Формирование читательской компетенции на уроках биологии

Публикация

Автор публикации: Мельникова Надежда Канифовна
д. Усть-Сарапулка,
МБОУ Усть-Сарапульская ООШ,
учитель биологии

Современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность – это  первая ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме. Безусловно, огромную роль в развитии читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и к первоисточнику-книге, передавая детям свои читательские навыки.

Целью работы является передача опыта применения отдельных методических приемов и способов деятельности, направленных на развития навыков читательской грамотности, повышающих качество образования.

Основные задачи:

  1. Привитие интереса к предмету, через формирование читательской компетентности
  2. Развитие и усовершенствование навыков работы с источниками информации   3. Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся

Вы спросите, когда заниматься развитием читательской грамотности? Хотелось бы ответить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и к первоисточнику-книге, передавая детям свои читательские навыки. Однако, роль семьи в данном направлении тоже очень велика. Родители не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании любви к чтению. Если семья читающая, и ребенок видит перед собой пример, то он это улавливает и впитывает с детства. И все это будет способствовать развитию в нем процесса, направленного на развитие речи, творчества и души.

К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации, что ведет к сокращению  доли читающего населения, к кризису  читательской грамотности и культуры. Это проблема всего общества, которую мы можем частично решить,  научив ребенка учиться.

Анализы контрольных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; затрудняются в уточнении формулировок или не понимают текст.

Считаю, данная тема очень актуальна. Чтение – сложный процесс и самому ребенку не под силу с ним справиться. Надо научить ребенка работать  с  потоком информации и  направлять  в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.

Основная часть.

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Читательская грамотность или компетентность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Известный методист-биолог Д.И.Трайтак обращал внимание на решение этой проблемы при обучении биологии. Он утверждал, что в образовательном процессе по биологии можно и нужно формировать у учащихся навык смыслового чтения, которое даст возможность обладать определенными способностями к решению возникших проблем, способностью самоорганизации, самореализации.

Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.

Материал уроков биологии  дает большое разнообразие для формирования читательской компетентности.

Различают следующие виды текстов, используемые на уроках биологии:

Текст как основа для выполнения заданий в тестовой форме  и заданий со свободным ответом.

Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта.

Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является новый текст (например, информационный лист и т.д.).

Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.

За годы своей практической деятельности, считаю, накопился опыт по использованию методов и приемов работы для повышения уровня грамотности учащихся.

– Для развития читательской компетенции учащихся: применяю на своих уроках  современные технологии, такие как технологию развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникационную технологию. Они позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска идей и суждений, т.е. саморазвития.

– Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором  способов необходимых формировать читательские умения. На мой взгляд, таких способов  много. Наиболее эффективные приёмы моей работы описаны в приложении №1.

Дистанционное обучение показало нам большие возможности использования  цифровых ресурсов. В своей работе часто стала использовать Online Test Pad и LearningApps. Виды заданий легко использовать при повторении дз, изучении новой темы, самостоятельной работе: пройти тест (викторину), разгадать кроссворд, классифицировать объекты по группам, найти пару собрать пазлы, найти соответствия,  найти на карте (например, «Устройство микроскопа», «Строение клетки»).

Задания можно создавать и редактировать в режиме он-лайн, используя различные шаблоны. Высокая мотивация учащихся, скорость выполнения заданий и многократная отработка навыка, визуальные образы и теоретический материал – дают прочность знаний.

-В тоже время работать с дополнительной литературой начинаю учить детей с 5 класса, практически на каждом уроке использую энциклопедический материал. В старших классах для ребят, увлекающихся предметом, рекомендую научную литературу, чтобы вызвать интерес у ребят с более низким уровнем интереса к биологии, рекомендую занимательную и научно-фантастическую литературу, например,  «Человек-амфибия» Беляева и др. Заметила, что большой  интерес у ребят вызывает биографический материал об ученых биологах Вавилов, Павлов, Вернадский, Пирогов и др.

При  изучении раздела «Биосфера» использую пословицы и поговорки. Например: «Как аукнется, так и откликнется», «Без хозяина и дом сирота», и т.д.  Для эпиграфов использую стихотворения Тютчева, Некрасова, Майкова и др.

Применение фольклора на уроках биологии  на примере сказок, загадок и поговорок делает урок живым и интересным.

Природа, фольклор  и художественные произведения  неотделимы и возможность использовать  их  на уроках биологии безгранична. Произведения, помогают  разнообразить уроки биологии, всегда вызывают у учеников светлые чувства, развивая познавательный интерес, стремление к решению трудных вопросов, формируя научное мировоззрение.

Заключение

Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен уметь  находить нужную информацию, осмысливать ее и применить в своей деятельности. Применение данных приемов  и форм на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники  информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Умение работать с текстами помогает учащимся самостоятельно приобретать новые знания, осознать то, что они читают. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие мышления, познавательной самостоятельности, активной учебной деятельности и других свойств, и качеств личности, к развитию которых призывают стандарты образования. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской  позиции современного школьника.

Список  используемой литературы.

  1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6

2.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2010

  1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

приложение №1

Приёмы формирования читательской компетентности

При изучении нового материала

  1. «Инсерт» – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ – новое

– – думал иначе

? – не понял, есть вопросы

  1. «Восстанови текст» учащиеся восстанавливают логическую последовательность предложенного текста, используя материал учебника.

Тема: «Насекомые» Вставьте пропущенное слово.

  1. Характерной особенностью большинства насекомых является способность к …
  2. Тело насекомых состоит из … отделов
  3. Грудь насекомого состоит из трех сегментов: …, …, …
  4. Насекомые имеют … пары ходильных конечностей
  5. Насекомые хорошо освоили среды жизни: …, …, …
  6. Тело взрослых насекомых покрыто … …
  7. Сегменты груди к насекомых несут … пары … конечностей.
  8. Крылья, одна или две пары, расположены на … и … грудных сегментах и представляют собой складки стенки тела.
  9. У жуков настоящими крыльями являются … крылья, которые в состоянии покоя спрятаны под …
  10. Нервная система насекомых построена по типу … … цепочки.

Информация для учителя. 1-полёту; 2- трёх; 3- головы, груди, брюшка; 4- три; 5- водная, организм, наземно-воздушная; 6- хитиновым покровом; 7- три…конечностей; 8- грудных …брюшных; 9- задние…надкрылья; 10- брюшной нервной.

  1. «Узнай тему урока»- предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении «Среды жизни» класс делится на две группы и каждой даются разные описания обитателей сред. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали нового об обитателях планеты.

4 «Составь схему, план, конспект, таблицу» – вырабатывается умение  преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.

Тема: «Размножение». Заполните схему:

Размножение

Бесполое               Вегетативное             Половое

5  «Знаю, узнал, хочу узнать» – прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

«Сформулируй определение»– умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.

Тема: «Условия произрастания и видоизменения корней». Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение корнеплода.

Часто использую на закрепление материала

  1. «Задай вопрос» – учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.
  2. «Лови ошибку» – заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
  3. «Сравни»– приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, необходимо максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить изученную информацию. Например, сравните особенности типа круглые, плоские и кольчатые черви.
  4. «Синквейн»- форма свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, например,

Цветок

мелкий, воздушный

привлекает, опыляется,

Генеративный орган размножения цветковых

Дающий плод

5 «Верите ли вы, что…»–  класс делится на две команды. Одна команда высказывает предположения, а другая анализирует их, например

-В Африке живут мухи-людоеды? Ответ: Да (муха тумбу)

-У змей ребра могут выполнять роль каркаса крыльев?

Ответ: Нет. Это может быть у ящерицы-дракона.

– Фазан – это та же курица? Ответ: Да. Он из этого же семейства.

6 «Опишите по плану…»

Тема: Насекомые. Необходимо дать характеристику отряда по плану:

а) представители; б) среда и место обитания; в) характерные признаки, приспособленность к среде; г) значение в природе и жизни человека; д) интересные факты.

7 «Установите соответствие»

Соотнесите способы вегетативного размножения (левая колонка) с соответствующими растениями в правой колонке и зашифруйте ответы:

РАСТЕНИЯ СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ
1) лук А) луковицы
2) картофель Б) клубень
3) тюльпан В) корневища
4) пырей  
5) топинамбур  
6) ландыш  

«Углы» –  можно использовать на уроках при составлении характеристики объектов.  Класс делится на группы. Группа готовит доказательства, используя знания темы и весомые аргументы. Такой приём учит детей диалогу, культуре общения.

«Создание викторины»  учащиеся самостоятельно, пользуясь учебными текстами, дополнительной литературой готовят вопросы для викторины, кроссворда или теста. Например, «Класс насекомые», для готового кроссворда составьте вопросы в виде загадок, занимательных вопросов, толстых или тонких вопросов

10 «Логическая цепочка» -после прочтения  текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности, например, «Деление клетки», «Эволюция развития животного мира», «Цепь питания». Данный прием  помогает в составлении пересказа текстов.

11 «Кластер» –  охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.