Факторы социальной реабилитации групп людей с ОВЗ, вовлеченных в физкультурно–спортивную деятельность.

Публикация
Автор публикации: Егоров Вячеслав Михайлович
г. Уфа, МБОУ Школа № 132 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
учитель

 

Факторы социальной реабилитации групп людей с ОВЗ, вовлеченных в физкультурно–спортивную деятельность.

В основу легло эмпирическое исследование на установление и обобщение социальных фактов с прямой регистрацией событий и непосредственный опрос инвалидов, привлеченных к физкультурно-оздоровительным занятиям в процессе спортивной тренировки и соревновательной деятельности.

В формулировании вопросов использовалась соответствующая литература. Опрос проводился методом индивидуального анкетирования (постановкой открытых и закрытых вопросов), в некоторых вопросах использовался метод ранжирования предпочтений. Для получения необходимых индивидуальных данных в анкетах использовались такие вопросы, как: когда вы получили инвалидность; группа инвалидности; возраст получения инвалидности; семейное положение; место работы и должность; каким видов спорта занимались до получения инвалидности; спортивные достижения; информация о количестве и продолжительности тренировок; место спортивных занятий. Дополнительно изучалась документация спортивной деятельности клуба, его структуры и организации.

Обработка данных производилась на персональном компьютере с помощью программы электронных таблиц Microsoft Exel ‑ 97 и статистического пакета анализа Statistica 5.0 for Windows.

При сравнении результатов по группам инвалидов занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и стоящих на учете в реабилитационном центре, не вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность можно отметить, что в спортивной группе инвалидов совершенно по-другому протекает социальная реабилитация. В спортивной группе инвалидов отмечается увеличение положительных личностных качеств.

Также обнаружена достоверная корреляция (r – 0,6414) между ответами респондентов, по группе инвалидов, привлеченных к физкультурно-спортивной деятельности, на «приобретенные положительные личностные качества» и «увеличение круга общения» ‑ что предполагает положительный социальный эффект в спортивной группе.

Здесь мы отмечаем важную ступень в социальной реабилитации и общественной интеграции инвалидов. Приобретение таких качеств, как терпение и настойчивость, сила воли и самообладание свойственно спортсмену независимо от вида спорта, которым он увлечен. Это те качества, которые необходимы нам в жизненных ситуациях.

На вопрос «Как повлияли занятия спортом на вашу личную жизнь (положительно, отрицательно, не повлияло)?» большинство инвалидов (75%) отметили положительное влияние спортивной деятельности на личную жизнь.

Для оценки влияния только реабилитационной работы (центров) на личную жизнь проводился параллельный опрос (по группе инвалидов, состоящих на учете в реабилитационном центре, но не занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Виден положительный эффект спортивной занятости инвалидов, влияющий на его физическое самочувствие, рост коммуникативных контактов в положительной зависимости от влияний соревновательных периодов.

По группе инвалидов привлеченных к физкультурно-спортивной деятельности, респонденты отметили улучшение своего физического состояния (98%) (примеры ответов: довольно хорошо себя чувствую; все равно, что стал моложе; теперь крепче стою на ногах).

Определена зависимость увеличения положительных оценок физического состояния от соревновательных периодов, которые вызывают большой эмоциональный подъем.

Обнаружена достоверная корреляция (r – 0,4883) между положительной оценкой физического самочувствия в процессе занятия спортом и влияния занятий спортом на личную жизнь. Этой зависимостью подтверждается положительное социальное влияние на личную жизнь инвалидов, где инвалид оценивает улучшение физического состояния и решение проблем в личной жизни в процессе спортивной деятельности.

Физкультурно-спортивная деятельность для инвалидов включает осознание своих возможностей и новой социальной роли в ней (сознание и самосознание). Сознание окружающего мира, переживания различных жизненных событий и собственных поступков, отношение к другим людям, проявляющееся в виде мотивов, установок и стереотипов поведения. Самосознание человеком самого себя и своей сущности проявляется в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля, владения в совершенстве самим собой.

Спорт – составная часть физической культуры, включающая систему физических упражнений, проводимых в форме соревнований, а также подготовку к ним (тренировки). Спорту присущи соревновательных характер, борьба за победу, достижение наивысших спортивных результатов – рекордов.

В этом случае интересно воздействие соревновательного периода на спортивную группу инвалидов, когда представляется возможность оценить влияние не только тренировочных занятий (физическая нагрузка, изучение техники, воспитание спортивных качеств) в коллективе, но и соревновательного периода.

 

 

Из ответов респондентов отмечается увеличение положительных оценок физического состояние во время соревновательных периодов, из за присутствия эмоционального эффекта.

По нашему мнению, соревновательный период предполагает следующий социальный эффект на группу инвалидов:

  • создает стимул заинтересованности определенным видом спорта и в целом физкультурно-спортивной деятельностью;
  • увеличивает потенциал развития личностных характеристик (уверенности, развитие силы воли, концентрации внимания, целеустремленности и настойчивости, выдержки и решительности, дисциплинированности и смелости), что в свою очередь способствует развитию умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений;
  • повышается уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок в отношении физкультурно-спортивной деятельности;
  • создает сплоченность среди социальной группы инвалидов;
  • предоставляет возможность реализации в спортивной деятельности, осознание социальной значимости и уверенности;
  • приводит в состояние физической уверенности, морального и физического удовлетворения;
  • предполагает общение и увеличение коммуникативных контактов.

Из пассивных наблюдателей люди постепенно становятся творцами своего здоровья и физической культуры. Изменяя природу и окружающую среду, человек меняется сам, развивая свои природные задатки и способности в соответствии с окружающей его общественной жизни.

Адаптивный спорт с участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе проведения соревнований создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия, важнейшим атрибутом которого является общение.

Поэтому мы считаем, что максимальное развитие с помощью средств и методов физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможность реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов. Первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

Одной из задач исследования, опираясь на «социальные этапы», была разработка методических рекомендаций.

Суть предложенной рекомендации по социальной реабилитации инвалидов посредством привлечения их к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности состоит в том, что укрепление, усиление или ослабление какого-либо элемента системы (взаимосвязи различных социальных и социально-психологических факторов: увеличение коммуникативных контактов, способствующих интегрированности инвалидов в общественную жизнь, увеличение потенциала развития личностных характеристик, создание сплоченности среди социальной группы инвалидов, осознание социальной значимости и уверенности, состояние физической уверенности ‑ морального и физического удовлетворения и т.д.) приводит к соответствующим изменениям всей системы, направленной на социальную реабилитацию инвалидов. Здесь прослеживаются взаимосвязи в элементах системы, таких как: «провожу время в спортивном коллективе», и «они дают мне хорошее физическое самочувствие» ‑ коллективная работа и достижение удовольствия; приобретения положительных личностных качеств и увеличение круга общения; положительная оценка физического самочувствия и влияния занятий спортом на личную жизнь; хорошее физическое самочувствие и возрастание проявления личного интереса к спортивным занятиям, положительные эмоциональные подъемы – в зависимость от соревновательных периодов.

Именно на этих мировоззренческих и методологических подходах должна опираться система организации реабилитации инвалидов. Методические указания ориентированы в первую очередь на то, чтобы обеспечить активную, творческую деятельность и общение инвалидов, а не только коррекции и совершенствования моторики инвалида. И вместе с тем они имеют специфические цели и задачи:

  • гармоничное духовное и физическое развитие, разностороннее и творческое проявление своих способностей, самосовершенствование;
  • создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях;
  • вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
  • исключение грубости, насилия, агрессивности из поведения участников соревнований;
  • формирование у них стремления к красоте действий и поступков;
  • создание условий для того, чтобы каждый участник мог попробовать свои силы и проявить свои способности в спорте;
  • совместное и равноправное участие в соревновательном и тренировочном процессе;
  • увеличение коммуникативных контактов, способствующих интегрированности инвалидов в общественную жизнь;
  • создается сплоченность среди социальной группы инвалидов;

увеличение потенциала развития личностных характеристик и спортивных качеств, способствующих самораскрытию и самореализации инвалида

Литература:

  1. Егоров В.М., Аслаев Н.Т., Суворов А.А., Морозов А.Н. Влияние социально-психологических особенностей индивида на направленность в спорте. Методические рекомендации. Башкирский Госсударственный Универнситет. – 2001. – 23 с.
  2. Егоров В.М., Габдуллин Ф.Н. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями в процессе физкультурно‑спортивной деятельности. Методические указания. БРОВОИ. – 2004 г. – 65 с.
  3. Егоров В.М., Янгуразова З.А., Суворов А.А., Аслаев Н.Т., Морозов А.В. Роль индивидуально-психологических факторов в отборе подростков для их эффективной специальной подготовке. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. //Материалы юбилейной конференции. – Уфа, 24-26 октября 2000. – Т. II. Уфа, 2001. – С. 79.
  4. Млис А. У., Аслаев Н.Т., Егоров В.М., Ахметченко З.А., Янова Т.С.. Влияние интенсивной физической нагрузки на реактивность организма. Методы коррекции. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000 г.Том I. Уфа, 2001. – 240 с.
  5. Янгуразова З.А., Егоров В.М., Аслаев Н.Т., Суворов А.А., Ахметченко З.А., Аслаев С.Т. Динамика психоэмоциональных состояний в процессе адаптации к интенсивной физической нагрузке. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000г.Том II. Уфа, 2001. – С. 108.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.