Адаптация обучающихся 1 курса СПО к реалиям дистанционного обучения

Публикация

Автор публикации: Винокурова Елена Сергеевна
Орловская обл. г. Орёл,
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ Многопрофильный колледж,
преподаватель

 

В статье рассматриваются плюсы и минусы дистанционного обучения. Сложности, которые возникали у студентов 1 курса при изучении базовых дисциплин. Проводится анализ степени готовности обучающихся при использовании нетрадиционных форм обучения.

The article discusses the pros and cons of distance learning. Difficulties encountered by 1st year students in the study of basic disciplines. The analysis of the degree of readiness of students when using non-traditional forms of education is carried out.

В настоящей статье хочу поделиться собственным опытом и наблюдениями.  Информационные технологии давно и прочно вошли в повседневную жизнь. Касается это не только обучения, но совершения банковских операций, покупок и т.д. Особую значимость и ценность достижения информатики приобретают в образовательной деятельности. Дистанционное обучение создает возможности для организации современного учебного процесса, предоставляя возможность разъяснения учебного материала, возможность общения с преподавателями и другими обучающимися на протяжении всего периода обучения, проведения обсуждений проблемных задач. Такая универсальность средств дистанционного образования,  несомненно, обусловливает его актуальность и привлекательность для использования на разных ступенях обучения (школа, СПО, ВУЗ).

Дистанционное обучение  позволяет существенно расширить аудиторию обучаемых, привлекая студентов, проживающих в удаленных районах, не имеющих возможности регулярно посещать аудиторные занятия. Другими словами, уравнивая их возможности с проживающими в городских условиях.

За тот незначительный период активного использования дистанционных методов обучения у меня как преподавателя накопились довольно спорные представления об эффективности их использования. Несомненно, информационные технологии-мощный инструмент и дают возможность охватить большую аудиторию. Здесь и кроется основная сложность. Студенческая аудитория крайне неоднородна по степени восприятия учебного материала, уровню подготовки и ряду других аспектов. Нельзя списывать со счетов обстановку дома, где на момент учебного занятия находится ребёнок. Не один раз со мной делились студенты с проблемами, которые у них в связи с этим возникали. В частности, в семьях, где обучаются несколько (и даже только двое детей) и имелся доступ только к одному компьютеру, не каждый день удавалась выйти на связь с преподавательским составом, соответственно, учебное занятие пропущено, материал не усвоен.  Стоит отметить, что не все родители в равной степени вникают в особенности дистанционного обучения и любые трудности связывают исключительно с подходом преподавателя. В таких случаях от преподавателя требуются не только высокие знания по преподаваемой учебной дисциплине, но и навыки психолога. Российское образование старается идти в ногу со временем, поэтому повсеместно внедряется инклюзивное обучение. Наверное, это неплохо, однако не стоит забывать, что в СССР, учителя, работавшие с таким учениками, имели медицинские знания и навыки. При оплате преподавательского  труда также учитывался этот аспект. В настоящее время, в реалиях применения дистанционных технологий иногда сложно не просто донести информацию, но и проверить степень её усвоения. Думаю, здесь напрашивается использование дифференцированного подхода к типовым и индивидуальным различиям студентов по степени готовности к овладению учеб- ной дисциплиной. Имеет смысл  под таким дифференцированным подходом понимать, что обучающиеся делятся на группы и по успеваемости, и по способности их мышления и памяти, и по способностям к интеллектуальной и познавательной деятельности. Соответственно, важен индивидуальный подход, при этом содержание учебного материала должно соответствовать требованиям Государственных образовательных стандартов. Целесообразно использовать разные  способы изложения материала (например, тексты; или изложение в виде схем, графиков; постановки проблемных задач и поиска путей их решения и т.д.). Преподаватель может давать  дополнительные материалы и контрольные задания для самостоятельной ра боты. С некоторыми группами обучающихся –

возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и содержания обучения, которое не должно сильно отличаться от объёма и содержания учебного материала, который выдаётся основной группе студентов.    Все эти  направления индивидуализации используются в наши дни преимущественно при традиционных формах обучения. Студентам, особенно первого курса, сложно адаптироваться к таким реалиям без потери качества, полученных знаний. Стоит отметить разную степень ответственности обучающихся. При традиционных формах обучения (очном и заочном) опытный преподаватель всегда отметит эту особенность и динамично в рамках урока перестроит подход к таким ребятам. В условиях дистанционного обучения сделать это крайне трудно.

При очном обучении опытный педагог уже в ходе первых занятий может получить примерное представление об уровне подготовленности студентов, понять какую форму передачи знаний следует использовать и т.д. При дистанционном же обучении получение даже этой информации требует существенно намного большего количества  времени. При традиционном обучении обмен информацией происходит намного легче, чем при при дистанционном, которое требует специальных усилий.

В этом очередная сложность, потому что преподавателю необходимо, помимо основной нагрузки,  накопить данные по каждому студенту, составление представления об обучающихся. Если преподаватель будет обладать этой базовой информацией, ему будет легче подобрать инструменты воздействия для каждого студента в отдельности.

Вернёмся к проблеме адаптации самих студентов к дистанционным формам обучения. Мною была отмечена интересная особенность, которую не сразу увидишь при традиционных формах обучения – это очень разная стрессоустойчивость каждого студента в отдельности. Да, именно способность психологически выдержать  нестандартность дистанционного обучения. Не все в равной степени способны воспринимать информацию, тяжело даётся даже простое сидение перед монитором, часто,  обучающимся не хватает живого общения. Не всегда преподаватель в равной степени уделяет внимание всем, это вызывает обиду, немотивированную агрессию, особенно, если студент считает полученную оценку несправедливой. А для того, чтобы результат был успешным у студента должны быть выработаны определенные навыки (например, навыки поиска и правильной интерпретации информации, специальных навыков, связанных с будущей профессией). Очередная сложность заключается в том, что не всегда студенты корректны в общении и проявлении уважения. На мой взгляд, это связано именно с отдалённостью обучающегося и преподавателя. Это даёт студентам ложное представление о некоторой вседозволенности. Родителям в таком случае надо быть помощниками и не быть отстранёнными от образовательного процесса.

В конце своей статьи хочу ещё раз обратить внимание на грамотный педагогический подход в вопросах дистанционного обучения со стороны преподавателей. А родителям и студентам понимания, что при подготовке и проведения дистанционных учебных занятий каждый преподаватель проделывает двойной, а иногда и тройной объём работы. Всем, работающим с сфере образования, пожелания того, чтобы данная форма обучения всё-таки не стала основной, поскольку процесс обучения невозможен без непосредственного общения в системе преподаватель-обучающийся.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.