Экспертно-респондентная форма обучения как среда создания речевой ситуации

Публикация
Автор публикации: Туяра Александровна Хатылыкова
МБОО «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.И.Софронова» МР «Таттинский улус Республики Саха(Якутия)
Учитель русского языка и литературы

 

Экспертно-респондентная форма обучения как среда создания речевой ситуации.

 

Помните слова: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Свет – это информация, знания, которые учат нас жить светло; отрицание света есть тьма, невежество, ограниченность, непонимание пользы и помощи света знаний, это неприглядная жизнь, жизнь без идеалов.

Философ Наталья Иннокентьевна Ефремова-Салайа считает, что слово свет зашифровано в русском языке буквой С, и доказывает это такими примерами: сохранять – значит «охранять свет», спичка – «напичканная светом», спасти – «пасти свет», скандалы – «свет в кандалах», смысл – «свет мысли» и т.д.

Анна Петровна Васильева, чьей памяти посвящается республиканская олимпиада по русскому языку с межрегиональным участием, – человек, подаривший свет многим своим ученикам, коллегам, землякам. Она стремилась формировать в учащихся умение чётко и ясно формулировать свои мысли. Её ученик И.И.Николаев, по состоянию здоровья нуждавшийся в индивидуальной поддержке своего учителя, ставший журналистом республиканских газет и работавший в Правительственном аппарате советником Президента РС (Я), с благодарностью отзывается о ней: «Анна Петровна была талантливой учительницей, умеющей развивать в своих учениках способность грамотно оформлять связную речь. У неё было настоящее призвание – создавать подготовленных к жизни личностей. Она одна была целой школой…» Русовед Таттинской гимназии Фёдорова А.А., одна из учениц Анны Петровны, отмечает, что именно Анна Петровна привила им грамотную речь посредством инсценировок по произведениям русских классиков.

В данное время перед родителями мальчишек остро встаёт вопрос: «Как ученику с плотным графиком внеурочной деятельности выкроить время на чтение художественной литературы?» Не секрет, что сейчас учителя бьют тревогу: дети перестают читать. А ведь именно чтение даёт грамотность. Как попытаться помочь детям, особенно мальчикам, настроить грамотную связную речь, столь необходимую при прохождении ГИА? 

Актуальны на все времена слова профессора, к.п.н. Т.П.Самсоновой о воспитании юношей: «Мы празднуем День отцов, учрежденный Первым Президентом РС(Я) М.Е.Николаевым. Главным героем этого праздника является мужчина, глава семейства, воспитатель подрастающего поколения. Важно, чтобы он в юном возрасте избрал свою жизненную позицию, но цель может быть избрана правильно лишь тем, у кого в порядке мысли и речь».

В последние годы большое внимание стало уделяться повышению грамотности, так как она способствует развитию духовности, высоких нравственных качеств и культуры личности. Почин данному движению заложил студенческий клуб филологического факультета Новосибирского гуманитарного университета, организовав проведение тотального диктанта, который раз за разом охватывает всё больше и больше участников. Ряд лет по республике практикуется проведение тотального диктанта по русскому и родному языкам. Он проходит под девизом «Писать грамотно – это модно!». Сегодня, как никогда, актуален лозунг «Два языка – два крыла», потому что овладеет в совершенстве грамотной русской речью только тот, кто силен в родном.

Одним из педагогических приёмов, позволяющих достичь наибольшей грамотности и развития речи, является так называемый «вопросительный способ» изложения материала. Его суть состоит в подготовке правильно продуманных вопросов, которые бы способствовали оттачиванию синтаксиса ученика. Дети умеют отвечать на вопросы учителя, но очень затрудняются в постановке вопросов. Читать легче и целесообразнее, если попутно ставить себе аналитические вопросы, так содержание воспринимается качественнее. Детей нужно этому учить, так как такой вид работы тренирует умственную и языковую культуру учащихся, способствует развитию речи. Учителю необходимо создавать на уроке такие речевые ситуации, где ученики могли бы вести диалог, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. Но при этом стоит напомнить детям, что не следует уподобляться герою сказки Дж.Родари «Вопросы наизнанку».

Учителю нужно поощрять такие вопросы, например: «Почему глаголы совершенного вида назвали совершенными, а несовершенного – несовершенными?» Или «Сказано, что прилагательные обычно бывают определениями. Значит, они могут быть и другими членами предложения? Так какими же?»

Помимо тематических вопросов в детском мире, конечно, преобладают вопросы другого, житейского, характера. Чтобы соединить приятное с полезным, можно проводить мини-НПК с проектами на различные темы, которые на уроках русского языка, литературы или занятиях проектной деятельности создают в той или иной мере необходимые условия для активизации познавательной деятельности, влияющей на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся. В моей практике в 2005-2011 годах это были планшеты на ватманах, затем осуществлён переход на электронные проекты. Тематика творческих работ учащихся подбирается в соответствии с кругом их возрастных интересов, структура оформления имеет стиль, приближенный к научному докладу. В основном учениками приветствуются темы из мира животных, также учителем учитываются индивидуальные склонности детей к той или иной области знаний. Класс составляет аудиторию слушателей, они же и эксперты. Защита проекта проходит в той самой вопросно-ответной (экспертно-респондентной) форме, о которой сказано выше. Отстающие в учебе ученики примыкают к успевающим, и вместе они создают одну рабочую группу, в которой происходит распределение обязанностей в поисково-исследовательской работе и ролей при выступлении. Таким образом, происходит также социализация ученика в мини-обществе.

Ученикам нравится задавать вопросы, но учителю при этом необходимо правильно их направлять, корректировать неудачно построенные вопросы. Ведь умение грамотно ставить вопросы требует от учеников сосредоточенности, вдумчивости, мобильности, а сам процесс составления вопросов поддерживает интерес к изучаемой теме, а значит, способствует активизации познавательных интересов учащихся, выработке умений грамотно оформлять свою речь и налаживанию мыслительной деятельности для будущей правильной жизни.

Очень важно сохранить в душе ученика огонек познания, в глазах – свет радости и удовлетворения от успеха на уроке.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.