Конспект урока по русскому языку
«Гласные Ы – И после твердых и мягких согласных»
Автор публикации: Козлова Елена Владимировна
Челябинская область, г.Катав-Ивановск
МОУ “Коррекционная школа – интернат
учитель начальных классов
Коммуникативные – находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на уроке. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Осуществлять контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, соблюдать ритуалы школьного поведения.
Познавательные – осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, высказываться в устной и письменной форме, анализировать, выделять главное, проводить сравнение, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, находить ответы на вопросы, читать, писать.
Регулятивные – излагать свои мысли в устной форме, вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. Адекватно воспринимать оценку своей работы.
Личностные – принятие образа «хорошего ученика», ориентация понимания причин успеха в учебной деятельности, способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать свое место в нем, самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Оборудование: 1) Картинка со сказочными оленями, 2) Карточки с письменными буквами И,и,ы,3) Картики корова, собака, заяц, 4) карточки с пропущенными орфограммами (к…рова, с…бака, за..ц) и буквами, которые пропустили ( о, о, я, а, е. я), 5) мешочки- мягкие с двумя ленточками и твёрдые с одной ленточкой, 6) Слоги Кы-ки, мы-ми, пы-пи, ты-ти, 7) карточки со слогами пи-пы, ры-ри, ды-ди, бы-би, лы-ли, 8) индивидуальные сигнпльные карточки «- ,«=», 9) картинка белочка, 10) индивидуальные карточки 1) мы, ти, ты, ки, вы, зи,2) мыло, зима, лист, крыло) на орешках, 11) картинка новогодняя ёлочка, 12) шарики для украшения ёлочки 7 жёлтых, 7 красных, 13) правило, 14) карта с названиями остановок, 15) учебник.
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня мы совершим зимнее сказочное путешествие на волшебных оленях, к новогодней ёлке.
– А для нашего путешествия, как вы думаете, что необходимо? (знания).
– А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Ребята, посмотрите к нам сегодня на урок пришли гости, повернитесь, поприветствуйте их.
2. Минутка чистописания
– Вот мы и на снежной поляне. Что бы новогодние олени взяли нас с собой в сказочное путешествие, нам необходимо выполнить 1 задание, которое называется чистописание. Для этого открываем тетрадь, записываем число. классная работа
Ии
ы
Заглавной буквы ы не бывает.
3. Словарная работа
Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все мы отправляемся в путешествие.
1 наша остановка « Словария».
Корова, собака, заяц.
Картинный диктант. Учащиеся вставляют пропущенную орфограмму, ставят ударение, записывают в тетрадь. Подчеркните в словарных словах гласные буквы.
Какое слово можно назвать лишним? (заяц). Почему? Заяц лесной житель и просится с нами в путешествие, возьмем его с собой?
-Посмотрите, что он нам принес в благодарность.
4. Актуализация новых знаний.
У вас на парте лежат 2 мешочка. Возьмите мешочек с одной ленточкой. Какой он? (твёрдый)
Возьмите мешочек с двумя ленточками. Какой он на ощупь? Мягкий.
Молодцы. Продолжите моё высказывание: «Согласные звуки могут быть …..
Твёрдыми и мягкими.
Наше путешествие продолжается, наша остановка «Слоговая опушка»
Посмотрите на доску, ветер перепутал все снежки, на них слоги, давайте мы с вами распределим их на 2 группы. Кы-ки, мы-ми, пы-пи, ты-ти. Почему вы так решили?
Давайте произнесем слоги с буквой ы. С буквой и. Как вы думаете слоги какого столбика мы отправим в твердый мешочек, а какие в мягкий? Почему?
(потому что, звуки с буквой ы слышатся твердо , а с буквой и мягко. Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
Гласные Ы – И после твердых и мягких согласных.
5. Работа в парах
У вас на партах мешочки с одной ленточкой твердый, с двумя ленточками мягкий и карточки со слогами. Вам нужно эти слоги распределить в мешочки. Давайте повторим еще раз, с какой гласной мы отправим в твердый мешочек, а с какой в мягкий? (дети работают в парах).
– с какой гласной слоги вы отправили в твердый мешочек, а с какой в мягкий мешочек. Обратите внимание, твердый мешочек завязан одной ленточкой, мягкий двумя.
6. Физминутка.
Отправляемся дальше в наше путешествие.
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
7. Изучение нового
Ребята, вы слышали, что под снегом спит медведь, сейчас мы будем проезжать мимо и что бы его не разбудить поиграем в игру « Молчанка». ( у детей на партах сигнальные карты , учитель показывает слог, дети поднимают соответствующую карточку. Твердая согласная -, мягкая согласная =. Пи-пы, ры-ри, ды-ди, бы-би, лы-ли. С какой буквой я показывала слог, когда вы поднимали карточку с – черточкой(ы), а с = черточками (и). Давайте сделаем вывод- когда мы пишем буквы ы , тогда твердый согласный , а когда букву и, тогда согласный мягкий.
Молодцы! Проехали медведя, едем дальше.
8.Работа с правилом.
Открываем учебник на стр. 68
- Читает учитель
- Чтение про себя
- Читает ученик
- Повторяем
( Правило на доску)
9. Закрепление изученного. Работа по учебнику.
Продолжаем наше путешествие, скоро мы уже доберёмся до нашей ёлочки. Но вновь остановка, на пути у нас «Избушка-повторюшка» , чтоб зайти в неё нужно открыть учебник С.68 упр.2 У малышки Лины блины из глины. ( 1 ученик у доски, остальные в тетради).
10. Самостоятельная работа.
Продолжаем наше путешествие, вышли из избушки, в какую сторону ехать дальше, забыли. Давайте спросим у лесной жительницы-белочки, куда нам дальше держать путь? Белочка принесла нам орешки с заданиями, если мы их выполним, она нас проводит до лесной новогодней красавицы- ёлочки.
Дифференцированные карточки.
1 уровень- Валера, Тамара, Мавлуддин. ( мы, ти, ты, ки, вы, зи).
2 уровень – Лиза, Никита, Ярослав, Яша. ( мыло, зима, лист, крыло).
Подчеркнуть – чертой твердые согласные, = мягкие согласные.
(проверка индивидуальная).
11. Итог
Итак, белочка довольна, что вы выполнили самостоятельную работу хорошо и согласилась нам показать новогоднюю красавицу, отправляемся вместе с белочкой дальше, подводим итог.
– о каких согласных мы сегодня говорили на уроке? ( о твёрдых и мягких).
– какими гласными мы сегодня работали? (И –Ы).
– какая гласная буква пишется после твёрдых согласных? (после твёрдых согласных пишется гласная Ы).
– какая гласная буква пишется после мягких согласных? (после мягких согласных пишется гласная И).
12. Рефлексия
Наконец то добрались мы до сказочной новогодней ёлочки.
Наряжаем ёлку в лесу для зверят. (Желтые шарики– все удалось на уроке, красные шарики- были затруднения).
13. Домашнее задание.
С.69 упр.4 (инструктаж).