Инновационные технологии и методы обучения

Публикация

Автор публикации: Литвинова Светлана Анатольевна
гор. Таганрог, ГБПОУ РО “ТАВИАК”
преподаватель

 

Инновационные технологии  и методы обучения в профессиональном образовании

С.А. Литвинова,  преподаватель

ГБПОУ РО «Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова»

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.

Использование современных образовательных и информационных технологий приобретает особую значимость при подготовке студентов по специальности Технология машиностроения. Преподаватель дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» должен активно использовать и создать условия студентам для использования инновационных методов обучения. Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни; формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с этим особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов. Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего специалиста. При проведении занятий в виде организации «мозгового штурма», решается задача: с одной стороны как метод, применяемый в профессиональной деятельности техника, с другой стороны, как экспертные группы с помощью рабочих гипотез рассматривают самые разнообразные идеи, доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации получают опыт организации совещания. Используя такую организационную форму как учебное моделирование научного исследования (при изучении предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности»), студенты применяют полученные ими ранее знания по методике сбора данных, осваивают исследовательские процедуры. При этом достигается важная цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания действительности специалистом-техником. Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения специальностью и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, создавшие свой профессиональный проект, готовы его отстаивать, вести дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти. Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов разрешения ситуации; подведение итогов и оценка результатов занятий. По мнению студентов, они ощущают себя на таких занятиях участниками производственного процесса по направлению выбранной специальности.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.  Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов [3, с 240].

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда [4, с.382].

Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели ГБПОУ РО «ТАВИАК» применяют в работе следующие инновационные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.

Преимущества применения инновационных технологий заключается в том, что изменяются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

Инновационные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, а также связаны с повышением эффективности обучения и воспитания, т.е. направлены на конечный результат образовательного процесса –  подготовку высококвалифицированных специалистов:

  • владеющих фундаментальными и прикладными знаниями;
  • пособных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;
  • обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства, общими компетенциями профессионала.

Список используемой литературы:

  1. Абасов З. Инновации в образовании и синергетика // Альма Матер.- 2007.-№4.- С. 3-8.
  2. Браун А. Инновационные образовательные технологии // Высшее образование в России.-2007.- №4.- С. 98-100.
  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2010.
  4. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015.
  5. Фёдоров О.В. Инновационная деятельность [Текст]: учебник./ О.В. Фёдоров, И.И. Гребенюк, В.П. Романчук. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 514 с. 118

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.