Menu

Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ

Автор публикации: Миронова Олеся Вадимовна
ГКОУ РО РОЦОНУ( школа - интернат для глухих обучающихся) Ростов - на - Дону
учитель - дефектолог

Публикация

 

«Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ».

Подготовила учитель — дефектолог: Миронова О.В.

Ростов-на-Дону

2018 год

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе сегодня, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей стране становится всё больше и больше.

     Проблема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья связана ещё и с тем, что чаще всего такие дети воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому воспитание таких детей «требует» применения особых технологий, методов и приёмов в работе педагога.

Одна из первоочередных задач — правильно организовать деятельность воспитанника.

Особенно для детей подросткового возраста свойственно стремление высвободиться из-под опёки и контроля воспитателя. Такое стремление нередко и приводит к проблемным, конфликтным ситуациям, к агрессивному поведению, с чем мы чаще всего и сталкиваемся. Такие действия могут быть разными: детские шалости, споры, конфликты и драки.

В практике нашей работы наиболее встречаемые — это:

столкновение ребёнка с невыполнением его желаний, запретами;

отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов общения у детей;

влияние телевидения и видео — продукции, где в той или иной мере присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

Но даже самый низкий уровень развития и поведения ребёнка не может быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.

Все дети нуждаются в самопознании и самоутверждении, внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности, в общении. Однако эти потребности часто не удовлетворяются в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценности их ориентации, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить своё внимание на решении следующих задач:

-побуждение детей к самопознанию и самовоспитанию;

-обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана;

-создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Под воздействием всех этих факторов у ребёнка происходит становление образа своего «Я». Поэтому необходимо, чтобы ребёнок увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил свои способности. Мало помочь ребёнку, его нужно поддержать. При этом очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей, ему просто необходима их позитивная оценка, стимулирующая поддержка, вера в его возможности. («Ты можешь»«Ты способен»«У тебя всё получится») Для ребёнка, который зачастую не видит ласки в семье, очень значимы улыбка, сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач.

Приёмы педагогического воздействия и коррекции.

В комплексе методов педагогического воздействия при решении возникающих проблемных ситуаций выделяются следующие приёмы:

-задерживающие (тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников);

-созидающие (содействующие развитию положительных качеств личности, которые помогают скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведение детей с отклонениями.

Созидающие приёмы:

содействующие улучшению взаимоотношений между воспитанниками и педагогами(проявление доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, прощение, поручительство);

вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы).

Тормозящие приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, проявление возмущения, выявление виновного).

Вспомогательные приёмы:

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с детьми, используя методы и приёмы педагогического воздействия на них, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения проблемной ситуации в поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

Приёмы воздействия коллектива могут быть следующими:

-доверие (подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива);

постепенное приучение к деятельности на общую пользу, поручения мотивируются их общей значимостью;

-поддержка коллективистических проявлений (поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих);

-недоверие (коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике);

-отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы (коллектив заставляет переделать работу, мотивируя более качественное её выполнение);

-обсуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

-переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

-включение подростка в коллективные общественные виды деятельности, где он должен проявить своё отношение к совместной коллективной деятельности, умение сотрудничать с одноклассниками;

-создание целевой установки (с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности – начатое дело доводить до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, анализировать ошибки);

-контрастность (от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней);

-стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия, укрепление веры в успех, поддержка в трудной ситуации;

-требовательное доверие (подчёркивается неизбежность выполнения задания, укрепляется надежда на то, что он эту деятельность осилит);

-поощрение, похвала, побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Очень часто мы сталкиваемся с агрессией детей, которая приводит к возникновению различных проблемных ситуаций, как между детьми, так и между воспитателем и ребёнком.

Один из способов снижения агрессии – установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы. Например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне не приятно, когда со мной так разговаривают», вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?», напомнить о правилах («Мы же с тобой договаривались …», дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения возникшей ситуации.

Вывод:

Главным условием для достижения положительного результата в воспитательном процессе является наличие единой системы воздействия на воспитанников (согласованность действий, скоординированность планов учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработника, логопеда, ориентированное не единство требований).

Продуманное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных приёмов и методов в коррекционно — педагогической работе с детьми с ОВЗ усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении ребёнка реальным, действенным, а задачи по решению проблемных ситуаций в воспитании детей осуществимыми.

Совместным взаимодействием мы должны создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достижения, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил».

Share on facebook
Facebook
Share on google
Google+
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on odnoklassniki
OK
Share on vk
VK