Формирование читательской компетенции на уроках биологии
Автор публикации: Мельникова Надежда Канифовна
д. Усть-Сарапулка,
МБОУ Усть-Сарапульская ООШ,
учитель биологии
Современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность – это первая ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме. Безусловно, огромную роль в развитии читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и к первоисточнику-книге, передавая детям свои читательские навыки.
Целью работы является передача опыта применения отдельных методических приемов и способов деятельности, направленных на развития навыков читательской грамотности, повышающих качество образования.
Основные задачи:
- Привитие интереса к предмету, через формирование читательской компетентности
- Развитие и усовершенствование навыков работы с источниками информации 3. Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся
Вы спросите, когда заниматься развитием читательской грамотности? Хотелось бы ответить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и к первоисточнику-книге, передавая детям свои читательские навыки. Однако, роль семьи в данном направлении тоже очень велика. Родители не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании любви к чтению. Если семья читающая, и ребенок видит перед собой пример, то он это улавливает и впитывает с детства. И все это будет способствовать развитию в нем процесса, направленного на развитие речи, творчества и души.
К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации, что ведет к сокращению доли читающего населения, к кризису читательской грамотности и культуры. Это проблема всего общества, которую мы можем частично решить, научив ребенка учиться.
Анализы контрольных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; затрудняются в уточнении формулировок или не понимают текст.
Считаю, данная тема очень актуальна. Чтение – сложный процесс и самому ребенку не под силу с ним справиться. Надо научить ребенка работать с потоком информации и направлять в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.
Основная часть.
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
Читательская грамотность или компетентность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Известный методист-биолог Д.И.Трайтак обращал внимание на решение этой проблемы при обучении биологии. Он утверждал, что в образовательном процессе по биологии можно и нужно формировать у учащихся навык смыслового чтения, которое даст возможность обладать определенными способностями к решению возникших проблем, способностью самоорганизации, самореализации.
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.
Материал уроков биологии дает большое разнообразие для формирования читательской компетентности.
Различают следующие виды текстов, используемые на уроках биологии:
Текст как основа для выполнения заданий в тестовой форме и заданий со свободным ответом.
Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта.
Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является новый текст (например, информационный лист и т.д.).
Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.
За годы своей практической деятельности, считаю, накопился опыт по использованию методов и приемов работы для повышения уровня грамотности учащихся.
– Для развития читательской компетенции учащихся: применяю на своих уроках современные технологии, такие как технологию развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникационную технологию. Они позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска идей и суждений, т.е. саморазвития.
– Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором способов необходимых формировать читательские умения. На мой взгляд, таких способов много. Наиболее эффективные приёмы моей работы описаны в приложении №1.
Дистанционное обучение показало нам большие возможности использования цифровых ресурсов. В своей работе часто стала использовать Online Test Pad и LearningApps. Виды заданий легко использовать при повторении дз, изучении новой темы, самостоятельной работе: пройти тест (викторину), разгадать кроссворд, классифицировать объекты по группам, найти пару собрать пазлы, найти соответствия, найти на карте (например, «Устройство микроскопа», «Строение клетки»).
Задания можно создавать и редактировать в режиме он-лайн, используя различные шаблоны. Высокая мотивация учащихся, скорость выполнения заданий и многократная отработка навыка, визуальные образы и теоретический материал – дают прочность знаний.
-В тоже время работать с дополнительной литературой начинаю учить детей с 5 класса, практически на каждом уроке использую энциклопедический материал. В старших классах для ребят, увлекающихся предметом, рекомендую научную литературу, чтобы вызвать интерес у ребят с более низким уровнем интереса к биологии, рекомендую занимательную и научно-фантастическую литературу, например, «Человек-амфибия» Беляева и др. Заметила, что большой интерес у ребят вызывает биографический материал об ученых биологах Вавилов, Павлов, Вернадский, Пирогов и др.
При изучении раздела «Биосфера» использую пословицы и поговорки. Например: «Как аукнется, так и откликнется», «Без хозяина и дом сирота», и т.д. Для эпиграфов использую стихотворения Тютчева, Некрасова, Майкова и др.
Применение фольклора на уроках биологии на примере сказок, загадок и поговорок делает урок живым и интересным.
Природа, фольклор и художественные произведения неотделимы и возможность использовать их на уроках биологии безгранична. Произведения, помогают разнообразить уроки биологии, всегда вызывают у учеников светлые чувства, развивая познавательный интерес, стремление к решению трудных вопросов, формируя научное мировоззрение.
Заключение
Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен уметь находить нужную информацию, осмысливать ее и применить в своей деятельности. Применение данных приемов и форм на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Умение работать с текстами помогает учащимся самостоятельно приобретать новые знания, осознать то, что они читают. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие мышления, познавательной самостоятельности, активной учебной деятельности и других свойств, и качеств личности, к развитию которых призывают стандарты образования. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
Список используемой литературы.
- Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
2.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2010
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
приложение №1
Приёмы формирования читательской компетентности
При изучении нового материала
- «Инсерт» – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ – новое
– – думал иначе
? – не понял, есть вопросы
- «Восстанови текст» учащиеся восстанавливают логическую последовательность предложенного текста, используя материал учебника.
Тема: «Насекомые» Вставьте пропущенное слово.
- Характерной особенностью большинства насекомых является способность к …
- Тело насекомых состоит из … отделов
- Грудь насекомого состоит из трех сегментов: …, …, …
- Насекомые имеют … пары ходильных конечностей
- Насекомые хорошо освоили среды жизни: …, …, …
- Тело взрослых насекомых покрыто … …
- Сегменты груди к насекомых несут … пары … конечностей.
- Крылья, одна или две пары, расположены на … и … грудных сегментах и представляют собой складки стенки тела.
- У жуков настоящими крыльями являются … крылья, которые в состоянии покоя спрятаны под …
- Нервная система насекомых построена по типу … … цепочки.
Информация для учителя. 1-полёту; 2- трёх; 3- головы, груди, брюшка; 4- три; 5- водная, организм, наземно-воздушная; 6- хитиновым покровом; 7- три…конечностей; 8- грудных …брюшных; 9- задние…надкрылья; 10- брюшной нервной.
- «Узнай тему урока»- предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении «Среды жизни» класс делится на две группы и каждой даются разные описания обитателей сред. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали нового об обитателях планеты.
4 «Составь схему, план, конспект, таблицу» – вырабатывается умение преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.
Тема: «Размножение». Заполните схему:
Размножение
Бесполое Вегетативное Половое
5 «Знаю, узнал, хочу узнать» – прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
6 «Сформулируй определение»– умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.
Тема: «Условия произрастания и видоизменения корней». Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение корнеплода.
Часто использую на закрепление материала
- «Задай вопрос» – учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.
- «Лови ошибку» – заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
- «Сравни»– приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, необходимо максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить изученную информацию. Например, сравните особенности типа круглые, плоские и кольчатые черви.
- «Синквейн»- форма свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, например,
Цветок
мелкий, воздушный
привлекает, опыляется,
Генеративный орган размножения цветковых
Дающий плод
5 «Верите ли вы, что…»– класс делится на две команды. Одна команда высказывает предположения, а другая анализирует их, например
-В Африке живут мухи-людоеды? Ответ: Да (муха тумбу)
-У змей ребра могут выполнять роль каркаса крыльев?
Ответ: Нет. Это может быть у ящерицы-дракона.
– Фазан – это та же курица? Ответ: Да. Он из этого же семейства.
6 «Опишите по плану…»
Тема: Насекомые. Необходимо дать характеристику отряда по плану:
а) представители; б) среда и место обитания; в) характерные признаки, приспособленность к среде; г) значение в природе и жизни человека; д) интересные факты.
7 «Установите соответствие»
Соотнесите способы вегетативного размножения (левая колонка) с соответствующими растениями в правой колонке и зашифруйте ответы:
РАСТЕНИЯ | СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ |
1) лук | А) луковицы |
2) картофель | Б) клубень |
3) тюльпан | В) корневища |
4) пырей | |
5) топинамбур | |
6) ландыш |
8 «Углы» – можно использовать на уроках при составлении характеристики объектов. Класс делится на группы. Группа готовит доказательства, используя знания темы и весомые аргументы. Такой приём учит детей диалогу, культуре общения.
9 «Создание викторины»– учащиеся самостоятельно, пользуясь учебными текстами, дополнительной литературой готовят вопросы для викторины, кроссворда или теста. Например, «Класс насекомые», для готового кроссворда составьте вопросы в виде загадок, занимательных вопросов, толстых или тонких вопросов
10 «Логическая цепочка» -после прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности, например, «Деление клетки», «Эволюция развития животного мира», «Цепь питания». Данный прием помогает в составлении пересказа текстов.
11 «Кластер» – охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.