Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Урок в 5 классе «Калмыцкий праздничный костюм»

Публикация

Автор публикации: Лиджиева Баира Данзановна
п.Эрдниевский, МКОУ “Эрдниевская СОШ”,
учитель ИЗО

 

Цели урока: познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде ; воспитывать интерес к народной культуре ; расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.

Планируемые  результаты:

В познавательной сфере:

– давать определение изученных понятий:

– описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

– анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

Формирование универсальных учебных действий обучающихся:

Личностные УУД:

– осваивать древние корни своего народа;

– формировать ответственное отношение к обучению и познанию искусства.

Регулятивные УУД:

– определять цели и задачи в учебе;

– планировать пути достижения цели;

– оценивать результат на поставленную задачу.

Познавательные УУД:

– осознавать народный праздничный костюм как образное представление человека о мире;

– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;

– выполнять эскизы.

Коммуникативные УУД:

– осуществлять совместную деятельность в группе;

– согласовывать свои действия с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.

Ход урока.

1.Организационный  момент

2.Целеполагание и мотивация .

– Рассмотрите иллюстрации картин женских костюмов. Что вы можете сказать, какой тогда ( в 19 веке ) была жизнь народа?

Действительно, приходилось очень много трудиться . Зато, когда приходил праздник, он был для простолюдин долгожданным и желанным. К нему готовились. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Её шили сами и всем хотелось показать свои наряды , свое мастерство.

3.Формирование новых знаний.

У калмыков как и у других  народов есть свои традиции и свои народные костюмы. Они раскрывают душу человека, его характер. Познакомимся с Костюмом простых калмыцких женщин, которые они одевали в будни. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
обычно под кафтаны калмычки надевали платье — терлег —Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами. В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили.
Наряд незамужней девушки летом состоял из нижнего белья, желятига — приталенного камзола без рукавов, поверх которого надевали приталенное платье — бииз, доходившее до пят. Его шили из разноцветного ситца, шелка яркой окраски или шерсти. На талии и по бокам бииз собирался во множество складок, красиво ниспадавших на бедрах и эффектно подчеркивавших девичью фигуру. Длинные рукава такой одежды по нижнему краю рукава украшались кружевом и имели разрез до локтя. Вырез на груди закрывала манишка с узорами из золотых и серебряных нитей и позументом.
Бииз всегда перехватывался на талии широким поясом, расшитым бисером.

4. Национальные праздничные   костюмы создавались многими поколениями людейКалмыцкий народный костюм  привлекает своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает  костюм уникальным.

Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя. Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.

Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.

До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку — бюслячи — шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.

Бархатные шиверлыки — чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.

В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.

Терлег — праздничное платье калмычки — шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, даруют благоденствие .

С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.

Праздничные костюмы удивляют своим многоцветием. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли.  И основным мотивом проходит сочетание желтого и зеленого цветов.

Какое значение имел цвет в костюме ?

Женский костюм был очень красочным и многообразным. Женский костюм был намного сложнее и многослойнее , чем мужской . Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, калмыцкий женский костюм  подчеркивал формы тела:

Важной частью женского костюма был головной убор. В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса — тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.
Завершали наряд калмыцкой женщины два шиверлыка — специальные бархатные чехольчики черного цвета для кос. Их появление в костюме связано не только с многочисленными поверьями. В юности девушки заплетали волосы в несколько косичек, свободно ниспадавших на грудь и спину. Но в день свадьбы, со сменой семейного положения, девушке заплетали волосы в две тугие косы около висков. Считалось, что с этого момента женщина становилась хранительницей жизненной силы. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой — сила ее мужа. Поэтому никто из посторонних не мог видеть калмычку простоволосой. А чтобы полностью скрыть волосы от чужих глаз, она прятала косы в шиверлыки. Чехольчики на концах завершались токугами — подвесками из серебра, по форме напоминавшими стрелы. Чтобы при выполнении домашних работ волосы, убранные в шиврелыки и утяжеленные токугами, не мешали, конструкцию продевали в специальные нагрудные клапаны, пришитые к платью.

Физкультминутка .

Практическая работа.

Сегодня вам предстоит выполнить эскиз калмыцкого праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом. 

Итог урока , выставка и анализ работ. 

Домашнее задание

Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.