Актуальность проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в спортивных учреждений

Публикация
Автор публикации: Егоров Вячеслав Михайлович
г. Уфа, МБОУ Школа № 132 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
учитель

 

Актуальность проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в спортивных учреждений

 

В мире насчитывается примерно 386 млн. людей, которые в силу каких-либо причин (из-за своей болезни, травмы и т.д.) стали инвалидами. В России свыше 12,1  млн. человек официально признаны инвалидами, а с учетом показателей физического, психического и социального благополучия их значительно больше. Более 300 тысяч человек ежегодно становятся инвалидами, треть из них моложе 40 лет. Несмотря на успехи медицины число лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями постепенно и неуклонно растет.

Количество инвалидов в большинстве стран мира увеличивается – это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, ухудшением экологической обстановки, возникновением военных конфликтов, авариями и катастрофами. Инвалидность становится проблемой не одного человека и не части человечества, а всего общества в целом. Процессы гуманизации общественной жизни на современном этапе развития человеческой цивилизации требует неотложного решения благородной задачи – найти пути повышения «ценности жизни» инвалидов.

Потенциал здоровья – это один из важнейших элементов национального богатства общества. Состояние здоровья зависит от многих факторов и отражает практически все процессы, происходящие в обществе и окружающей среде. Человек является главной созидательной силой общества и сохранение долговременных и устойчивых негативных тенденций в состоянии здоровья населения может привести к ослаблению и даже разрушению потенциала собственного развития. Здоровье – психофизиологическая основа природного существования, социальной активности, производственной дееспособности людей, фундамент общественно-экономического статуса личности и общества. Крепкое здоровье и высокие показатели продолжительности жизни становятся главными в рейтинге ценностей человека и общества.

Так, например, в США 58 млн. инвалидов, составляющих 18% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Действительно, лишь очень богатая страна может себе позволить увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц. Поэтому реабилитация является основной задачей нашего общества, которая действует в интересах прежде самого больного, его близких и всего общества.

Федеральный закон в области социальной защиты инвалидов Российской Федерации определяет государственную политику, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

Международное спортивное движение инвалидов представлено Параолимпийским движением и программой ”Спешил Олимпикс». Параолимпийские игры представляют собой олимпийские игры, но только для инвалидов, то есть требуют использования всех резервных возможностей организма в период как соревнований, так и тренировок.

Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное – создание условий для этих занятий.

Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной деятельности. Это ‑ система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, улучшению психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма.

Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их – всегда педагогический, образовательный процесс.

Если физическое воспитание создает начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей. Спорт содействует интеграции инвалида в общественную жизнь, позволяет включиться в социальные контакты с другими людьми. В спорте инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения, самоопределения. Кроме психологических аспектов участия в спортивном движении спорт способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида.

20 декабря 1993 года ООН были приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», которые базировались на ключевых международных документах и аккумулировали опыт многих стран. Именно в это время, когда международные правовые акты, под которыми стоит подпись России, обязали нашу страну устранить все препятствия для активной жизни инвалидов, и был принят «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определил весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов – медицинской, социальной и профессиональной. Закон гарантирует российским инвалидам право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в полной мере отражены важные направления в организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами, направленные на повышение их двигательной активности, что и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

Литература:

  1. Егоров В.М., Аслаев Н.Т., Суворов А.А., Морозов А.Н. Влияние социально-психологических особенностей индивида на направленность в спорте. Методические рекомендации. Башкирский Госсударственный Универнситет. – 2001. – 23 с.
  2. Егоров В.М., Габдуллин Ф.Н. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями в процессе физкультурно‑спортивной деятельности. Методические указания. БРОВОИ. – 2004 г. – 65 с.
  3. Егоров В.М., Янгуразова З.А., Суворов А.А., Аслаев Н.Т., Морозов А.В. Роль индивидуально-психологических факторов в отборе подростков для их эффективной специальной подготовке. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. //Материалы юбилейной конференции. – Уфа, 24-26 октября 2000. – Т. II. Уфа, 2001. – С. 79.
  4. Млис А. У., Аслаев Н.Т., Егоров В.М., Ахметченко З.А., Янова Т.С.. Влияние интенсивной физической нагрузки на реактивность организма. Методы коррекции. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000 г.Том I. Уфа, 2001. – 240 с.
  5. Янгуразова З.А., Егоров В.М., Аслаев Н.Т., Суворов А.А., Ахметченко З.А., Аслаев С.Т. Динамика психоэмоциональных состояний в процессе адаптации к интенсивной физической нагрузке. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000г.Том II. Уфа, 2001. – С. 108.

 

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.