Инклюзивное образование в области адаптивного физического воспитания

Автор публикации: Сененкова Олеся Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольского профессионального художественного колледжа»

Публикация

Аннотация: 

В статье рассматриваются основные проблемы реализации инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания, связанные с необходимостью создания в образовательной организации специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения описанных в статье проблем предложено осуществление комплекса мер, направленного на всестороннее развитие инклюзивного образования. Сделан анализ инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, право на образование, инвалиды, адаптивное физическое воспитание, физическая культура, доступность образования.

Для наиболее эффективного  понимания инклюзивного образования, разберемся с его понятием и так:

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

В моем понимании инклюзивное образование должно быть всесторонне развито как для «нормальных» так и для  «инвалидизированных» детей. Так как две категории детей должны оказывать друг другу содействие, а проявляется это в том, что «нормальные» дети оказывают «поддержку» детям с ОВЗ, а это в свою очередь развивает в  них чувство ответственности и способствует дальнейшему развитию толерантности в обществе.

Знаменитый советский психолог Лев Семенович Выготский  указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок-инвалид не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Так же Л. С. Выготский говорил о том:  «…глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций». Несомненно, данные слова ученого относятся ко всем детям с нарушениями развития.
Так же австрийский медик Карл Кёниг  утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм.Он считал «тремя большими ошибками» современности агностицизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическая теория измеряемого интеллекта.

Основываясь на этих учения, мы не можем оспорить тот факт, что инклюзивное образования несет в себе всестороннее развитие, включая развитие «инвалидизированных» и «нормальных» детей. Принимая во внимание этот факт, хотелось бы перенести наши  усилия  на инклюзивное образования в области физического воспитания. К сожалению, во многих образовательных учреждениях  дети с ОВЗ чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой, что и является основной причиной их малоподвижности во время занятий физической культурой.Поэтому инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях приобретают особую актуальность и значимость. Процесс физического воспитания и обучения для детей с ОВЗ нужно строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их опосредовать и проанализировать, чтобы они могли осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений и других характеристик, и для этого, по моему мнению, необходимо создавать совместные занятия физической культуры с «нормальными» детьми и «инвалидизированны» детьми так как первые смогут выполнять поставленные на уроках задачи намного легче, чем вторые и тем самым способствовать выработке у детей с ОВЗ визуализации, что немало важно при понимании упражнений. Так же необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели и задач физического воспитания. Совместные уроки   «нормальных» детей и детей с ОВЗ на инклюзивных уроках физической культуры несут в себе  доступный пример для двигательного подражания у детей с ОВЗ; у «нормальных» детей  формируется способность к преодолению физических и психологических барьеров  и как следствие у всех  появляется желание улучшать свои физические кондиции. И не стоит забывать о том, что уроки адаптированной  физической культуры должны строиться с индивидуальным подходом и учётом особенностей детей с ОВЗ, на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе со стороны педагога и «нормальных» детей. Ребенку с ОВЗ важно осознать, что он может общаться на равных с «нормальными» детьми. Для достижения наилучшего результата в проведении занятий, не маловажным является тот факт, что инклюзивные уроки физической культуры должны, строится и проводиться как преподавателем физического воспитания, так и преподавателем АФК. Совместные усилия преподавателя  физической культуры и преподавателя АФК должны будут принести положительные результаты как в работе с детьми ОВЗ так и в работе с «нормальными» детьми, так как первые в большинстве случаев являются спортсменами и имеют богатый опыт в построении тренировочного процесса а вторые имеют необходимые знания в повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития.

Таким образом, совместные уроки и  физические упражнения, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ. И давайте не будем забывать об одном из восьми  принципов инклюзивного образования который гласит:  Все люди нуждаются друг в друге;  и это, по моему мнению, должно быть взято в основу проведения уроков физического воспитания и  образовательного процесса в целом.

В заключение хотелось бы добавить, что для наиболее эффективного воздействия физических упражнений на организм ребёнка с ОВЗ, помимо, педагогического и врачебного контроля, необходимы самостоятельные наблюдения за состоянием своего организма, которые помогают правильно регулировать величину и интенсивность физической нагрузки. Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменением под влиянием занятий физической культурой. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям. Следите за своим здоровьем и будьте здоровы.

 

Список использованных источников

  1. Алёхина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83–92.
  2. Волкова, Т. А. Особенности профессии педагога в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Т. А. Волкова // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 55228. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55228.htm (дата обращения: 27.11.2015).
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 27.11.2015).
  4. Ерешко Н.Е. Инклюзивная физическая рекреация как средство социальной интеграции детей-инвалидов
  5. Серукова Т.А. Инклюзивные подходы по физическому воспитанию школьников в общеобразовательном учреждении
  6. Кисляков П.А. Инклюзивное образование как условие обеспечения социально-психологической безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья
  7. Теоретико-методологические основания инклюзивного образования в трудах российских ученых первой четверти ХХ В. (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, С. Т. Шацкий и др.)
    8. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2 / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2007. — С. 26
  8. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по физической культуре с детьми специальной медицинской группы.
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK