Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Публикация

Автор публикации: Головина Зоя Михайловна
МКОУ «Майская СОШ» Новосибирская обл., Черепановский р-н, п.Майский
Учитель географии

 

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Уроки географии расширяют общий кругозор человека, воспитывают его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Важный фактор успешного формирования прочных знаний по географии-это развитие учебно-познавательного энтузиазма на уроках, которое достигается различными методами и средствами обучения.

Мною накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии. Работая по этой теме, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

В своей педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной деятельности. Основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы, рецензировать ответы товарищей.

На этапе постановки цели урока применяю прием «исключение», ребятам необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например тема урока «Реки-артерии Земли». Прослушайте и запомните ряд слов: “Море, океан, залив, пролив, река»

– Что общего во всех словах? (понятия из гидросферы)

–  Какое слово лишнее в этом ряду? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ-река.) Формулируется учебная цель

На этапе применения теоретических знаний провожу работу в группах по составлению мини-проектов, например, по теме «Природа регионов России».

При закреплении, использую средства ИКТ, компьютер для онлайн-тестирования. На этапе контроля, провожу блиц-контрольную, контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

Важным является этап рефлексии, на котором применяю прием «табличка» – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

ЗналУзнал
Хочу узнать

 

А так же карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…

–  Завтра я хочу на уроке…

На уроках использую такие образовательные платформы, как Российская электронная школа, где разработаны интерактивные уроки по всему школьному курсу, что помогает усваивать материал.

Мне так же интересно все новое, например, технологии смешанного обучения, где я выделяю ротацию станций (смена трёх зон обучения в рамках одного урока: онлайн, групповой работы и зоны работы с учителем).

Не секрет, что социальные сети в современном мире занимают у учащихся массу времени и виртуальное общение прочно вошло в их мир. Поэтому при подготовке к итоговой аттестации по географии создаем с детьми группу в сети Контакт, через общение в которой обмениваемся информацией.

Считаю, что уроки географии интересны учащимся, подтверждением этого является то, что ежегодно до 90% девятиклассников выбирают экзамен по предмету и успешно сдают его.

Активизация познавательной деятельности позволяет обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Студворк — интернет-сервис помощи студентам
Студворк — интернет-сервис помощи студентам

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.