Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Урок литературного чтения
Тема: И.Крылов. Стрекоза и Муравей.

Публикация

Автор публикации: Рыбакова Мария Ивановна
МБОУ СОШ с.Васильевка,
учитель начальных классов

 

Тема: И.Крылов. Стрекоза и Муравей.

 

Цель: познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения; развивать творческие способности детей; обогащать словарный запас и способствовать развитию речи; учить читать басню по ролям; учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя

Формируемые УУД: предметные:  научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказывать своё мнение; учитывать разные мнения  и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: Ориентация в нравственном содержании поступков

Оборудование: презентация, карточки, аудиозапись, карточки по группам,

учебник «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Выставка книг с баснями И.А.Крылова

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо,

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем.

Хором: Говорим четко, внятно, чтобы было все понятно.

  1. 2. Артикуляционная гимнастика.

-Начнём урок со звуковой разминки

Изобразите звуками как:

– шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика (ш-ш-ш);

– жужжит жук (ж-ж-ж);

– стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

– шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.

– Произнесённые вами звуки гласные или согласные?

– Согласные.

– Почему?

-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.

– Что ещё можете сказать об этих звуках?

-Эти звуки шипящие.

2) Речевая разминка

-Прочитайте пословицы и найдите лишнюю.

– Почему вы считаете , что она лишняя?

1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Делу время, потехе час.
3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
4. Дружба заботой да подмогой крепка.

– Какой темой объединены остальные пословицы? (Они о дружбе)

– Прочитайте эту пословицу шепотом- представьте что ночь.

– Наступило утро- прочитайте пословицу с восклицательной интонацией.

– Прочитаем  громко- тихо

– А теперь прочитаем пословицу хором.

Делу время, потехе час.

–  Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. Почему , вы узнаете позже.

  1. Актуализация знаний (Работа в группах)

– А сейчас мы с вами поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе:

  • Работай дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.

– Задание: собрать слова

1 группа2 группа3 группа

Стреозак

мурейва

Басян

Найти значение в толковом словаре

Иавн

Крлоыв

Проверка : 1 группа:  Муравей, Стрекоза

– Чем они похожи? (Это насекомые)

2 группа: Басня

Прочитайте : что такое басня?

– Поучительный рассказ, часто в стихах, где вместо людей действуют животные.

В басне есть мораль, нравоучение. Осуждает зависть, лень, глупые поступки.

Басня – это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни. Человек, который пишет басни, называется  баснописцем.

Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.

3 группа: Иван Крылов

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. И. А. Крылов любил все русское и великое: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. И мы знаем его, как великого русского поэта-баснописца

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ценностей не осталось, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу да потихонечку читать книги, которые остались после отца. Когда Крылов сам стал сочинять, он писал пьесы. Басни Иван Андреевич начал писать позже, когда ему было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Ворлык». Но если вы прочтете это имя справа налево, то всё поймете. Прожил Иван Андреевич долгую жизнь, умер на 70 году и написал более 200 басен.

Иван Андреевич не создавал басни специально для детей, но многие басни вошли в круг детского чтения: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок», «Лисица и Виноград», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух» и др.

– Как вы думаете : какова тема урока?

– Какую цель мы поставим перед собой?

– Давайте прочитаем какие цели урока мы поставили перед собой.

  1. Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

 Потянулась, улыбнулась,

 Раз – росой умылась,

 Два – изящно покружилась,

 Три – нагнулась и присела,

 На четыре – полетела,

 У реки остановилась,

 Над водою закружилась.

  1. Работа по учебнику

-Откройте учебники. Прочитайте названия произведения.

-Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Главные герои )

– Что знаете о муравьях?

Муравей

Муравьи  живут в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Они удивляют людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

– О стрекозах?

Стрекоза

Стрекозы, относятся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни они  летают, порхают, охотятся за комарами, мухами, мошками. Все это стрекозы делают на ваших глазах и все мы, люди, ими любуемся, восхищаемся. После бабочек они занимают второе место по красоте. Не возможно не любить их!

  1. Знакомство с произведением. Первичное восприятие текста.

– А сейчас прослушаем басню.

– Понравилась ли вам басня?

2) Самостоятельное чтение текста

Прочитайте басню самостоятельно и подчеркивайте слова,

которые вам непонятны.

– Назовите главных действующих лиц басни

  1. Словарная работа.

-Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

Зима катит в глаза– наступила неожиданно

Лето красное– теплое

Оглянуться не успела -очень быстро

Голову вскружило – забыла обо всем

До вешних дней – до весны

Тоска – грусть

В мягких муравах у нас- молодая трава

Удручена – огорчена

Поплясать – танцевать.

4) Самостоятельное чтение ( чтение по группам)

– При чтении обратите внимание на слова , которые помогут увидеть образ каждого героя, характер, повадки.

–Как вы думаете каким по характеру представился муравей?

  1. Беседа по содержанию.

– В какое время года происходит действие?

– Как Стрекоза проводила лето?

– Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?

– О чем она стала просить Муравья?

– Как отнесся Муравей к ее просьбе?

Кто из героев басни вам понравился и почему?

О чем эта басня? – о потерянных днях.

  1. Физминутка для глаз
  2. Работа по группам: – Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев. Задание для 3 группы: Выбрать советы для Стрекозы

– Определите черты характера главных героев.

СтрекозаМуравей
  

Труженик, труженица, жадный, , справедливость, усердие, лень, беспечность, мудрость, глупость, трудолюбивая, старательный, серьёзная , трудолюбивый, весёлая, запасливый, резвая, ленивый, запасливая, легкомысленный, беззаботная, серьёзный, работящая, честный, легкомысленная, терпеливый, ленива, беззаботный

Проверка работы.

СтрекозаМуравей

Весёлая

Резвая

Беззаботная

легкомысленная

ленивая

Старательный

Трудолюбивый

Запасливый

Серьёзный

Честный

терпеливый

– Значит Стрекоза какой герой?

– А Муравей?

– Как Крылов относится к Муравью?

– К Стрекозе?

– Как автор называет Стрекозу? Почему?

– Как бы вы поступили на месте Муравья?

– Сочувствуйте ли вы Стрекозе?

  1. Выборочное чтение

А). Читаем 1 часть. ( слайд12)

– Как Стрекоза провела лето? Зачитайте.

– Почему «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? Как понять это выражение.

– Ждала ли она зиму, готовилась ли к ней?

– Как понять выражение «Зима катит в глаза»?

– Как изменилось поле осенью? (слайд 13)

Б). Читаем 2 часть. (слайд 13)

– Какими стали дни?

– Почему не поет стрекоза?

– Как об этом говорится в басне? Зачитайте.

– Как понимаете выражение «злой тоской удручена»?

– О чем она просит муравья? Зачитайте

– До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить ее?

 

В). Читаем 3 часть. (слайд 14-15)

– Что ответил ей муравей? Зачитайте.

– Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце? (Жалость, осуждение)

Прочитаем хором басню, постараемся передать голосом те чувства, которые вы испытываете к героине.

– Как будем читать слова Стрекозы в начале басни (жалостливо, просяще)   и в конце (игриво, весело)

 

– Как надо читать слова Муравья? (уверенно, поучительно)

– Можно ли назвать его жадным

– В каких словах заключена мораль? В чем смысл басни? Прочитайте.

-Объясните смысл этих слов.

-Что автор высмеивает в людях?

– Чему учит эта басня? ( Учит людей узнавать самих себя; помогает обнаружить недостатки;

-учит мудрости жизни;

– осуждает легкомыслие; нежелание думать о завтрашнем дне(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать.

Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

Давайте вспомним : почему девизом  урока стала эта пословица:

Делу время, потехе час.

  1. Самостоятельная подготовка к чтению по ролям.

– Сколько персонажей?

1группа- автор

2 группа- Стрекоза

3 группа- Муравей

  1. Чтение басни по ролям

– Сейчас мы будем читать по ролям. Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Можно ли назвать Стрекозу и Муравья друзьями?» Почему?

– Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу в дом?

  1. Домашнее задание

Придумать своё продолжение басни: Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу в дом?

– Какие цели мы сегодня перед собой ставили?

– Достигли мы поставленных целей?

  1. Рефлексия

– Понравился ли вам урок?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно

  1. Итог урока

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час)

Иван Андреевич Крылов написал много басен.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.