Формирование знаний на практике
г. Славянск-на-Кубани
ГБОУ Славянский сельскохозяйственный техникум
преподаватель экологических дисциплин
1. Методы обучения, формирующие навыки общения с природой.
В теории и практике семейного и общественного воспитания известно великое множество вариаций метода активно-трудовых отношений с природой. Это и детская грядка, и активный труд вместе с другими членами семьи на земельном участке, включая уход за домашними животными, и участие ребёнка в производительном труде либо работе экологического отряда («зелёные патрули», «голубые патрули» и т.д.).
Наиболее практикуемым методом формирования у детей интереса, любви и навыков общения с природой являются собирательство. Лёгкость включения ребёнка в такого рода деятельность объясняется самоочевидностью её полезности, минимальностью предварительной подготовки и простотой необходимых действий.
Мощным стимулирующим фактором является вероятностный характер деятельности. Скажем, наравне со взрослым при сборе грибов у ребёнка всегда есть вероятность удачи — получения высокого результата при обычном уровне усилий. С этих позиций метод педагогически легко организуем. В основном его используют во время походов и экскурсий при сборе лекарственных растений, ягод и грибов. Большое значение необходимо обращаю на ситуативное природопросвещение. Голос и всплеск крыльев птицы, развороченный зверем пень остро пробуждают ориентировочный рефлекс ребёнка: «Кто это?», «Что это?» Возникающие вслед за рефлексом любопытство и любознательность рождают у него потребность в объясняющей информации. Алгоритм действий педагога — помочь ребёнку разобраться в обстоятельствах самому, понаблюдать и сделать выводы, дать ему дополнительную информацию и подхлестнуть дальнейшее любопытство, организовать так называемое последействие (повторное переживание при воспоминании, пересказ впечатлений и событий для других членов семьи, рисование по памяти и т.п.). Важным методом формирования навыков общения с природой является побуждение к эмоциональному отклику. Крылатая фраза «Природа не храм, а мастерская» из романа А.С. Тургенева «Отцы и дети» чётко сфокусировала полярно противоположные типы отношений человека к природе. Один можно определить, как рационально потребительский, другой — как эмоционально-созерцательный. Интересно, что сам по себе ни один из них не является естественно-природным. От рождения человеку достаётся набор эмоциональных отношений и состояний не больше, чем любому другому высшему животному. Например, гнев и страх, как стимуляторы активности в экстремальном, состоянии, как средство энергетической мобилизации резервов организма и психики. Возбуждение, спокойствие, удовольствие, неудовольствие, как акции на биологически значимые состояния организма (вкусно, тепло) и ситуации в окружающей среде (опасно, спокойно, возможна добыча). Передаваемый через простейшие эмоции видовой опыт соответствует низшему биологическому уровню потребностей.
Человеку же, в отличие от животных, свойственны потребности и эмоции более высокого порядка. И чем выше уровень развития личности, тем сложнее его потребности, тем богаче его эмоциональная жизнь — показатель его состояния и внутренний стимул его поведения. В этом смысле природа является биологически и исторически наиболее подходящей и естественной средой проявления чувств, а сопереживание — средством пробуждения и развития эмоциональной сферы ребёнка.
Из арсенала народной педагогики можно использовать разнообразные игровые и ритуальные действия. Игры с эхом как приветствие лесу или горам либо прощание с ними. Расчистка родничка в благодарность за угощение «омолаживающей» водицей. Угощение ягодками.
Таких действий-ритуалов полуигрового, полусерьёзного характера, уходящих корнями в опыт и суеверия далёкого прошлого, но отвечающих современному экологическому мировоззрению, народной педагогикой накоплено великое множество.
2. Как можно увеличить воздействие природы?
В ряде случаев необходимо попытаться усилить след, оставляемый в сознании ребёнка контактом с природой, и тем самым увеличить действенность контакта. Это удаётся сделать, включив ребёнка в активные действия в связи с переживаемой ситуацией: кормление голодающих зимой птиц, расчистка полюбившегося местечка или маскировка от недобрых глаз редкостного растения и т.д.
Если ребёнок сам много и охотно рисует, то непременно следует попытаться тактично возбудить в нём желание запечатлеть увиденное и запомнившееся жизненное мгновение в рисунке. Это хорошая опора для воспоминаний, для обсуждения, увиденного и прочувствованного с другими людьми. Сходный эффект дают фотография и видеозапись.
При особых склонностях, литературных способностях ребёнка и при специальном заказе семьи на формирование творческих способностей поощряю его к художественному описанию увиденного и прочувствованного. А можно, наоборот, привлечь внимание ребёнка к литературному образу: «Плакала Саша, как лес вырубали…», — эти некрасовские строки, сказанные при виде спиленных или срубленных деревьев с естественно пробужденным от этого чувством, способны помочь ему разобраться, где в храме природы находятся дозволенные границы «мастерской».
Стихи, песни, отрывки художественной прозы в исполнении педагога, других взрослых и самого ребёнка, образно связанные с ситуацией, ненавязчиво подсказывают ему оценочные позиции. Так возникает глубоко усваиваемый симбиоз личных впечатлений, переживаний с искусством, повышается культурный уровень ребёнка.
Этот метод требует от педагога не только эрудиции, но и искренних чувств. В педагогической литературе он практически не разработан. В семейном же воспитании используется спонтанно, в порядке импровизации, по настроению и уровню возможностей родителей.
3. Методы наблюдения и опыты.
Наибольшая эффективность наблюдения достигается, если в повседневной жизни прослеживается их целый цикл за объектами природы в разные времена года. Отдельно взятый цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдения одного цикла формируют у детей разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции» (наблюдения), что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и (что особенно ценно) самостоятельных наблюдениях. Цикл наблюдений создает прочную чувственную основу знаний.
В организационно-методическом плане важными являются следующие моменты:
компактное проведение цикла — одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте;
преобладание визуального источника знаний над словесным: дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не со слов педагога. Вопросы и очень короткие пояснения направляют внимание дошкольников и побуждают называть увиденное. Отсюда вытекают организационные требования к наблюдению: в каждом конкретном случае может одновременно участвовать столько детей, сколько смогут спокойно расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т. д.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В. зависимости от размера объекта, его расположения в наблюдении одновременно могут участвовать от 3—5 до 15 человек. В отдельных случаях, когда наблюдения можно проводить на участке, в нем может участвовать вся группа;
Охват наблюдениями всех детей:
Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по группам, повторяется несколько раз. Такая организация позволяет приобщить к наблюдениям всех детей и накопить у них необходимый объем конкретных знаний, которые затем будут использованы в обсуждении на занятии;
Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Дети смогут увидеть запланированные моменты их жизни, если специально созданы условия: голодное животное хорошо ест — можно смотреть, как оно это делает; черепаха активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем)—можно наблюдать процесс питания, способы передвижения; птица дремлет и спит в темноте — наблюдение лучше проводить в длинные зимние вечера при погашенном свете и т. д. Организация таких наблюдений предполагает включение элементарного опытничества, что может улучшить и ускорить достижение программной цели;
Использование двигательной активности ребят: включение в наблюдение соответствующих его содержанию упражнений, действий с предметами. Функцию шеи (у птиц) или значение ее отсутствия (у рыб) помогут понять детям повороты собственной головы влево и вправо; обхватывая палку руками и при этом по-разному располагая пальцы (все в одном направлении; 4-—вперед, большой палец назад), дошкольники смогут обнаружить смысл строения ноги птицы — расположение 4-х пальцев в направлении вперед и одного — назад, или характер передвижений животных.
В экологическом образовании и воспитании детей широко практикуются опыты. Они помогают увидеть несложные причинно-следственные связи и зависимости в природе, помогают формирован, познавательную активность, осознанное отношение к природным объектам, заниматься элементарной опытнической работой. Разнообразные по тематике опыты, широко используются в процессе выращивания растений. В результате дети достаточно глубоко осознают важность и необходимость труда в природе. Проведение опытов вызывает у детей потребность в знаниях, чувство радости от познания нового, самостоятельного маленького «открытия», развивает логическое мышление, наблюдательность, любознательности и речь, укрепляет познавательный интерес к природе. Определяющим условием экологического образования и воспитания детей является практическая, экологически практическая, экологически ориентированная деятельность детей (труд на огороде, в цветнике, саду, уголке природы). Характерным показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание и умение детей принимать активное участие в труде по уходу за ними.
На чем же следует сделать акцент при организации труда детей в природе, чтобы он имел экологическую направленность.
В процессе систематического труда детей в природе необходимо формировать у них осознанно правильное отношение к живому. Дети должны понимать, что разнообразный труд по уходу за растениями и животными направлен на удовлетворение их жизненно важных потребностей (в пище, воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. Условия нарушаются — организм гибнет. Труд в природе как наиболее естественная форма взаимодействия человека с природой направлен на создание условий для жизни растений и животных. Поэтому предварительно следует обсудить с детьми, какие нужны условия для растения, животного, почему именно такие, как их создать, что приготовить и т. д. При этом особое внимание детей обращается на то, что и как они сделали (система трудовых действий, весь трудовой процесс и его результат), как хорошо, например, стало растению и поэтому оно должно расти и развиваться при дальнейшем уходе.
Особую значимость в экологическом воспитании имеет совместная трудовая деятельность детей и взрослых, направленная на улучшение природного окружения: посадка деревьев и кустарников, защита муравьев, очистка территории от мусора и др.