Использование самостоятельных заданий в учебном процессе младших школьников

Автор публикации: Сенютина Алина Викторовна
Новосибирская область, Искитимский район, МБОУ "СОШ №3 р.п. Линёво"
учитель начальных классов

Публикация

 

Использование самостоятельных заданий в учебном процессе младших школьников

 

THE USE OF INDEPENDENT TASKS IN THE LEARNING PROCESS OF YOUNGER STUDENTS
A. V. Sentina, primary school teacher
MBOU “SOSH number 3 working village Linevo”
Abstract: the article considers the questions of organization of independent work of younger students, its role and value in educational process of elementary school, provides a practical experience of performing independent tasks

Key words: Independent work, tasks for independent work, educational activity, independent work skills

Начальная школа является фундаментом, основой. Ведь только в начальной школе можно выполнить основная часть работы по формированию у учащихся познавательных умений и навыков. Это требует приобщения детей младшего школьного возраста к самостоятельной работе с первых дней обучения.
Под самостоятельной работой понимают деятельность учащихся, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, в процессе которой овладевают знаниями, умениями и навыками, а также способами их применения на практике.
Руководит самостоятельными работами учитель опосредовано через разработку заданий и вопросов. Это дает детям возможность найти способы решения заданий или упражнений проявить себя, поверить в свои силы. Происходит это тогда, когда учитель хорошо знает учащихся, их индивидуальные особенности, потребности и интересы, понимает возможности, как отдельных учеников, так и уровень развития учащихся класса, что позволяет выбирать интересные и посильные задания для самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы учащихся способствует прочному и глубокому усвоению основных понятий, законов и закономерностей, без чего нельзя сформировать умения и желание познать новое, необходимые для самосовершенствования и самообразования.
Особое значение имеют самостоятельные работы учащихся для закрепления и проверки знаний, умений и навыков, что способствует повышению познавательных способностей и эффективности урока в целом.
Практически все педагоги прошлого подчеркивали важную роль самостоятельной деятельности и самостоятельных работ как одного из основных средств познавания и учебного процесса.
Особенно важное значение имеет своевременный анализ затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся в самостоятельной деятельности и помощь в преодолении трудностей в процессе формирования знаний, умений и навыков, особенно при их применении.
Волевые процессы, являясь частью познавательной, учебной и самостоятельной деятельности, являются составной частью потребностей и побуждают учащегося к действию. Следовательно, можно констатировать, что содержательно-операционный и мотивационный компоненты самостоятельной познавательной деятельности тесно связаны с волевыми усилиями.
Классификаций самостоятельных работ существует огромное множество. Каждый ученый выдвигает свою классификацию самостоятельных работ, и все они очень важны, и мы ими пользуемся.

В своей статье я рассматриваю следующие виды самостоятельных работ:


1.Дифференцированные задания – это задания, составленные с учетом разного уровня знаний учащихся. Это могут быть несколько равнозначных вариантов по возрастающей сложности для всех учеников, или 3-4 варианта с разным уровнем сложности для учащихся, которые сильнее.
Рассмотрим задачу и примеры карточек с дифференцированными заданиями разных уровней сложности на уроке математике:
В книжном магазине, на полке, стояло 59 книг. Потом на эту же полку поставили еще 19 книг. Сколько всего книг стояло на полке?
Вариант 1
Закончи краткую запись задачи:
Стояло – книг
Поставили – книг
Всего – книг
2. Вспомни, как найти, сколько всего стало….
3. Используя схему, приведенную ниже, запиши выражение для решения задачи:
59 =
4. Запиши ответ.
Вариант 2
Выдели задачи, которые, можно решить с помощью
вычитания (-)
с помощью сложения (+)
а) Ваня купил 30 конфет, а его друг Митя 17.
Насколько больше конфет у Вани, чем у Мити?
б) В книжном магазине, на полке, стояло 59 книг. Потом на эту же полку поставили еще 19 книг. Сколько всего книг стояло на полке?
в) В одной коробке лежало 13 карандашей, это на 5 карандашей больше, чем в другой.
Сколько карандашей во второй коробке?
Реши вторую задачу, выполнив схему.
Вариант 3
Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются
действием сложения (+)
действием вычитания (–)
а) Ваня купил 30 конфет, а его друг Митя 17.
Насколько больше конфет у Вани, чем у Мити?
б) В книжном магазине, на полке, стояло 59 книг. Потом на эту же полку поставили еще 19 книг. Сколько всего книг стояло на полке?
в) В одной коробке лежало 13 карандашей, это на 5 карандашей больше, чем в другой.
Сколько карандашей во второй коробке?
Реши вторую задачу. Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием.
Придумай аналогичное задание для своего товарища.

2.Тренировочные задания. Детям могут предлагаться карточки с разными заданиями, как по смыслу, так и по сложности.
Например, на уроке математике детям дается приведенная ниже задача и карточки с разным уровнем сложности. Задача пишется на доске, а карточки дети берут сами и решают их по группам или в парах. Затем каждая группа объясняет возле доски свое задание и способ его решения.
Рассмотрим на примере задачу:
Пьеро и Мальвина зашли в гости к Буратино на 10 минут. Буратино в качестве угощения сделал 14 бутербродов со сгущенкой и 12 бутербродов с вареньем. Сколько бутербродов съел Пьеро, если через 1 час у Буратино осталось 8 бутербродов и Мальвина, при этом не попробовала ни одного бутерброда?

Приведём пример содержания карточек:
Карточка№1.
Внимательно прочитай задачу. В чем ее необычность? Отметь, что нужно узнать, а что известно в задаче.
Реши задачу.
Карточка№2.
В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны
для решения задачи.
Карточка№3.
Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:
Сделал -? 14 б. и 12 б.
Съел-?
Осталось – 8 б.
Карточка№4.
Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов сделал Буратино и сколько из них съел Пьеро?
Карточка№5.
Воспользуйся схемой решения задачи:
… + … = … (б.) – сделал Буратино;
… – … = … (б.) – съел Пьеро.

3.Последний вид самостоятельной работы – это контрольная работа. С помощью контрольной работы учитель проверяет, как ученик усвоил пройденный материал.
Рассмотрим пример контрольной работы по математике в начальной школе тема «Десяток. Нумерация»:
1.Запишите цифрами в строчку данные числа:
Два, нуль, три, восемь, десять, семь, шесть, четыре, пять, девять, один.
2.Поставьте нуль на своё место:
….,1,2,…,4,5,….,….,8
3.Вместо точек вставьте пропущенные числа:
2,…,…,…,…,7
3,….,….,….,….,….,….,10
4.Обведите кружком число, которое следует за числом 8:
1,7,3,10
5.Обведите кружком число, которое стоит перед числом 6:
2,3,4,5,7,1,9
6.Обведите кружком числа, которые стоят между числами 3 и 8:
4,7,9,5,10,6
7. Обведите кружком число, которое на 2 больше 8
6,3,8,2,10,7
8.Расставьте числа от большего к меньшему. Напишите их в строчку.
5,3,9,1,0,8
9.Обведите кружком число, которое на 1 меньше 5:
7,2,4,8
10. запишите в строчку данные ниже знаки:
Плюс, минус, равно, больше, меньше.
11.Вместо точек вставьте пропущенные знаки действий:
8…..1=9 3….2=1 6….4=10
Самостоятельная работа начинается реализовываться учителем с 1 класса. В первом классе дети только учатся работать самостоятельно под руководством учителя. Сначала дети вместе с учителем разбирают задания, затем вспоминают правила, которые нужно применить, а затем уже идет выполнение заданий. Потом происходит проверка заданий. Правилам самопроверки дети учатся на уроке.
Во 2-4 классах активно используются памятки, опорные схемы, словари, дополнительная литература. Дети учатся ориентироваться на информационных и коммуникационных технологиях и грамотно их применять. Уровень способности у учащихся разный в основном учителя ориентируются на среднего ученика.

Для эффективной работы учителя используют дифференцированный подход для организации самостоятельной работы, когда каждый ученик выполняет посильное для него задание, поэтому к каждому уроку учитель должен разрабатывать самостоятельную работу трех уровней:
1.Базовый
2.Повышенной сложности
3.Творческий

Дети могут выбирать уровни самостоятельно, либо по рекомендации учителя.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый вид самостоятельной работы влияет на повышение эффективности обучения младших школьников, главное, чтобы ученик сам захотел проявлять самостоятельность в познавательной деятельности для этого необходимо использовать необычные и интересные самостоятельные задания, чтобы дети с интересом могли погрузиться в учебный процесс.

Список литературы
1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK