Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

«Эффективность урока как повышение качества образования в рамках обновлённого содержания»

Публикация
Учитель начальных классов: Проценко Т.В.

 

Своё выступление хочу начать следующими строками:

 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

– становление личности младшего школьника,

– раскрытие его индивидуальных возможностей.

(Слайд 2)

Когда уроки делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.

Но зачастую бывает , что эффективность урока падает. Причины снижения эффективности и качества урока:

Разный темп работы учащихся;

  • Разный уровень умственного развития учащихся;
  • Различная работоспособность учащихся;
  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
  • Перегруженность содержания учебного материала;
  • Дисциплина и поведение учащихся на уроке;
  • Конфликт между педагогом и учащимися;

Каким должен быть эффективный урок? Какие приёмы и методы должен использовать учитель в своей работе? ( Слайд 3)

Эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками .Поэтому задача педагога использовать эффективные приемы и методы, с помощью которых  дети усвоили тему, выработали нужные умения и навыки.

Основой  эффективности урока является целеполагание. Цель заранее запланированный конечный результат обучения. Недооценивать этот элемент урока нельзя. Цели дают возможность организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Я считаю, что повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение инновационных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.

Эффективность урока  обновлённого содержания основывается на применении разных  форм обучения. 

( слайд 4)

Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель,  прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать повышению качества образования.

Эффективность урока, а значит и качество, зависят от грамотного использования методических приёмов . Цели применения инновационных технологий: это повышение качества образования,

Для эффективности уроков  используются:

(Слайд 5) 

Технология проблемного обучения, которая повышает уровень мотивации к учебной деятельности и активизирует познавательные интересы детей. Они не остаются пассивными слушателями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.

(Слайд 6) 

Технология исследовательской работы. Исследовательская деятельность – это один из способов творческого развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.

(Слайд 7)

Технология обучения в сотрудничестве ни один ребенок не остается в стороне, каждый старается включиться в работу группы.  В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся – это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.

Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.

Одним словом, то, что сегодня ребенок научится делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он сможет выполнять самостоятельно.

Поэтому групповая работа на уроке не просто нужна, она – необходима.

Использую различную технику постановки вопросов: Апробирование ( приведите примеры….) и переориентации ( кто-нибудь может мне помочь в ….)

(Слайд 8)

Игровая технология, которая позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся, вовлекать в работу каждого, учитывая его интересы, уровень подготовки к предмету.

(Слайд 9)  

Здоровье-сберегающие технологии направлены на укрепление здоровья школьников, что является ключевым процессом обучения.

Здоровье-сберегающие технологии применяю во время уроков: это физкультминутки, комплекс упражнений для глаз, для туловища, для рук и ног.

(Слайд10)

Как показывает практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя

Реализацию этих принципов рассмотрим на примерах.

Урок познания мира. На уроке по теме: «Город и село» ребята находят различия с помощью ярких иллюстраций, схем. Они составляют рассказ-описание по плану и иллюстрации, сравнивают, анализируют, делают выводы.

На уроках математики с помощью презентаций может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Наверное, многие согласятся, что на уроках обучения грамоте удобно использовать презентации при знакомстве с новой буквой. Звуком. проведении звукового анализа .

Уроки будут более интересны, если включать в их содержание аудиосредства.

Результаты использования ИКТ:

-повышает качество знаний;

-продвигает ребёнка в общем развитии;

-помогает преодолеть трудности;

-вносит радость в жизнь ребёнка;

-создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Таким образом, использование инновационных технологий на уроках делает занятия эффективными, интересными, развивает мотивацию учащихся, заставляет работать творчески.

(Слайд 11)

Большую роль уделяю созданию благоприятного, психологического климата, той атмосферы, при которой дети чувствуют себя как дома.

(Слайд 12)

Урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок.

(Слайд 13)

Таким образом, повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая всех учителей, и мы ищем способы оживления урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи, сохраняя при этом урок – как основную форму обучения,

Одним словом, эффективность урока – это составляющая

Психологического комфорта,

Школьной мотивации,

Развития и формирования познавательных интересов.

(Слайд 14)

Итак, на эффективность современного урока влияют:

– использование нового подхода к уроку;

– использование современных педагогических технологий;

– создание психологического комфорта на уроке;

– формирование школьной мотивации, и, как результат, является формированием и развитием познавательных процессов.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!

Учитель начальных классов: Проценко Т.В.