Формирование личности младшего школьника через игровые технологии в учебной деятельности

Автор публикации: Павлова Ирина Сергеевна,
г. Чебоксары, Чувашский государственный
педагогический университет
им. И.Я. Яковлева, студент.

Публикация

В настоящее время важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности школьника к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому возникает вопрос: «Каким же образом сформировать УУД у ребёнка?»

На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Огромную роль в развитии и воспитании младшего школьника занимает игра. Игра была ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Поэтому учителям начальной школы необходимо всячески связывать учебный процесс с игровой деятельностью. Ведь игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, стремления к успеху, совершенствования мышления, развития памяти и воображения.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» – говорил великий педагог В.А. Сухомлинский.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

Существует множество разновидностей и классификаций игр, способствующих развитию личности ребенка. На мой счет, самыми эффективными, развивающими играми являются дидактические игры.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, это один из методов активного обучения.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Через решение игровых задач в рамках дидактической игры достигаются цели обучения.

Дидактическая игра содержит три компонента:

—      дидактическую цель — что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить;

—       игровое правило — это условия игры, которые обычно формулируются словами «если, то…».

—      игровое действие — это сама игра.

Дидактическая игра является методом обучения и предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу, а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки — у них формируется познавательный интерес к предмету.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Можно также соотнести игры с содержанием обучения и воспитания.

Тогда выделяются следующие типы дидактических игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  • игры по ознакомлению с природой,
  • по формированию математических представлений и другие.

Игры соотносятся с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками,

  • настольно-печатные игры,

  • словесные игры,

  • сюжетные игры.

Сгруппировав по виду деятельности учащихся, можно выделить несколько типов дидактических игр:

  • Игры-путешествия,

  • Игры-поручения,

  • Игры-предположения,

  • Игры-загадки,

  • Игры-беседы.

Итак, можно сделать вывод, что главное значение дидактических игр в процессе обучения младших школьников заключается в следующем:

—        Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к изучаемым предметам;

—       Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

—       Активизируется учебно-познавательная деятельность детей;

—      Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Изучив весь теоретический материал по теме, я решила создать банк дидактических игр, который пригодится мне в последующей моей учительской деятельности. Также данный банк игр может быть применен в педагогической деятельности учителями начальной школы и студентами при прохождении практик: пробных уроков в школе, практики по организации внеурочной деятельности.

В банк игр входят дидактические игры по математике, по английскому языку, по русскому языку, по чтению, по окружающему миру, информатике и изобразительному искусству.

Познакомимся поближе с моим банком игр.

Английский язык

По английскому языку имеются 3 вида дидактических игр. Одна из них по теме «Мистер Честер покупает продукты, чтобы угостить учеников лесной школы». Эти игры предназначены для закрепления темы «Еда». Данное методическое приложение состоит из трех видов карточек, на которых и выполняются задания.

На первых карточках учащиеся 1-ог варианта должны определить, подписать и раскрасить те продукты, которые мистер Честер будет использовать для супа. А учащиеся 2-ого варианта те продукты, которые мистер Честер будет использовать для компота.

На вторых карточках учащимся предложены слова с неверным порядком букв. Ребята, должны угадать, какое слово здесь задумано, и поставить буквы в правильном порядке и перевести слова с английского языка на русский.

Третий вид карточек также представлен в двух вариантах. Учащимся даны слова, однако некоторые буквы в словах пропущены. Ребятам необходимо правильно заполнить пропуски и перевести слово на русский язык.

Таким образом, благодаря этой игре по теме «Еда» ребенок сможет проверить себя, как он усвоил изученную тему, систематизировать знания графического написания английских слов и перевод с английского на русский язык.

Математика

По предмету математика имеется дидактическая игра «Обозначь геометрические фигуры».

Данную игру можно проводить в виде практической работы. Ребятам, раздаются листки, с пятью заданиями и дополнительным раздаточным материалом.

В первом задании учащиеся знакомятся с буквами латинского алфавита.

Во втором задании учащиеся должны прочитать геометрические фигуры, углы и точки, пользуясь латинским алфавитом.

В третьем задании учащиеся должны записать, какие же геометрические фигуры изображены на раздаточном материале и написать их названия буквами латинского алфавита.

В задании 4 учащимся необходимо найти периметры геометрических фигур и записать полученные ответы в таблицу.

Пятое задание – это графический диктант. Учащимся необходимо выполнить это задание на бумаге в клетку. Они должны нарисовать геометрические фигуры и обозначить вершины получившихся фигур буквами латинского алфавита.

Данная дидактическая игра «Обозначь геометрические фигуры» поможет учителю разнообразить учебный процесс и заинтересовать детей. Ведь учащимся нравится измерять, сравнивать, чертить и рисовать. Это игра способствует развитию у детей мышления, внимания, памяти.

Информатика

По информатике представлена игра «Алгоритм. Схема алгоритма». Эти дидактические карточки будут способствовать составлению алгоритмов, решению задач, выполнению графического диктанта. Данные карточки предназначены для тематического и итогового контроля, они разработаны в двух вариантах.

В карточках №1 учащимся 1-ого варианта необходимо первое — отметить верный вариант алгоритма «Полей цветок»; второе — сопоставить схему к данному алгоритму «Съешь мандарин»; третье — выбрать алгоритм для зайчика, что бы он смог дойти до своего дома; и четвертое — выбрать алгоритм, по которому выполняется задание «Раскрась рисунок».

Учащимся 2-ого варианта нужно в первом задание найти верный вариант алгоритма «Позвони другу»; во втором задании- выбрать схему, соответствующую данному алгоритму; в третьем задании – найти алгоритм для лисенка, что бы он смог дойти до дома; 4 задние – выбрать алгоритм, по которому выполняется задание «Раскрась рисунок».

В карточках №2 учащиеся 1-ого варианта должны: в первом задании расставить действия в правильном порядке и определить правильный алгоритм; во втором должны – определить какие действия в алгоритме нужно поменять местами; а в четвертом задание дети выполняют действия по алгоритму, у них должен получится рисунок. У учащихся второго варианта такие же характерные задания.

Изобразительное искусство

По изобразительному искусству имеется викторина «Угадай-ка». Цель данной игры: расширить знания учащихся по изобразительному искусству, дать возможность обучающимся проявить себя.

Учащимся предлагается лист с заданиями. Первое задание – это интеллектуальная разминка. Дети отвечают на вопросы с подвохом.

Второе задание – игровые задания, в которые входят анаграммы, словесное сложение, задачки, на расширение кругозора.

Далее идет работа с картинами. Учащиеся должны определить название и жанр предложенных картин.

Окружающий мир

По предмету окружающий мир имеется дидактическая игра «Золотое кольцо России».

Учащимся предлагается изучить гербы городов России. Далее им предлагается сопоставить гербы городов с их названиями. В конце учащимся делятся на маленькие группы и рассказывают об определенном городе Золотого кольца России, о его символике, о традициях народа.

Данная игра способствует расширению кругозора учащихся; обогащению словарного запаса детей; развитию мышления, памяти и фантазии; прививает любовь и интерес к изучению своей родины.

Итак, мы можем прийти к выводу, что если систематически и целенаправленно использовать комплекс дидактических игр на уроках в начальной школе, то это будет способствовать развитию личности школьника, формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к предмету, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Дидактические игры – это эффективная форма деятельности, всесторонне развивающая личность ребенка.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

один × 4 =

Генерация пароля