Конспект урока по теме "Что такое синонимы?" по предмету "Русский язык" 2 класс

Автор публикации: Канцурова Наталья Ивановна
город Зерноград
МБОУ СОШ (военвед) города Зернограда
учитель начальных классов

Публикация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа (военвед) города Зернограда

 Конспект урока по русскому языку во 2 «А» классе по теме «Что такое синонимы?»

  Подготовила: учитель начальных классов

Канцурова Н.И.

2019-2020 учебный год

 

Тема урока: Что такое синонимы?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: 

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

  • Сформировать умение называть признаки синонимов;
  • наблюдать за использованием синонимов;
  • расширить словарный запас обучающихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

 

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста!

Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

 

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на уроке русского языка.

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка: день-ночь (локти на парте, сжимать пальцы в кулаки, если услышали слово «ночь», разжимать – «день» и т.д.).

 

— Прошу вас оформить запись начала урока:

На доске:

Седьмое октября.

Классная работа.

(число, классная работа)

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

 

  1. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Напишите красиво по образцу.

 

  1. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно.

Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим.

Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

 

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

 

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)

 

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

 

— Как назвать её по-другому? (осинка)

 

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

 

  1. Актуализация знаний учащихсяПостановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие?

1.Пришла поздняя осень.

2.В лесу стало скучно и холодно.

3.Птицы улетели в тёплые страны.

(Дети по очереди называют предложения).

— Молодцы, выпишем первое предложение.

Подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски).

 

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

 

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

 

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование поможет узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

  1. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

 

— Уважаемые юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу

 

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

 

  1. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
  2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

 

  1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

 

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

  1. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей.Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

  1. 8Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

 

  1. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? (Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

  1. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

 

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

 

3.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

мороз

жёлтый

пламя

озорник

печаль

квакушка

блестеть

грусть

шалун

огонь

лягушка

холод

золотой

сверкать

Проверка на доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте! кто ошибся один или два раза +, кто больше —

  1. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

  1. Отметь галочкой синоним к слову красный
  • алый
  • красавец
  • красота
  1. Отметь галочкой синоним к слову бежать
  • сидеть
  • мчаться
  • лежать
  1. Отметь галочкой синоним к слову друг.
  • ученик
  • дети
  • приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

  1. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70

  1. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами:

Нарисуй в тетради на следующей строке кружок определенного цвета:

Красный – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

  1. Оценивание.
  2. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок

 

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK