Исследовательская работа по русскому языку

Автор публикации: Нажиметова Анар Маликайдаровна
Казахстан город Шимкент
ОСШ №30 имени Ораза Жандосова
учитель русского языка и литературы

Публикация

ОСШ №30 имени Ораза Жандосова

Исследовательская работа по русскому языку ученицы 6 «Г» класса Луенко Анастасии

 

Тема: Давайте говорить красиво! Фразеологизмы из мифов Древней Греции

 Руководитель: Нажиметова Анар Маликайдаровна ОСШ №30 имени Ораза Жандосова

учитель русского языка и литературы

 

 

Аннотация.

Цель исследования: определить языковую  картину учащихся 6 класса, проанализировать  их речь и правильно ли они используют  фразеологизмы.

Задачи исследования:

  • Определить понятие «фразеологизм»;
  • Рассмотреть фразеологизмы из мифов Древней Греции.
  • Исследовать использование фразеологизмов в речи школьников

(анкетирование).

  • Составить сборник, наиболее часто используемых фразеологизмов для

младших школьников.

Методы исследования:

  • Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
  • Анкетирование.
  • Теоретические  (изучение, обобщение  и систематизация полученных  сведений)

В работе рассматривается выявление языковой картины шестиклассников,  употребляют ли они в своей речи фразеологизмы.

Во время проведения исследования было выявлено, что языковая картина шестиклассников оставляет желать лучшего. Анкетирование показало, что ребята знакомы с устойчивыми выражениями, но точное определение смогли  дать не все. Очень мало учащихся  смогли ответить на вопрос, для чего нужны фразеологизмы.

Полученный результат анкетирования занесен в таблицу.  К  сожалению, надо отметить,  что лексикон учащихся  беден фразеологизмами.

 

Аннотация.

Зерттеу мақсаты: 6 сынып оқушыларының тілдік суретін анықтау, олардың сөздерін талдау және фразеологизмдерді дұрыс қолдану.

Зерттеу міндеттері:

  • «Фразеологизм» ұғымын анықтау;
  • Ежелгі Грецияның мифтерінен фразеологизмдер қарастыру.
  • Оқушылардың сөз сөйлеуінде фразеологизмдерді пайдалануды зерттеу

(сауалнама).

  • Бастауыш сынып оқушылары үшін ең жиі қолданылатын фразеологизмдердің жинағын жасау.

Зерттеу әдістері:

  • Эмпирикалық (берілген тақырып бойынша әдебиеттерді зерттеу және талдау)
  • Сауалнама.
  • Теориялық (алынған мәліметтерді зерттеу, жинақтау және жүйелеу)

Жұмыс барысында алтыншы сынып оқушыларының тілдік суретін анықтау қарастырылады, олар өз сөзінде фразеологизмдерді қолданады ма?

Зерттеу барысында алтыншы сынып оқушыларының тілдік бейнесі жақсырақ қалайтыны анықталды. Сауалнама балалар тұрақты көріністермен таныс екенін көрсетті, бірақ нақты анықтау барлығын бере алмады. Өте аз оқушылар фразеологизмдер не үшін қажет деген сұраққа жауап бере алды.

Алынған сауалнама нәтижесі кестеге енгізілген.  Өкінішке орай, оқушылардың лексиконы фразеологизмдерге кедей екенін атап өту керек.

 

 

Annotation.

The purpose of the study: to determine the linguistic picture of students in grade 6, to analyze their speech and whether they use phraseological units correctly.

Research problem:

  • Define the concept of «phraseology»;
  • Consider phraseological units from the myths of Ancient Greece.
  • To investigate the use of phraseological units in speech of pupils

(survey.)

  • Compile a collection of the most frequently used phraseological units for

younger schoolboy.

Method of research:

  • Empirical (study and analysis of literature on the topic).
  •  
  • Theoretical (study, generalization and systematization of the obtained data)

The paper deals with the identification of the language picture of sixth-graders, whether they use phraseological units in their speech.

During the study, it was found that the language picture of sixth-graders leaves much to be desired. The survey showed that the guys are familiar with stable expressions, but not everyone was able to give an exact definition. Very few students were able to answer the question, what are the phraseological units.

The result of the survey is listed in the table.  Unfortunately, it should be noted that the vocabulary of students is poor in phraseological units.

 

Оглавление

  1. Введение
  2. Что такое фразеологизмы

III.       Источники возникновения фразеологизмов

ІV.       Фразеологизмы Древней Греции:

  1. «ЦАРЬ! ПОМНИ О ГРЕКАХ»
  2. «АВГИЕВЫ КОНЮШНИ»
  3. «ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ»
  4. «ПЕТЬ ДИФИРАМБЫ»
  5. «ДВУЛИКИЙ ЯНУС»
  6. «ВЕК АСТРЕИ»
  7. «ГЕРКУЛЕС НА РАСПУТЬЕ»
  8. «КАНУТЬ В ЛЕТУ»
  9. Исследовательская часть
  10. Вывод

 

Введение

Гипотеза – выявить языковую картину моих одноклассников, то есть употребляют ли они в своей речи фразеологизмы.

 

Актуальность

Я считаю, что вопрос изучения фразеологизмов актуален.  Словарный запас школьников очень небогат. Изучение фразеологизмов и их применение решат проблему примитивности речи.  Так как фразеологизмы  делают нашу речь более яркой, экспрессивной.

 

Цель

определить языковую  картину моих одноклассников, проанализировать  их речь и правильно ли они используют  фразеологизмы.

 

Для этого требуется решить следующие ЗАДАЧИ:

  • Определить понятие «фразеологизм»;
  • Рассмотреть фразеологизмы из мифов Древней Греции.
  • Исследовать использование фразеологизмов в речи школьников

(анкетирование).

  • Составить сборник, наиболее часто используемых фразеологизмов для

младших школьников.

 

Материал исследования – фразеологизмы.

При подготовке были использованы следующие методы:

  • Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
  • Анкетирование.
  • Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных

сведений).

Что такое фразеологизмы

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. Фразеологизм м. — 1. Устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов.

Фразеологический словарь русского литературного языка, ок. 13 000 фразеологических единиц, Фёдоров А.И., 2008

На сегодняшний день это самый полный фразеологический словарь русского литературного языка. В нем собрано около 13 000 фразеологических единиц, состоящих из идиом и фразеологических сочетаний как наиболее часто употребляющихся в современной речи, так и имеющих архаический оттенок. Каждый фразеологизм имеет толкование, стилистические пометы, характеризующие его употребление в определенном стиле речи.

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику Виктору Владимировичу  Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.

 

III.     Источники возникновения фразеологизмов

 

Не зная предысторию  появления фразеологизма, нельзя понять и разгадать его. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь.

Широкой известностью пользуются в русском языке фразеологизмы из античной литературы, такие как «царь, помни о греках», «авгиевы конюшни», «панический страх», «петь дифирамбы», «двуликий янус», «век астреи», «геркулес на распутье», «кануть в лету».

 

ІV.     Фразеологизмы Древней Греции

 

ЦАРЬ! ПОМНИ О ГРЕКАХ

 

  1. Напоминание о неотложном деле.
  2. Напоминание о необходимости отмщения.

Эти слова царь Персии (522-4X6 до н. э.) Дарий I приказал своему рабу громко повторять ему три раза в день, каждый раз, когда Дарий садился за стол. Как сообщает древнегреческий историк Геродот, тем самым этот правитель показывал, что он не забыл, как греки (афиняне и ионийцы) захватили и сожгли персидский город Сарды, и что он непременно отомстит, когда это будет возможно.

 

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

Грязное место, запущенное дело, беспорядок.

Дело в том, что в греческой мифологии данные конюшни – это огромные владения царя Элиды – Авгия, в которых не наводился порядок в течение многих лет. А очистил их за один день Геракл, направив реку Алфей через конюшни. Эта вода и унесла с собой всю грязь.

 

ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ (УЖАС)

Сильный страх.

Возникло из мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. Отсюда же возникло слово “паника”.

 

ПЕТЬ ДИФИРАМБЫ

 

  1. Кого-то активно нахваливать.
  2. Хвалить слишком усердно.

В жизни греков виноградарство играло не мало важную роль. Они обожали виноградное вино (называли его дарами бахуса), почитали бога виноделия Диониса (Бахуса). Чтобы ублажить Диониса и каждый год был урожайным, ему пели так называемые гимны. Проще говоря, во время сбора урожая народ пел хвалебные песни олимпийскому богу.

 

ДВУЛИКИЙ ЯНУС

Двуличный, лицемерный человек.

В римской мифологии Янус — бог времени, входов и выходов — изображался с двумя лицами. Одно лицо, молодое, было обращено вперёд, в будущее. Другое, старческое, — назад, в прошлое. В современном языке употребляется как синоним неискреннего, двуличного человека.

 

ВЕК АСТРЕИ

Счастливая пора, время.

Астрея — богиня справедливости. Время, когда она находилась на земле, было счастливым, “золотым веком”. Она покинула землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияет в созвездии Зодиака.

 

ГЕРКУЛЕС НА РАСПУТЬЕ

Применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями.

Выражение возникло из речи греческого софиста Продика. В этой речи Продик рассказал сочиненную им аллегорию о юноше Геркулесе (Геракле), сидевшем на распутье и размышлявшем о жизненном пути, который ему предстояло избрать. К нему подошли две женщины: Изнеженность, нарисовавшая ему жизнь, полную удовольствий и роскоши, и Добродетель, указавшая ему тяжелый путь к славе.

 

КАНУТЬ В ЛЕТУ

Навсегда исчезнуть, быть забытым.

Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения.

Исследовательская часть

Итак, изучив теорию,  перехожу к практике. Я провела анкетирование  среди среди своих одноклассников. Знакомо ли значение понятия фразеологизм учащимся, где чаще всего они сталкиваются с устойчивыми выражениями, знают ли их значение.

Учащимся  6 «Г» класса была предложена анкета.

 

Анкета

 

  1. Что означают фразы:
  • Капля в море
  • Со дня на день
  • Держать язык за зубами
  • Скатертью дорога
  • Мотать на ус
  • Мало каши ел
  • Как две капли воды
  • Быть на седьмом небе
  • Скалить зубы

Используете ли вы в своей речи фразеологизмы?
Проанализировав, я получила такие результаты:

 

Всего опрошено  уч-сяЗнают и употребляют фразеологизмыЗнают, но не употребляют фразеологизмыНе знают и не употребляют фразеологизмы
27 уч9 уч16 уч2 уч
100%33,3%59,3%7,4%

Вывод

Я углубила свои теоретические знания по фразеологии, узнала, что мир фразеологизмов необычайно интересен и многообразен. Мной  установлено, что языковая картина моих одноклассников оставляет желать лучшего. Анкетирование показало, что ребята знакомы с устойчивыми выражениями, но точное определение смогли  дать не все. Очень мало учащихся  смогли ответить на вопрос, для чего нужны фразеологизмы.

К сожалению, надо отметить, что лексикон моих одноклассников беден фразеологизмами, думаю, это результат того, что мы мало читаем.

Таким образом, гипотеза – выявить языковую картину моих одноклассников, то есть употребляют ли они в своей речи фразеологизмы, в ходе исследования выявлена и подтверждена.

 

В заключение скажу, мне было очень интересно этим заниматься, ведь в программе по русскому языку очень мало времени уделяется на изучение устойчивых словосочетаний.

А еще, я составила сборник часто употребляемых устойчивых словосочетаний для учащихся младших классов. В этом сборнике 100 устойчивых словосочетаний. Я думаю, малышам будет интересно его прочитать  и,  я уверена, они будут употреблять их в своей речи.

       Спасибо за внимание!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK