Формирование знаний на практике

Публикация
Автор публикации: Васюхно Анна Владимровна
г. Славянск-на-Кубани
ГБОУ Славянский сельскохозяйственный техникум
преподаватель экологических дисциплин

1. Методы обучения, формирующие навыки общения с природой.

В теории и практике семейного и общественного вос­питания известно великое множество вариаций мето­да активно-трудовых отношений с природой. Это и детская грядка, и активный труд вместе с другими членами семьи на земельном участке, включая уход за домашними животными, и участие ребёнка в про­изводительном труде либо работе экологического от­ряда («зелёные патрули», «голубые патрули» и т.д.).

Наиболее практикуемым методом формирования у детей интереса, любви и навыков общения с при­родой являются собирательство. Лёгкость включения ребёнка в такого рода деятельность объясняется самоочевидностью её полезности, минимальностью предварительной подготовки и простотой необходимых действий.

Мощным стимулирующим фактором являет­ся вероятностный характер деятельности. Скажем, наравне со взрослым при сборе грибов у ребёнка всегда есть вероятность удачи — получения высо­кого результата при обычном уровне усилий. С этих позиций метод педагогически легко органи­зуем. В основном его используют во время походов и экскурсий при сборе лекарственных растений, ягод и грибов. Большое значение необходимо обращаю на ситуативное природопросвещение. Голос и всплеск крыльев птицы, развороченный зверем пень остро пробуждают ориентировочный рефлекс ребёнка: «Кто это?», «Что это?» Возника­ющие вслед за рефлексом любопытство и любо­знательность рождают у него потребность в объ­ясняющей информации. Алгоритм действий педагога — помочь ребёнку разобраться в обстоятельствах самому, понаблюдать и сделать выводы, дать ему дополнительную информацию и подхлестнуть дальнейшее любопытство, организовать так называемое последействие (повторное переживание при воспоминании, пересказ впечат­лений и событий для других членов семьи, рисо­вание по памяти и т.п.). Важным методом формирования навыков общения с природой является побуждение к эмоциональному отклику. Крылатая фраза «Природа не храм, а мастерская» из романа А.С. Тургенева «Отцы и дети» чётко сфокуси­ровала полярно противоположные типы отношений человека к природе. Один можно определить, как ра­ционально потребительский, другой — как эмоцио­нально-созерцательный. Интересно, что сам по себе ни один из них не является естественно-природным. От рождения человеку достаётся набор эмоци­ональных отношений и состояний не больше, чем лю­бому другому высшему животному. Например, гнев и страх, как стимуляторы активности в экстремальном, состоянии, как средство энергетической мобилизации резервов организма и психики. Возбуждение, спо­койствие, удовольствие, неудовольствие, как акции на биологически значимые состояния организма (вкус­но, тепло) и ситуации в окружающей среде (опасно, спокойно, возможна добыча). Передаваемый через простейшие эмоции видовой опыт соответствует низ­шему биологическому уровню потребностей.

Человеку же, в отличие от животных, свойст­венны потребности и эмоции более высокого по­рядка. И чем выше уровень развития личности, тем сложнее его потребности, тем богаче его эмоцио­нальная жизнь — показатель его состояния и внут­ренний стимул его поведения. В этом смысле при­рода является биологически и исторически наибо­лее подходящей и естественной средой проявления чувств, а сопереживание — средством пробужде­ния и развития эмоциональной сферы ребёнка.

Из арсенала народной педагогики можно использовать разнообразные игровые и ритуальные действия. Игры с эхом как приветствие лесу или го­рам либо прощание с ними. Расчистка родничка в благодарность за угоще­ние «омолаживающей» водицей. Угощение ягодками.

Таких действий-ритуалов полуигрового, по­лусерьёзного характера, уходящих корнями в опыт и суеверия далёкого прошлого, но отвечающих со­временному экологическому мировоззрению, на­родной педагогикой накоплено великое множество.

2. Как можно увеличить воздействие природы?

В ряде случаев необходимо попытаться усилить след, оставляемый в сознании ребёнка кон­тактом с природой, и тем самым увеличить дейст­венность контакта. Это удаётся сделать, включив ре­бёнка в активные действия в связи с переживаемой ситуацией: кормление голодающих зимой птиц, расчи­стка полюбившегося местечка или маскировка от недобрых глаз редкостного растения и т.д.

Если ребёнок сам много и охотно рисует, то непременно следует попытаться тактично возбу­дить в нём желание запечатлеть увиденное и запомнившееся жизненное мгновение в рисунке. Это хорошая опора для воспоминаний, для обсуждения, увиденного и прочувствованного с другими людьми. Сходный эффект дают фотография и видеозапись.

При особых склонностях, литературных спо­собностях ребёнка и при специальном заказе семьи на формирование творческих способностей поощряю его к художественному описанию увиденного и прочувствованного. А можно, наоборот, при­влечь внимание ребёнка к литературному образу: «Плакала Саша, как лес вырубали…», — эти некра­совские строки, сказанные при виде спиленных или срубленных деревьев с естественно пробужденным от этого чувством, способны помочь ему ра­зобраться, где в храме природы находятся дозво­ленные границы «мастерской».

Стихи, песни, отрывки художественной про­зы в исполнении педагога, других взрослых и самого ребёнка, образно связанные с ситуацией, ненавязчиво подсказывают ему оценочные пози­ции. Так возникает глубоко усваиваемый симбиоз личных впечатлений, переживаний с искусством, повышается культурный уровень ребёнка.

Этот метод требует от педагога не только эру­диции, но и искренних чувств. В педагогической литературе он практически не разработан. В се­мейном же воспитании используется спонтанно, в порядке импровизации, по настроению и уровню возможностей родителей.

3. Методы наблюдения и опыты.

Наибольшая эффек­тивность наблюдения достигается, если в повседневной жизни про­слеживается их целый цикл за объектами природы в разные вре­мена года. Отдельно взятый цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участ­ка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхо­жее с другими) содержание. В комплексе наблюдения одного цик­ла формируют у детей разносторонние и систематизиро­ванные знания о растениях или животных. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции» (наблюдения), что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвое­ние. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, рас­ширить и уточнить имеющиеся представления. Именно многоразо­вое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и (что особенно ценно)  самостоятельных наблюдениях. Цикл наблюдений создает прочную чувственную основу знаний.

В организационно-методическом плане важными являются сле­дующие моменты:

компактное проведение цикла — одно наблюдение должно сле­довать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте;

преобладание визуального источника знаний над словесным: дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не со слов педагога. Вопросы и очень короткие пояснения направляют внимание дошкольников и побуждают называть увиденное. Отсю­да вытекают организационные требования к наблюдению: в каж­дом конкретном случае может одновременно участвовать столько детей, сколько смогут спокойно расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т. д.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В. зависимости от размера объекта, его располо­жения в наблюдении одновременно могут участвовать от 3—5 до 15 человек. В отдельных случаях, когда наблюдения можно прово­дить на участке, в нем может участвовать вся группа;

Охват наблюдениями всех детей: 

Каждое конкретное наблюде­ние, если его проводить по группам, повторяется несколько раз. Такая организация позволяет приобщить к наблюдениям всех де­тей и накопить у них необходимый объем конкретных знаний, ко­торые затем будут использованы в обсуждении на занятии;

Опора на биологические особенности, видовую специфику жи­вотных и растений. Дети смогут увидеть запланированные момен­ты их жизни, если специально созданы условия: голодное живот­ное хорошо ест — можно смотреть, как оно это делает; черепаха активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем)—можно наблюдать процесс питания, способы передвижения; птица дрем­лет и спит в темноте — наблюдение лучше проводить в длинные зимние вечера при погашенном свете и т. д. Организация таких наблюдений предполагает включение элементарного опытничества, что может улучшить и ускорить достижение программной цели;

Использование двигательной активности ребят: вклю­чение в наблюдение соответствующих его содержанию упражне­ний, действий с предметами. Функцию шеи (у птиц) или значение ее отсутствия (у рыб) помогут понять детям повороты собственной головы влево и вправо; обхватывая палку руками и при этом по-разному располагая пальцы (все в одном направлении; 4-—вперед, большой палец назад), дошкольники смогут обнаружить смысл строения ноги птицы — расположение 4-х пальцев в направлении вперед и одного — назад, или характер передвижений животных.

В экологическом образовании и воспитании детей широко практикуются опыты. Они помогают увидеть несложные причинно-следственные связи и зависимости в природе, помогают формирован, познавательную активность, осознанное отношение к природным объектам, заниматься элементарной  опытнической  работой. Разнообразные по тематике опыты, широко используются в процессе выращивания растений. В   результате   дети   достаточно   глубоко осознают важность и необходимость труда в природе. Проведение опытов вызывает у детей потребность в знаниях, чувство радости от познания нового, самостоятельного маленького «открытия», развивает логическое мышление, наблюдательность, любознательности и речь, укрепляет познавательный интерес к природе. Определяю­щим условием экологического образования   и   воспитания   детей является практическая, экологически практическая, экологически ориентированная деятельность детей (труд на огороде, в цветни­ке, саду, уголке природы). Характерным показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание и умение детей принимать активное участие в труде по уходу за ними.

На чем же следует сделать акцент при организации труда детей в природе, чтобы он имел экологическую направленность.

В процессе систематического труда детей в природе необходи­мо формировать у них осознанно правильное отношение к живому. Дети должны понимать, что разнообразный труд по уходу за рас­тениями и животными направлен на удовлетворение их жизненно важных потребностей (в пище, воде, тепле, свете и др.), что каж­дый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. Условия нарушаются — организм гибнет. Труд в природе как наиболее естественная форма взаимо­действия человека с природой направлен на создание условий для жизни растений и животных. Поэтому предварительно следует обсудить с детьми, какие нужны условия для растения, животного, почему именно такие, как их создать, что приготовить и т. д. При этом особое внимание детей обращается на то, что и как они сделали (система трудовых действий, весь трудовой процесс и его результат), как хорошо, например, стало растению и поэтому оно должно расти   и развиваться при дальнейшем уходе.

Особую значимость в экологическом воспитании имеет совмест­ная трудовая деятельность детей и взрослых, направленная на улучшение природного окружения: посадка деревьев и кустарников, защита муравьев, очистка территории от мусора и др.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.