Методическая разработка открытого урока по биологии «История развития эволюционных идей»
Автор публикации: Окатаева Баян Жалеловна
КГКП “Экибастузский медицинский колледж”
преподаватель биологии и химии
Методическая разработка
открытого урока по предмету «Биология» 1 курс специальность «Сестринское дело»
Тема: История развития эволюционных идей.
Методическая тема: Развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Цель занятия:
Учебная: Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли; ознакомить учащихся с логической структурой дарвинизма; Выделить основные положения (постулаты) теории и следствия из них, кратко ознакомить с особенностями развития теории эволюции.
Воспитательная: привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой.
Развивающая: развитие критического мышления, логических умений и навыков – анализ, синтез, составление Кластера, написание Синквейна.
Актуализация:
Почему мир живых организмов так многообразен?
Почему живые существа по-разному сложно устроены?
Почему независимо от сложности строения все виды животных и растений удивительно приспособлены к условиям существования?
Изменяются виды на протяжении длительного существования жизни на земле или не изменяются?
Если изменяются, то в силу каких причин?
Ученые и мыслители разных времен в зависимости от уровня развития цивилизации и методов научного познания пытались найти решение перечисленных вопросов.
Межпредметные связи: русский язык, валеология, экология,анатомия.
Метод обучения: Работа в малых группах с использованием стратегий критического мышления
Учащийся должен знать по теме:
– Закономерности эволюции органического мира;
– Основные характеристики вида, популяции;
– Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина;
– Принцип искусственного отбора.
Используемая литература: Р. Сатимбеков, М., Р.Алимкулова учебник «Биология»
11 класс:
В.И.Сивоглазов, Т.С.Сухова «Общая биология» 11класс, методический журнал «Биология» № 4
Форма организации занятия: теоретическое, по проектной технологии
Внутрипредметные связи: Основы генетики и селекции.
Наглядные пособия: раздаточный материал: учебники, справочники, тестовые задания, метод.разработки занятия; маски- жетоны; портреты ученых; схема дарвинизма.
Оборудование: мультимедийные средства.
Хронокарта занятия:
I. Организационный момент – 3 минут
II. Контроль исходных знаний: (тест) – 20-25 минут
III. Изучение нового материала: 45 минут
IV. Закрепление – 10-12 минут
V. Рефлексия, оценивание – 3 минут
VI. Домашнее задание – 2 минуты
Ход занятия:
I. Организационный момент – 3 минут
Приветствие. Сообщение темы урока, цели, способов их достижения и плана занятия.
II. Контроль знаний по предыдущей теме – 20-25 минут
Проводится письменно в виде выполнений тестовых заданий.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку по эталону. Результаты заносятся в оценочный лист.
III. Изучение нового материала: 45 минут
III.1 «Корзина идей»-5-10мин.
Проводится обмен информацией в группах по изучаемой теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по изучаемой теме (1-3 мин.), затем происходит обмен информацией в группах.
Учащиеся делятся друг с другом известным знанием (групповая работа – 5 мин.) Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного.
III.2 Заслушивание рефератов-10 мин.
1) «Метафизические представления о природе К.Линнея»
2) «Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Теория катастроф»
3) «Предпосылки и сущность теории Дарвина»
Самостоятельная работа-15-20мин.
III. 3. Ознакомление с теоретическим материалом (работа с учебником). Учащиеся в группах изучают предложенные отрывки текста. Затем текст графически организовывается на листе бумаги (Кластер) для объяснения всей группе (5 мин.) Одна группа учащихся является экспертной группой, они изучают материал всех 4 частей. Их задача – проанализировать объяснения товарищей. Учащиеся объясняют свой отрывок с 1 по 4 поочередно. Для уточнения , корректировки объяснения можно приглашать других учащихся с той же группы, изучавшие тот же отрывок. Итоги работы подводит экспертная группа и создается общий «Кластер».
IV. Закрепление –10-12 минут
IV.1 Написание Синквейна
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
«крылатая фраза»
Существительное или глагол
V. Рефлексия ,оценивание -3 мин.
Учащимся предлагается, выразить свое мнение по отношению к уроку, путем выбора одной из трех масок (рисунков) урок понравился -красная маска, урок не понравился- желтая маска, урок был не достаточно интересен – белая маска.
VI. Домашнее задание – 2 минуты
Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции
Подготовиться к контрольной работе.