Технологическая карта урока
Тема урока: Хозяйство Северо-Запада России.
География 9 класс.

Публикация

Автор публикации: Джамиля Казиева
пгт. Белый Яр, Сургутский район МАОУ “Белоярская СОШ №1”

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Хозяйство Северо-Запада России. 9 класс. География  

Деятельность на уроке

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность обучающегося
Цели урока:

Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России.

Определить отрасли специализации экономического района и факторы обусловившие их размещение по территории.

Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы.

 

Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности.

 

Тип урока:комбинированныйОборудование: учебник И. Алексеев. География 9, карта России, видео урок « Северо – Запад. Население и хозяйство » телевизор, карты атласа
Ход урока1.       Организационный моментВзаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания
 2.       Актуализация

 Какой экономический район России мы изучаем?

– Северо-Западный.

– Какие территории входят в его состав?

– Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская области и г. Санкт–Петербург.

-Какие ресурсы на территории района?

-Характеристика населения

Беседа

– В каких городах Северо-Запада стала зарождаться экономика?

– Великий Новгород, Псков.

– Какие причины тому послужили?

– Через территорию проходил торговый путь “Из варяг в греки”, а города

В. Новгород и Псков входили в Ганзейский торгово-политический союз Северной Германии, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Восточной, и Северной Европой, в этих городах были конторы Ганзы.

– Основные занятия людей?  Ремесло, торговля.

– Какое важное историческое событие в этом районе происходит в 1703 году?

– На пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в Европу”, строится Санкт- Петербург.

1.       Мотивация

Как развивалось хозяйство региона?

Определяем тему и цели урока.

IV Приобретение новых знаний

 2. Этапы экономического развития района

После присоединения к централизованному Русскому государству Новгорода и Пскова города края утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после основания Санкт-Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в упадок.

В тоже время Санкт-Петербург бурно развивается, используя своё выгодное географическое положение, которое усилилось с созданием воднотранспортных систем, связывающих его с Волгой, а затем и систем железных дорог. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производством для царского двора предметов роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из Москвы сюда были переведены школы математики и навигации, инженерные и артиллерийские, Морская академия и Славянская школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем была создана императорская Академия наук (1747г.) – теперь Российская академия наук.

Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке, привозном каучуке и российском, поступающем из других районов страны. Поэтому промышленность города привязывалась к морскому побережью. Среди промышленных предприятий преобладали государственные или развивающиеся на государственных заказах.

В XIX и начале XX века, в городе создаются предприятия по производству разнообразных судов (особенно военных), паровозов, артиллерийских орудий, электротехнического оборудования. Строятся чугунолитейные, текстильные и кожевенные фабрики.

Быстрое возникновение Санкт-Петербурга “на пустом месте”

 

3. Ведущие отрасли хозяйственной специализации, факторы, определившие их размещение, проблемы, возникающие при взаимодействии человека и природы.

 

Работа с экономической картой: беседа

– Как вы думаете, что же сейчас представляет собой данный экономический

район, какие отрасли хозяйства здесь развиты?

– Здесь развиваются различные отрасли промышленности, много центров машиностроения, химической промышленности, развита лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, есть предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-западе района существуют льнозаводы.

 

– Выделите отрасли хозяйственной специализации, (учебник стр. 85).

 

– Машиностроение, химическая промышленность, АПК.
Практическая работа по группам

Задание – 1 группа

Характеристика машиностроения Северо-Запада России.

 

Используя различные источники географической информации:

1.       Текст параграфа 21, стр.92-93.

2.       Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника.

3.       Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

Составьте характеристику машиностроения Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав машиностроения (Машиностроение и металлообработка,

2 Назовите и покажите центры машиностроения и продукцию, которую они выпускают. (С.Петербург, В.Новгород, Псков, В.Луки, Выборг, Калининград).

-Энергетическое оборудование для разных типов электростанций – “Ижорский завод”, объединение “Электросила”, “Кировский завод”, “Металлический завод”

– Судостроительные предприятия: военные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.

– Оптико-механическое объединение “Ломо”: фотоаппараты, телескопы, оптические приборы для подводных лодок, танков.

-Объединение “Светлана”: электронное оборудование.

– г. Выборг: плавучие платформы для добычи нефти и газа на шельфе.

3 Как вы думаете, возникают ли какие-то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России?

 

Задание – 2 группа

Характеристика химической промышленности Северо-Запада России.

 

Используя различные источники географической информации:

1. Текст параграфа 21, стр. 93.

2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника.

3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

Составьте характеристику химической промышленности Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав химической промышленности района(Химическая, нефтеперерабатывающая, производство минеральных удобрений).

2.Какие из перечисленных факторов определили данную специализацию?

а) потребительский; в) обеспеченность сырьём, водой, дешёвой электроэнергией;

б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё решение).

3.Назовите и покажите центры и продукцию, которую они выпускают.

(С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск, Волхов, Кингисепп, Сланцы).

– Изделия из резины, шины, обувь– “Красный треугольник”.

– Разнообразные удобрения.

– Бензин, дизельное топливо, смазочные масла– Кириши (нефтепровод).

4.Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? Какие?

Физминутка

 

Задание – 3 группа

Характеристика АПК (сельского хозяйства) Северо-Западного района России.

 

Используя различные источники географической информации:

1.       Текст параграфа 21, стр. 94.

2.       Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника.

3.       Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

4.       Физическую и климатическую карту в атласе 8-9 класс.

Подготовьте характеристику сельского хозяйства Северо-Западного района по плану:

1.       Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства: характер рельефа, особенности климата? (Равнинный рельеф – Русская равнина, умеренно-континентальный климат, с умеренно холодной зимой и нежарким летом, достаточное, даже избыточное увлажнение – дают хорошие предпосылки для развития АПК. Проблемы возникают при обработке почвы – территория подвергалась оледенению, избыточное увлажнение территории).

2.       Состав отрасли: растениеводство, животноводство. ( Льноводство, зерновое хозяйство – выращивание ржи, овощеводство, картофелеводство. Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пригородное хозяйство).

3.       Особенности размещения. ( северо-запад района – овощеводческий с молочным животноводством и свиноводством, юго-восток и Калининградская область – льно – животноводческий, с картофелеводством).

4.       Центры пищевой ( Невель, Остров, Псков, С.Петербург, Калининград – маслосыродельная, рыбная), и лёгкой промышленности ( Опочка, Псков, Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и льняная )и их продукция.

5.       Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? ( Заболоченность почв, необходимы мелиоративные работы – последствия ледника, в связи с интенсивной с/х деятельностью наблюдается истощение почв).

V Закрепление

 

Что значит Северо-Западный экономический район для России сейчас?

– Как вы оцениваете его экономическое развитие?

– Существуют ли проблемы в районе?

 

 

VI. Рефлексия.

 

– Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

-Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня?

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

VII. Итог урока.

 

 

VIII. Домашнее задание. .

 

Прочитать § 22, на к/к обозначить промышленные центры. Ответить на вопросы 1-5 на стр.95

 

 

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.