Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Съедобные и несъедобные грибы.
Правила сбора грибов.

Публикация

Автор публикации: Евгения Фураева
Московская область, г. Шатура, МБОУ “Лицей г. Шатуры”
учитель начальных классов

 

Урок окружающего мира в 1б классе по УМК «Перспективная начальная школа».

Учитель: Фураева Е.В.

Тема: Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

Цель: знакомство учащихся с царством грибов.

Планируемые результаты

 Предметные:

Обучающий  научится:

  1. Перечислять части гриба (знать строение)
  2. Выделять группы съедобных и несъедобных грибов
  3. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

 

 Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Определять и описывать роль и место грибов в природе.

Метапредметные :                                                       

Регулятивные УУД:

У обучающегося будет сформировано:

  1. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. Умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  3. Умение работать по предложенному учителем плану;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. Умения сравнивать цель и результат;
  2. Умения логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
  3. Умения отличать верно выполненное задание от неверного.
  4. Фиксировать результат своей деятельности.

Познавательные УДД:

У обучающегося будет сформировано:

  1. Умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  2. Умение ориентироваться в учебнике;
  3. Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  4. Умение делать выводы в результате совместной работы своего класса;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. Умения группировать предметы и образы, находить соответствия;
  2. Умения самопроверке и самоконтролю на уроке;

Личностные УУД:

  1. Воспитывать бережное отношения к природе родного края;
  2. Воспитывать уважение к мнению товарищей.

Коммуникативные УУД:

У обучающегося будет сформировано:

  1. Умение доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  2. Умение слушать и понимать речь других;
  3. Умение выразительно читать и усваивать прочитанный текст;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. Умению следовать правилам общения на уроке и соблюдать их;

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые  технологии обучения:

  1. Игровые технологии;
  2. Здоровьесберегающие технологии;
  3. Технология проблемного обучения;
  4. Информационно-коммуникативные технологии;
  5. Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор,  мультимедийная презентация,  раздаточный материал, картинки грибов, иллюстрация  «Строение гриба»,  схемы-памятки по сбору грибов, лото, учебник «Окружающий мир 1 класс», хрестоматия «Окружающий мир 1 класс», тетрадь для самостоятельной работы по окружающему миру, клей, ножницы.

Этапы  урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученикаПримечание
I.Оргмомент

– Начинаем наш урок.  Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, хрестоматия, тетрадь.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.

– Что необходимо для успешной работы?

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Учащиеся отвечают.

Слайд 1
II. Актуализация знаний. Постановка учебной цели

– Откройте содержание учебника и вспомните тему  прошлого  урока.

–  А вы любите ходить в лес за грибами?

–  Почему в лес удобно ходить с лукошком? –  Какие грибы вам знакомы?

–  Какие грибы   растут в Подмосковье?

– Рассмотрите рисунки на страницах учебника.

– Вы, наверное, догадались, о чём будем сегодня говорить?  Сформулируйте тему урока.

– Какую цель перед собой поставим?

Тема прошлого урока: С лукошком за грибами.  (Стр. 58-59)

Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

Научиться  отличать съедобные грибы от несъедобных, познакомиться с правилами сбора грибов….

Слайд 2
III. Построение проекта выхода из затруднения

– Чтобы достичь поставленной цели мы должны составить план.

Я предлагаю вам обсудить на уроке вот такие вопросы. Но в каждом пункте не хватает слова. Давайте определим, какого слова не хватает?

ВОПРОСЫ:

1.Что такое………?

2. Из каких …..состоит  гриб?

3. Роль  и  ……грибов.

4. Какие бывают…….?

5.  …………..сбора грибов.

– Выполнение каждого пункта будем фиксировать во второй колонке.

Дети составляют план работы на уроке.

ПЛАНОтметка о выполненииДостижения
1.Что такое грибы?  
2. Из каких частей состоит  гриб?  
3. Роль  и значение грибов.  
4. Какие бывают грибы?  
5. Правила сбора грибов.  

Слайд 3

Учащиеся в течение урока делают пометки в плане

IV. Реализация построенного проекта

1.Что такое грибы?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Раз вы такие опытные грибники, скажите, что такое грибы?

– Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений (табличка) или к царству животных (табличка).

– А как вы считаете, могут грибы относиться к царству растений? Чего нет у грибов?

– А к царству животных? Почему?

– Но если грибы это живая природа, то куда же их отнести?

Поэтому, в конце концов, их выделили в отдельное царство –

грибы. Микология –наука о грибах.

– Посмотрите на план, что мы сейчас узнали?

– Мы выполнили первый пункт нашего плана. Идём дальше.*

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседание.)

На пеньке растут опята.

Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь,

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)

– Гриб не относится ни к растениям, ни к животным. Грибы – особое царство ЖИВОЙ природы.

     

( составляется схема)

 

       Живая природа

 

животные           растения     грибы

На доске появляется схема

На доске

микология
2.. Из каких частей состоит  гриб?

– Как и растения, грибы неподвижны. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, лист, цветок, что вы и пронаблюдали ранее.

-Из каких частей состоит гриб?

– Что такое споры?

– Какой пункт плана мы изучили?

-Какой следующий пункт плана мы будем реализовывать?

шляпка
споры
ножка
грибница

– Споры созревают в шляпке. Это мельчайшие «семена» грибов. Когда они созревают, ветер разносит их, они попадают в почву и прорастают, образуя грибницу. А из грибницы вырастают новые грибы.

Рисунок гриба на доске. Дети  по рисунку рассказывают о строении гриба и прикрепляют названия частей гриба.
3. Роль  и значение грибов.

– Ребята, ответьте, кем и как используются грибы?

-Так надо ли их охранять и зачем?

– Мы ответили на вопрос, почему их надо охранять?*

– Какой пункт плана мы изучили?

-Какой следующий пункт плана мы будем реализовывать?

Примерные ответы детей

– Грибы используются людьми и животными

– По питательной ценности грибы не уступают мясу и рыбе.

– Несъедобные грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси.

– Польза пеших прогулок на свежем воздухе в тишине леса, масса радостных впечатлений от грибных находок укрепляет здоровье человека.

– Белая прохладная незрелая мякоть съедобного гриба раньше заменяла пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще 300 лет назад применяли при обморожениях

– Так же грибник знает,  что  лесу  нужны  все  грибы – они  лесную  подстилку  перерабатывают на перегной и с корнями деревьев дружат, помогая им брать из почвы воду и минеральные соли.

-Некоторые грибы, например мухоморы, лекарством для зверей служат. А иной с досады посшибает ненужные ему «поганки» да еще и лесную подстилку разворошит, нанося этим большой вред лесу.

– В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не столько от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница. Поэтому охрана грибов начинается с охраны леса.

Обобщаю ответы детей
4. Какие бывают грибы?

Рассмотрите рисунок на стр. 58-59 учебника

Какие бывают грибы?

 

Работа в группах.

Задание: Прочитать рассказ, выбрать  полезную и интересную информацию о грибе и рассказать классу.

 

 

-Грибы бывают съедобные и несъедобные.

 

 

1 группа –  «Царь грибов», стр. 69

2 группа – « Почему подосиновик – подосиновик», стр. 70

3 группа – «Почему подберёзовик растёт под берёзами», стр. 71

4 группа – « Разноцветные сестрички», стр. 71

5 группа – « Опасный красавец», стр. 72

6 группа – «Главная среди поганок», стр. 73

Слайд 4-9

Хрестоматия, стр. 69-73

5. Правила сбора грибов.

Учебник стр. 59

-Скажите ребята, а  нужно ли соблюдать правила сбора?

-Как ты считаешь, о какой пользе говорила Маша?

-Нужно.

– Несъедобные грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы – это дом для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, их которых вылупляются личинки (такой гриб мы обычно называем червивым).
Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб – это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей чужих деток, и не забывая о росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые, красивые и не червивые грибы.

Информационные знаки по сбору грибов:

•      Дети собирают грибы только со взрослыми

•      Собирайте только знакомые грибы

•      Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом или аккуратно выкручивают из земли

•      Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы

•      Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог

•      Собирайте грибы не в ведра и пакеты, а именно в корзины (лукошки).                                     

На доске появляются знаки-правила
V.Первичное закрепление-А сейчас мы посмотрим, как вы запомнили материал и поиграем в «Грибное лото» Лото
VI.Вторичное закрепление

-На какие группы можно разделить данные грибы?

-Выполните задание в рабочей тетради на стр. 37

– Проверка.  Назовите грибы, которые вы отнесли  к съедобным?  У кого по-другому?

-Назовите грибы, которые вы отнесли к несъедобным? У кого по- другому?

 

 

 

 

-На съедобные и несъедобные 
VII.Итог урока. Рефлексия

– Давайте проверим. Заполните лист достижений

– Прочитайте каждую строчку листа достижений

– Если после нашего урока вы сможете ответить на вопрос, то поставьте !, если не можете ответить , то поставьте ?

– У кого напротив всех вопросов стоит знак ! (и т. д.)

-У кого есть вопросы и что-то непонятно?

-Молодцы! Спасибо за урок.

ПЛАНОтметка о выполненииДостижения
1.Что такое грибы?  
2. Из каких частей состоит  гриб?  
3. Роль  и значение грибов.  
4. Какие бывают грибы?  
5. Правила сбора грибов.  
Слайд10-11

Приложение 1

ПЛАНОтметка о выполненииДостижения
1.Что такое грибы?  
2. Из каких частей состоит  гриб?  
3. Роль  и значение грибов.  
4. Какие бывают грибы?  
5. Правила сбора грибов.  
Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.