Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Гражданское воспитание в условиях детской общественной организации

Публикация

Автор публикации: Легонькова Екатерина Владимировна
г. Пенза, Пензенский агропромышленный колледж,
преподаватель иностранного языка

 

E.V. Legonkova, Master’s student of the department «Pedagogy and Psychology»

Penza State University, Penza,

Аннотация. В статье описывается опыт работы по гражданскому воспитанию детей в условиях детской общественной организации. Автором в статье изложены основные доводы о том, что детская общественная организация «Радуга», функционирующая на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Грабово» Пензенской области является эффективным средством гражданского воспитания подрастающего поколения.

Abstract. The article describes the experience of working on civic education of children in the context of a children’s public organization. The author in the article sets out the main arguments that the children’s public organization “Rainbow”, functioning on the basis of the Secondary school of the village Grabovo of the Penza region is an effective means of civic education of the younger generation.

Гражданское воспитание ребенка считается одним из важных вопросов современной России. В минувшие десятилетия в российском социуме кардинально поменялся подход к таким ценностям, как патриотизм, долг, честь, достоинство, память и почитание героического прошлого нашей страны. Зачастую действия современных школьников являются эгоистичными, антисоциальными и антигуманными. От важности осуществления гражданского воспитания в большей степени зависит общественно-политическая, экономическая и общественная обеспеченность нашего общества в его перспективе.

В исследованиях Э. Ш. Калмадиновой, Г. Г. Николаева, В. А. Сластенина подчеркивается, что результативность реализации гражданского воспитания возможно увеличить за счет работы детских общественных организаций, внушительное количество которых существует и регулярно появляется сегодня. Такие черты имеют все регионы России, не исключая и Пензенскую область, где в период с 2015 по 2021 год число зарегистрированных Управлением Федеральной регистрационной службы молодежных и детских общественных объединений возросло с 18 до 62. Одним из значимых шагов в этом направлении стало формирование детской общественной организации «Радуга», имеющая наиболее 13 тысяч школьников г. Пензы и Пензенской области.

Проведённый анализ современной научной литературы позволяет сделать вывод о том, что сейчас все больше исследователей говорят о проблеме гражданского воспитания. Рассматривают ее исторический (О. И. Волжина, А. М. Шаленов), социально-педагогический (А.В. Беляев), социально-психологический (М. Седлаж), гражданско-правовой (В.А. Балюк, Г.П. Давыдов, С.В. Шевченко), этико-правовой (В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, Л.М. Корниенко, С.А. Рудых и др.) вопросы; анализируют способы и формы гражданского воспитания детей (Н.И. Васильев, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева, В.И. Жернов, Д.В. Катюба, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, В.И. Петрова, Г.Н. Филонов, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.); частично определены подходы к подготовки педагогов к гражданскому воспитанию детей (Т.М. Абрамян, О.П. Песоцкая и др.); сформулированы цели, задачи, методы и средства гражданского воспитания (О.И. Волжина, Н.А. Головко, Р.Г. Гурова, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов и др.); проведено сравнение особенностей процесса гражданского воспитания в отечественных школах и зарубежных (М. А. Якобсон и др.).

В ходе гражданского воспитания осуществляется формирование такого важного качества личности, как гражданственность. Она понимается нами как интегративное качество личности, обеспечивающее ребенку полную социализацию в коллективе. Гражданственность подразумевает под собой осмысленную реализацию общепризнанных норм общения и нравственности, выражающееся в выполнении человеком его семейно-бытовых, социально-экономических, политических и других обязанностей [1, с. 65].

Одно из черт высокого уровня гражданского воспитания считается присутствие активной гражданской позиции, выражающейся в законопослушности, готовности работать на пользу собственного Отечества, охранять интересы своей страны, сознательно брать на себя ответственность за судьбу государства в сложные времена ее истории.

В процессе гражданского воспитания формируются качества личности, «характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность» (Л. Ю. Мастыкина) [2, с. 15].

Из этого следует, что исследуемый процесс осуществления гражданского воспитания в условиях деятельности детских общественных организаций не нашел надлежащего внимания в научных трудах, несмотря на то, что для подробного изучения данного явления есть возможность основываться на большой диапазон исследований различных вопросов этой проблемы.

В российском детском общественном движении осуществляются новые явления и процессы, обосновано вызывающие необходимость для их многостороннего исследования. Историко-общественное исследование парадигм развития детского движения в России в начале XX века представлен в трудах Л.А. Борисовой, парадигмы работы отечественного скаутизма изложили М.Б. Богуславский, И.А. Валгаева, Т.И. Кузнецова, Е.А. Подтынная. В работах Г.В. Ермоленко, И.А. Кудряшовой, Г.В. Сабитовой, Е.Н. Степанова, А.И. Рябинина, Е.Е. Чепурных основополагающей проблемой становится процесс развития и функционирования детских общественных организаций, определены и охарактеризованы противоречия между динамикой формирования коллектива и детским движением, характерные черты временной детской организации.

Согласно сведениям 2015 года в России существует более 30 тысяч (охватывающих своим влиянием более 10,5 млн. человек) детских общественных организаций. К ним относятся активно функционирующие пионерские, скаутские, военно-патриотические, поисковые, туристические, экологические, спортивные и другие детские общественные организации [3, с. 26-30]. С целью их формирования значительную функцию выполняют такие нормативные документы федерального уровня, как законы «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ, Федеральная целевая программа «Молодежь России (2006-2016 гг.)» и другие.

Исходя из формы реализации деятельности детских общественных организаций можно выделить объединения, движения, придерживающиеся конкретной цели. Все они отличаются чертами добровольности, поскольку отвечают требованиям общности интересов и выполняют функцию социально направленной деятельности.

Подходов к определению сущности понятия «детская общественная организация» в науке также существует достаточно много. Данное понятие рассматривается как детская общность (пионерская дружина, скаутский патруль, отряд юнармейцев и др.), в котором ребята контактируют с другими членами этой общности. Кроме этого, понятие «детская общественная организация», если опираться на Федеральный закон «Об общественных объединениях», можно рассматривать как социальное общество (не исключая и детское), которое не зависит от масштабов, разновидностей, количества членов общества.

По мнению Г. И. Аксеновой, под детской общественной организацией следует понимать такое объединение школьников, обладающее четкой структурой, имеющие общие нормы жизни в соответствии с функционирующими для данной общности нормативными документами (устав, кодекс, положение), имеющее общую концепцию членства, а также самоуправления [4, с. 32]. Говорить о том, что, та или иная детская общественная организация является процветающей можно только, если она отвечает следующим показателям: численность членов, имеет два и больше внутриобъединенных формирований, активное участие ее членов в общественных мероприятиях школы, положительная динамика воспитанности ее членов.

Детские общественные организации выступают значимым способом социализации личности ребенка. Данные положения отражены в Федеральном Законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», в которых говорится о том, что работа детских общественных организаций нацелена на социализацию ее членов, их самореализацию в жизни. Это утверждение можно подкрепить идеями Л.И. Аманбаевой, Л.П. Буевой, А.В. Волоховым, О.С. Газманом, Г.В. Гринчук, Р.А. Литвак, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, М.И. Рожковым, Э.С. Соколовой, Р.А. Филипповой и другими.

Кроме этого, недостаточность внимания в психолого-педагогических исследованиях уделено изучению опыта отдельных детских общественных объединений, выявлению характерных форм, способов, средств в осуществлении деятельности по гражданскому воспитанию подрастающего поколения. При этом, возникает трудность в изучении данного феномена, поскольку оно может функционировать в естественных условиях, изменяющихся в соответствии с политической и социально-экономической модернизацией, которые динамично происходят в стране [5, с. 22]. Таким образом, гражданское воспитание в условиях детских общественных организаций является разносторонним вопросом, которая привлекает серьезное социальное и научное значение.

Таким образом, гражданское воспитание считается многокомпонентным вопросом. В педагогической науке данное понятие неразрывно связано с процессом воспитания, в целом, и направлено на повышения уровня сформированности гражданственности у детей. Гражданское воспитание включает политическое, патриотическое, правовое, нравственное; его всестороннее осуществление более эффективно в рамках деятельности детских общественных организаций.

Детские общественные организации рассматриваются нами как средство гражданского воспитания ребенка. Выступая ее активным членом, ребенок выполняет определенные обязательства, принимает участие в управлении, организации жизнедеятельности общества; принимает активное участие в реализации социально значимых событий в стране и мире; выражают динамичность, креатив, инициативу, ответственность, независимость, организованность [6, с. 54].

Считаем, что детская общественная организация «Радуга», функционирующая на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Грабово» Пензенской области, также обладает перспективами в воспитании гражданственности подрастающего поколения. Так, с целью гражданского воспитания младших подростков в условиях детской общественной организации нами было проведено мероприятие-посвящение школьников в данную общественную организацию.

Главной целью деятельности детской общественной организации «Радуга» является объединение детей школы с целью обмена творчеством и преобразование совместной со всеми членами организации общественно-полезной деятельности, определения условий для разностороннего развития личности школьника. У этой организации существует несколько направлений работы: гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, лидерское, экологическое, благотворительное, интеллектуально-познавательное, а также художественно-эстетическое направление.

В рамках посвящения младших подростков в деятельность рассматриваемой детской общественной организации, их ознакомили со сводом правил и законов, которых придерживаются члены объединения, поиграли в разнообразные игры на внимание, память, подвижные игры, содержание которых носило тему гражданственности. После этого, каждый школьник должен был произнести обещание, после которого президент и министры детской общественной организации повязывают галстуки каждому ребенку. После посвящения детей в члены детской общественной организации «Радуга» собирается штаб, где обговариваются организационные вопросы и утверждается план мероприятий на новый учебный год.

Подробный анализ деятельности детской общественной организации «Радуга», функционирующей на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Грабово» Пензенской области приводит нас к выводу о том, что участие в её делах является эффективным средством гражданского воспитания подрастающего поколения. Она помогает включить ребят в общественную жизнь и разнообразную социально-общественную деятельность, обеспечивая, таким образом, всестороннее становление личности школьника. Ребенок осознанно, по своей собственной инициативе, принимает определенные нормы поведения и старается им следовать. У него развивается качество самостоятельности при выборе и готовности брать на себя ответственность. Наличие условий для детского самоуправления дает возможность получить опыт лидерства, а также сформировать основы для жизненного самоопределения.

Список литературы.

  1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. Москва: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.
  2. Мастыкина, Л. Ю. Критерии эффективности осуществления гражданского воспитания в детских общественных объединениях и организациях / Л. Ю. Мастыкина // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. Т. 4. Педагогика и методика. – Москва-Луганск: Изд-во МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. – 2006. – С.14-18.
  3. Аксельрод, В. И. Зачем нужна детская организация? / В. И. Аксельрод // Образование в современной школе. 2002. – № 10. – С. 26-30.
  4. Аксенова, Г. И. Субъект и образование (методология и история проблемы) / Г. И. Аксенова, И. И. Купцов, А. Н. Аксенов. Рязань: РИНФО. 2000. – 97 с.
  5. Лазарева, А. Г. Детское движение: взгляд из XXI века / А. Г. Лазарева, Е. С. Туренская // Молодежь Ставрополья. Ежеквартальный вестник. Ставрополь. – 2003.– № 26. – С. 20-26.
  6. Лебедев, Д. Н. Детское общественное движение: испытание временем / Д. Н. Лебедев // Воспитание школьников. – 2003. – №1. – С. 52-61.
Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.