Съедобные и несъедобные грибы.
Правила сбора грибов.
Автор публикации: Евгения Фураева
Московская область, г. Шатура, МБОУ “Лицей г. Шатуры”
учитель начальных классов
Урок окружающего мира в 1б классе по УМК «Перспективная начальная школа».
Учитель: Фураева Е.В.
Тема: Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Цель: знакомство учащихся с царством грибов.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающий научится:
- Перечислять части гриба (знать строение)
- Выделять группы съедобных и несъедобных грибов
- Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Определять и описывать роль и место грибов в природе.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
У обучающегося будет сформировано:
- Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Умение работать по предложенному учителем плану;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- Умения сравнивать цель и результат;
- Умения логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
- Умения отличать верно выполненное задание от неверного.
- Фиксировать результат своей деятельности.
Познавательные УДД:
У обучающегося будет сформировано:
- Умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Умение ориентироваться в учебнике;
- Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Умение делать выводы в результате совместной работы своего класса;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- Умения группировать предметы и образы, находить соответствия;
- Умения самопроверке и самоконтролю на уроке;
Личностные УУД:
- Воспитывать бережное отношения к природе родного края;
- Воспитывать уважение к мнению товарищей.
Коммуникативные УУД:
У обучающегося будет сформировано:
- Умение доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
- Умение слушать и понимать речь других;
- Умение выразительно читать и усваивать прочитанный текст;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- Умению следовать правилам общения на уроке и соблюдать их;
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии обучения:
- Игровые технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология проблемного обучения;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Личностно – ориентированного обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, картинки грибов, иллюстрация «Строение гриба», схемы-памятки по сбору грибов, лото, учебник «Окружающий мир 1 класс», хрестоматия «Окружающий мир 1 класс», тетрадь для самостоятельной работы по окружающему миру, клей, ножницы.
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Примечание | ||||||||||||||||||
I.Оргмомент | – Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, хрестоматия, тетрадь. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. – Что необходимо для успешной работы? | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Учащиеся отвечают. | Слайд 1 | ||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Постановка учебной цели | – Откройте содержание учебника и вспомните тему прошлого урока. – А вы любите ходить в лес за грибами? – Почему в лес удобно ходить с лукошком? – Какие грибы вам знакомы? – Какие грибы растут в Подмосковье? – Рассмотрите рисунки на страницах учебника. – Вы, наверное, догадались, о чём будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. – Какую цель перед собой поставим? | Тема прошлого урока: С лукошком за грибами. (Стр. 58-59) Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, познакомиться с правилами сбора грибов…. | Слайд 2 | ||||||||||||||||||
III. Построение проекта выхода из затруднения | – Чтобы достичь поставленной цели мы должны составить план. Я предлагаю вам обсудить на уроке вот такие вопросы. Но в каждом пункте не хватает слова. Давайте определим, какого слова не хватает? ВОПРОСЫ: 1.Что такое………? 2. Из каких …..состоит гриб? 3. Роль и ……грибов. 4. Какие бывают…….? 5. …………..сбора грибов. – Выполнение каждого пункта будем фиксировать во второй колонке. | Дети составляют план работы на уроке.
| Слайд 3 Учащиеся в течение урока делают пометки в плане | ||||||||||||||||||
IV. Реализация построенного проекта 1.Что такое грибы? | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Раз вы такие опытные грибники, скажите, что такое грибы? – Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений (табличка) или к царству животных (табличка). – А как вы считаете, могут грибы относиться к царству растений? Чего нет у грибов? – А к царству животных? Почему? – Но если грибы это живая природа, то куда же их отнести? Поэтому, в конце концов, их выделили в отдельное царство – грибы. Микология –наука о грибах. – Посмотрите на план, что мы сейчас узнали? – Мы выполнили первый пункт нашего плана. Идём дальше.* | Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседание.) На пеньке растут опята. Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) Утомил всех долгий путь, Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.) – Гриб не относится ни к растениям, ни к животным. Грибы – особое царство ЖИВОЙ природы.
( составляется схема)
Живая природа
животные растения грибы | На доске появляется схема На доске
| ||||||||||||||||||
2.. Из каких частей состоит гриб? | – Как и растения, грибы неподвижны. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, лист, цветок, что вы и пронаблюдали ранее. -Из каких частей состоит гриб? – Что такое споры? – Какой пункт плана мы изучили? -Какой следующий пункт плана мы будем реализовывать? |
– Споры созревают в шляпке. Это мельчайшие «семена» грибов. Когда они созревают, ветер разносит их, они попадают в почву и прорастают, образуя грибницу. А из грибницы вырастают новые грибы. | Рисунок гриба на доске. Дети по рисунку рассказывают о строении гриба и прикрепляют названия частей гриба. | ||||||||||||||||||
3. Роль и значение грибов. | – Ребята, ответьте, кем и как используются грибы? -Так надо ли их охранять и зачем? – Мы ответили на вопрос, почему их надо охранять?* – Какой пункт плана мы изучили? -Какой следующий пункт плана мы будем реализовывать? | Примерные ответы детей – Грибы используются людьми и животными – По питательной ценности грибы не уступают мясу и рыбе. – Несъедобные грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. – Польза пеших прогулок на свежем воздухе в тишине леса, масса радостных впечатлений от грибных находок укрепляет здоровье человека. – Белая прохладная незрелая мякоть съедобного гриба раньше заменяла пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще 300 лет назад применяли при обморожениях – Так же грибник знает, что лесу нужны все грибы – они лесную подстилку перерабатывают на перегной и с корнями деревьев дружат, помогая им брать из почвы воду и минеральные соли. -Некоторые грибы, например мухоморы, лекарством для зверей служат. А иной с досады посшибает ненужные ему «поганки» да еще и лесную подстилку разворошит, нанося этим большой вред лесу. – В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не столько от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница. Поэтому охрана грибов начинается с охраны леса. | Обобщаю ответы детей | ||||||||||||||||||
4. Какие бывают грибы? | – Рассмотрите рисунок на стр. 58-59 учебника –Какие бывают грибы?
Работа в группах. Задание: Прочитать рассказ, выбрать полезную и интересную информацию о грибе и рассказать классу.
| -Грибы бывают съедобные и несъедобные.
1 группа – «Царь грибов», стр. 69 2 группа – « Почему подосиновик – подосиновик», стр. 70 3 группа – «Почему подберёзовик растёт под берёзами», стр. 71 4 группа – « Разноцветные сестрички», стр. 71 5 группа – « Опасный красавец», стр. 72 6 группа – «Главная среди поганок», стр. 73 | Слайд 4-9 Хрестоматия, стр. 69-73 | ||||||||||||||||||
5. Правила сбора грибов. | Учебник стр. 59 -Скажите ребята, а нужно ли соблюдать правила сбора? -Как ты считаешь, о какой пользе говорила Маша? | -Нужно. – Несъедобные грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы – это дом для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, их которых вылупляются личинки (такой гриб мы обычно называем червивым). Информационные знаки по сбору грибов: • Дети собирают грибы только со взрослыми • Собирайте только знакомые грибы • Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом или аккуратно выкручивают из земли • Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы • Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог • Собирайте грибы не в ведра и пакеты, а именно в корзины (лукошки). | На доске появляются знаки-правила | ||||||||||||||||||
V.Первичное закрепление | -А сейчас мы посмотрим, как вы запомнили материал и поиграем в «Грибное лото» | Лото | |||||||||||||||||||
VI.Вторичное закрепление | -На какие группы можно разделить данные грибы? -Выполните задание в рабочей тетради на стр. 37 – Проверка. Назовите грибы, которые вы отнесли к съедобным? У кого по-другому? -Назовите грибы, которые вы отнесли к несъедобным? У кого по- другому?
| -На съедобные и несъедобные | |||||||||||||||||||
VII.Итог урока. Рефлексия | – Давайте проверим. Заполните лист достижений – Прочитайте каждую строчку листа достижений – Если после нашего урока вы сможете ответить на вопрос, то поставьте !, если не можете ответить , то поставьте ? – У кого напротив всех вопросов стоит знак ! (и т. д.) -У кого есть вопросы и что-то непонятно? -Молодцы! Спасибо за урок. |
| Слайд10-11 |
Приложение 1
ПЛАН | Отметка о выполнении | Достижения |
1.Что такое грибы? | ||
2. Из каких частей состоит гриб? | ||
3. Роль и значение грибов. | ||
4. Какие бывают грибы? | ||
5. Правила сбора грибов. |