пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в Европу”, строится Санкт- Петербург. 1. Мотивация Как развивалось хозяйство региона? Определяем тему и цели урока. IV Приобретение новых знаний | |
2. Этапы экономического развития района | После присоединения к централизованному Русскому государству Новгорода и Пскова города края утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после основания Санкт-Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в упадок. В тоже время Санкт-Петербург бурно развивается, используя своё выгодное географическое положение, которое усилилось с созданием воднотранспортных систем, связывающих его с Волгой, а затем и систем железных дорог. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производством для царского двора предметов роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из Москвы сюда были переведены школы математики и навигации, инженерные и артиллерийские, Морская академия и Славянская школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем была создана императорская Академия наук (1747г.) – теперь Российская академия наук. Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке, привозном каучуке и российском, поступающем из других районов страны. Поэтому промышленность города привязывалась к морскому побережью. Среди промышленных предприятий преобладали государственные или развивающиеся на государственных заказах. В XIX и начале XX века, в городе создаются предприятия по производству разнообразных судов (особенно военных), паровозов, артиллерийских орудий, электротехнического оборудования. Строятся чугунолитейные, текстильные и кожевенные фабрики. Быстрое возникновение Санкт-Петербурга “на пустом месте” | |
3. Ведущие отрасли хозяйственной специализации, факторы, определившие их размещение, проблемы, возникающие при взаимодействии человека и природы.
| Работа с экономической картой: беседа – Как вы думаете, что же сейчас представляет собой данный экономический район, какие отрасли хозяйства здесь развиты? – Здесь развиваются различные отрасли промышленности, много центров машиностроения, химической промышленности, развита лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, есть предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-западе района существуют льнозаводы. | |
– Выделите отрасли хозяйственной специализации, (учебник стр. 85).
| – Машиностроение, химическая промышленность, АПК. | |
Практическая работа по группам | Задание – 1 группа Характеристика машиностроения Северо-Запада России.
| Используя различные источники географической информации: 1. Текст параграфа 21, стр.92-93. 2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника. 3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”. Составьте характеристику машиностроения Северо-Западного района по плану: 1.Назовите отраслевой состав машиностроения (Машиностроение и металлообработка, 2 Назовите и покажите центры машиностроения и продукцию, которую они выпускают. (С.Петербург, В.Новгород, Псков, В.Луки, Выборг, Калининград). -Энергетическое оборудование для разных типов электростанций – “Ижорский завод”, объединение “Электросила”, “Кировский завод”, “Металлический завод” – Судостроительные предприятия: военные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры. – Оптико-механическое объединение “Ломо”: фотоаппараты, телескопы, оптические приборы для подводных лодок, танков. -Объединение “Светлана”: электронное оборудование. – г. Выборг: плавучие платформы для добычи нефти и газа на шельфе. 3 Как вы думаете, возникают ли какие-то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? |
Задание – 2 группа Характеристика химической промышленности Северо-Запада России.
| Используя различные источники географической информации: 1. Текст параграфа 21, стр. 93. 2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника. 3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”. Составьте характеристику химической промышленности Северо-Западного района по плану: 1.Назовите отраслевой состав химической промышленности района(Химическая, нефтеперерабатывающая, производство минеральных удобрений). 2.Какие из перечисленных факторов определили данную специализацию? а) потребительский; в) обеспеченность сырьём, водой, дешёвой электроэнергией; б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё решение). 3.Назовите и покажите центры и продукцию, которую они выпускают. (С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск, Волхов, Кингисепп, Сланцы). – Изделия из резины, шины, обувь– “Красный треугольник”. – Разнообразные удобрения. – Бензин, дизельное топливо, смазочные масла– Кириши (нефтепровод). 4.Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? Какие? | |
Физминутка
| Задание – 3 группа Характеристика АПК (сельского хозяйства) Северо-Западного района России.
| Используя различные источники географической информации: 1. Текст параграфа 21, стр. 94. 2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника. 3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”. 4. Физическую и климатическую карту в атласе 8-9 класс. Подготовьте характеристику сельского хозяйства Северо-Западного района по плану: 1. Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства: характер рельефа, особенности климата? (Равнинный рельеф – Русская равнина, умеренно-континентальный климат, с умеренно холодной зимой и нежарким летом, достаточное, даже избыточное увлажнение – дают хорошие предпосылки для развития АПК. Проблемы возникают при обработке почвы – территория подвергалась оледенению, избыточное увлажнение территории). 2. Состав отрасли: растениеводство, животноводство. ( Льноводство, зерновое хозяйство – выращивание ржи, овощеводство, картофелеводство. Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пригородное хозяйство). 3. Особенности размещения. ( северо-запад района – овощеводческий с молочным животноводством и свиноводством, юго-восток и Калининградская область – льно – животноводческий, с картофелеводством). 4. Центры пищевой ( Невель, Остров, Псков, С.Петербург, Калининград – маслосыродельная, рыбная), и лёгкой промышленности ( Опочка, Псков, Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и льняная )и их продукция. 5. Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? ( Заболоченность почв, необходимы мелиоративные работы – последствия ледника, в связи с интенсивной с/х деятельностью наблюдается истощение почв). |
V Закрепление
| Что значит Северо-Западный экономический район для России сейчас? – Как вы оцениваете его экономическое развитие? – Существуют ли проблемы в районе?
| |
VI. Рефлексия.
| – Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? -Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня? -Какие вопросы у вас вызвали затруднение? -Довольны ли вы результатами своей работы? VII. Итог урока.
| |
VIII. Домашнее задание. .
| Прочитать § 22, на к/к обозначить промышленные центры. Ответить на вопросы 1-5 на стр.95
|