Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Формы рефлексии на уроке математики

Автор публикации: Кокарева Галина Анатольевна
МОУ Ишеевский многопрофильный лицей им. Н.К. Джорджадзе
учитель математики

Публикация

В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых математических знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно – ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.

Так что же означает термин «рефлексия»?

Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия, в том числе и такие:
– Рефлексия от латинского «обращение назад»- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

– Рефлексия-размышление, самонаблюдение, самопознание. (БЭС)

– С философской точки зрения «рефлексия»- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов. (БЭС)

– Рефлексия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

– Рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. (Философский энциклопедический словарь)

Для чего нужна рефлексия?
Ребенок понимает:
• ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
• какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
• какой вклад в общее дело он может внести;
• может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
• рефлексия эмоционального состояния и настроения;
• рефлексия деятельности на уроке;
• рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия связана с другим важным действием учебного процесса – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей. Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически.

Образовательный эффект рефлексии:

Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.
Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.
Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.

Рефлексия, как образовательная деятельность, относится к двум областям:
1. Онтологической, связанной с содержанием предметных знаний.
2. Психологической, т.е. обращенной к субъекту деятельности и самой деятельности.

Нужно отметить, что рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации полученных результатов и повышения эффективности деятельности в дальнейшем.

Методика организации рефлексии учащегося на уроке включает следующие обязательные этапы:
•Постановка предметной деятельности;
•Восстановление последовательности выполненных действий;
•Изучение составленной последовательности действий;
•Формулировка полученных результатов;
•Проверка гипотез в дальнейшей деятельности.

Формы рефлексии многообразны и зависят от возраста обучающихся и прочих особенностей.

Рефлексии следует обучать учащихся с начальной школы. При этом им необходимо задавать следующие вопросы: «Каковы мои главные результаты?», «Что я понял, чему научился?», «Какие задания и почему вызвали наибольший интерес?», «Каким способом я выполнял задания и что я при этом чувствовал?», «Какие трудности я встретил в ходе решения и как я их преодолел?». В ходе проведения урока, предлагаемые учащимся вопросы для рефлексии, могут быть приближены к изучаемому материалу, например: «Какой способ решения данной задачи применил Петя?», «Чем этот способ отличается от способа решения предложенного Машей?», «Как ты получил такой результат?», «Как ты догадался применить такой способ решения?», «Объясни свое решение».

Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, – беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
• Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
• Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
• Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

В педагогической практике я использую несколько форм проведения рефлексии на уроке, в зависимости от возраста обучающихся, изученного материала, психологических особенностей и т.п.
Например: анкетирование, листок рефлексии, «закончи предложение», синквейн, графическая и цветовая рефлексии, индивидуальные и групповые отчеты и т.п..

Остановлюсь подробнее на некоторых формах рефлексии.

• Прием «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 1слово из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке
• Допиши по выбору одно из неоконченных предложений
• Анкета для самоанализа
• «Мишень» учащиеся должны поставить точку в нужном секторе
• Дерево успеха
• Аргументация своего ответа
• Солнышко
• Смайлик
• Синквейн

Синквейн: В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Данная методика будет полезна для проведения этапа рефлексии после изучения большого объема учебного материала, знакомства с новым математическим объектом, алгоритмом выполнения новой операции над математическими объектами. Можно предложить в качестве творческой домашней работы.

Немного остановлюсь на заданиях рефлексивного характера

1. Найди ошибку
2. Рефлексия деятельности
3. Работа по алгоритму

Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности.
При использовании любой из предложенных форм рефлексии на уроках можно проводить «обращение назад» регулярно, чтобы у учащихся была потребность в осмыслении своих учебных действий, желание анализировать, размышлять, исследовать. Рефлексия должна работать на главную учебную цель-повышение эффективности самой учебной деятельности, развитие учебных компетенций обучающихся.

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.