«Использование проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку»

Публикация

Автор публикации: Кулиева Л.Е.
с. В-Матигоры МБОУ “Верхне-Матигорская СШ”
учитель английского языка

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме: «Использование проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку»

Выполнила:
учитель
англ.яз.
1 кв.категории
Кулиева Л.Е.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………..
I. Теория и практика организации проектной деятельности в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….
1.1. Теоретические основы методики проектной деятельности……….
1.2.Структура метода проекта………………………………………………
1.3. Технологии проектирования в работе преподавателя английского
языка…………………………………………………….
II. Проект «Брошюра с достопримечательностями к карте Архангельской области на английском языке»
2.1.Этапы проекта………………………………………………………………
2.2. Проект………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………

Введение
В настоящее время одной из основных задач современного образования
становится раскрытие потенциала всех участников образовательного
процесса, предоставление им возможностей проявления творческих
способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности
образовательных процессов, в связи с этим появляются различные
инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого
научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого
учителя самым важным в работе является повышение эффективности
обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые
смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет
сформировать положительную мотивацию обучающихся к изучению учебного
материала, создать условия полного раскрытия творческого и
интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных
интересов? Существуют разнообразные инновационные формы,
позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной.
Одной из наиболее часто используемых форм является проектная
технология.
В обучении иностранным языкам, впрочем, как и другим предметам,
приоритетным является личностно-ориентированный подход.
Соответственно к технологиям указанного подхода относится обучение в
сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее
специфику дифференциации обучения. Это вовсе не означает, что данными
технологиями исчерпывается понятие личностно-ориентированного подхода.
Но именно эти три технологии достаточно органично адаптированы к
классно-урочной системе занятий.
Можно с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает
наиболее успешно, когда обучающиеся вовлечены в творческую деятельность.
Процесс работы над проектами стимулирует обучающихся быть
деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение,
творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для
взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи,
стоящие перед преподавателем иностранного языка, но и воспитательные.
Целью моей работы является изучение путей повышения эффективности
обучения устной речи на уроках английского языка с использованием
современных педагогических технологий.
Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
– изучить и проанализировать методическую литературу по исследуемой
проблеме;
– способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);
– развивать информационные умения (поиск, обработка информации);
– способствовать развитию учебных умений (умение обобщать,
анализировать).
Задача данной работы заключается в анализе эффективности метода
проектов на уроках английского языка.

Глава I. Теория и практика организации проектной деятельности в
процессе обучения английскому языку

1.1. Теоретические основы методики проектной деятельности
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, его также
называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это
«прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона
Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д.
Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная
активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка;
организация обучения как деятельности (игровой, трудовой) [4; с.6-8].
Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия.
Данный метод в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К.
Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода
было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод
проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е.
Брусникина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике.
Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором
Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов
показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и
интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов она
подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и
умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения,
постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. По
определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную
совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых,
которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию
этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о
методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов,
творческих по самой своей сути». [9, с.3–9]Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному
овладению проектной деятельностью:
– интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить
главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте),
анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение
работать с разнообразными справочными материалами);
– творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в
различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов
решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного
решения);
– коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего
собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами;
умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать
свою мысль).
Проект – это возможность обучающихся выразить свои собственные идеи в
удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей,
плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В
процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на
самого ученика. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что
будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.

1.2. Структура метода проекта
Методика проектов – это путь наиболее элективного использования
изученного материала. Проектная методика развивает у обучающихся
самостоятельность, творчество активность
Метод проектов, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс,
не затрагивая содержания обучения. Он позволяет научить обучающихся
самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать
совместно в группе и паре, анализировать итоги своей работы. С другой
стороны, он позволяет развивать одновременно все четыре основные умения:
аудирование, говорение, письмо и чтение.
Каждый проект – это результат большой и трудной работы. Авторы проекта
ищут информацию, собирают материал, делают презентации, брошюры,
пишут текст и т.д.
Проектная деятельность – это высоко адаптированная методика. Она может
применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Обучающиеся,
получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся
сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание,
развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои
способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и
оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного
результата.
Меняется роль учителя: не контролируется и не направляется каждый
последующий шаг работы, а больше внимания уделяется процессу
мотивации обучения. Ученики учатся ставить перед собой реальные цели и
достигать результата.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы,
жизненный опыт каждого обучающегося
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить
обучающимся идею, обсудить ее.

2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы обучающихся, где перед каждым стоит своя
задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности обучающихся к
логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению
проектной работы.

3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации,
обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов
реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи,
викторины и др.).

4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить и защитить.
Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и
представления проекта. Проекты могут выполняться на отдельных листах и
скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться
друг с другом. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации
зависит от его сложности.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить
следующие виды проектов в области изучения иностранного языка –
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений,
создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в
школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики),
драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы
страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона
какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены
в программу по страноведению, например в 6классе по теме «Великобритания»
Сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия .
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный
перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи,
детской литературы страны изучаемого языка .
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать,
вырезать, наклеивать, работать в справочниках, разговаривать с другими
людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи
на аудиокассету. И, наконец, обучающиеся с разным уровнем языковой
подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими
возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит
по-английски, может прекрасно рисовать.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков,
когда по результатам его выполнения оценивается усвоение обучающимися
определенного учебного материала.

В соответствии с программными требованиями к обучению иностранному
языку и требованиями государственного образовательного стандарта,
формирование иноязычной коммуникативной компетенции рассматривается
как цель обучения иностранному языку в рамках современной личностно-
ориентированной парадигмы воспитания и образования.
В соответствии с поставленной образовательной целью в области изучения
ИЯ ведется отбор нового содержания обучения ИЯ и новых образовательных
технологий, которые бы создавали условия для продуктивной учебной
деятельности и обеспечивали наиболее эффективное обучение устной речи.
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на
реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания,
интерес представляет проектное обучение, которое отличается
кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по
своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.
Использование проектной методики и современных технологий обучения
иностранному языку (в том числе информационных) приобретает большее
значение на среднем этапе обучения, так как в основной школе усиливается
значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

1.3. Технологии проектирования в работе преподавателя английского языка
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность
обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача
преподавателя активизировать деятельность каждого обучающегося, создать
ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование
новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит
учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения
образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный
потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
Проектная деятельность позволяет ученикам выступать в роли авторов,
созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий
кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Отправной точкой при выборе именно этого вида педагогической технологии
являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны
повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию.
Являясь личностно – ориентированным видом работы, проекты
обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и
самоутверждения ребят.
Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий
обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя
обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и
информационные технологии, мультимедийные дискуссии.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках
программного материала практически по любой теме.
Приступая к внедрению метода проектов необходимо помнить, что наряду с
преимуществами работа проектом содержит определенные трудности.

1. Самое сложное для преподавателя в ходе проектирования – это роль
независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если
педагог видит, что обучающиеся «идут не туда». Но важно в ходе
консультаций только отвечать на возникающие вопросы. Возможно
проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного
рассмотрения проблемы.

2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают
в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу.
Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно
оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку
следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера,
уровень проявленного творчества, четкость презентации.

3. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и
недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится
на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально
объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно
отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу
портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио
раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.

4. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его
превращения в реферат. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить
их содержание, – проектант должен выработать и представить собственную
точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его
методику.

5. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации
незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности.
Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и
лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами
проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над
темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с
языковым и речевым материалом.

Глава II. Проект «Брошюра с достопримечательностями к карте Архангельской области на английском языке».
В качестве примера проектной деятельности, рассмотрим конкретный
проект, выполненный обучающейся 9 класса Соболевой Ульяны.
Цель исследовательской работы: создать брошюру с описанием достопримечательностей Архангельской области на английском языке.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Узнали, что такое брошюра, изучили типы и виды образцов;
Нашли информацию о достопримечательностях Архангельской области на русском языке;
Научились подробно и кратко подавать историю и описание каждой из достопримечательностей;
Сделали перевод найденной информации на английский язык.
Оформили тематическую брошюру с написанной и переведённой на английский язык информацией.
Объектами исследования являются достопримечательности Архангельской области.
Предмет исследования – туристская брошюра достопримечательностей Архангельской области.
Методы исследования – библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; описание объекта исследования, перевод русскоязычного текста на иностранный (английский) язык.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в школе на уроках английского языка, для иностранных туристов, приезжающих в наш край, а также для всех любителей краеведения и для людей, изучающих английский язык.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, учителем английского языка, а также туристами, посещающими Архангельскую область.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.
Очень важно также и то, что в работе над проектом обучающиеся учатся
сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие
нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать;
совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом,
формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет
неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит к практическому
владению иностранным языком.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных
технологий в преподавании не только подогревает мотивацию школьников, не
только делает уроки более разнообразными и интересными, но также
способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной
инновационной технологией, которая обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и
говорением как одним из видов речевой деятельности;
2.повышение уровня внутренней мотивации;
3. повышение уровня самостоятельности, уровня сплоченности коллектива;
4.повышение общего интеллектуального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному
языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. —
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического
выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст]/ Филатов В.М. – М.,
2004.
4. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая
технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы
междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С.
6-8.
5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в
системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.
6.Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
7.Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
8.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися
старших классов по иностранному языку [Электронный ресурс].
9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные
языки в школе –2000. — No 3 — с.3–9
10.Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся
среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс].
11.Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой
компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник
«Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как
приоритетное направление в условиях непрерывного языкового
образования». – Волгоград: Перемена, 2003.
12. Соболева У. Проект «Брошюра с достопримечательностями к карте Архангельской области на английском языке». – с. В-Матигоры, 2021 г.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.