Методическое руководство для учителей русского языка школ с узбекским и другими языками обучения.

Публикация
Автор публикации: Ахмаджанова Ш. А.
Наманганской области Учкурганского района ШОС № 33
Учитель русского языка

 

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина: изучение произведения в узбекской школе.

Методическое руководство для учителей русского языка школ с узбекским и другими языками обучения.

                       «…решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…»

                 Н. В. Гоголь.

В учебнике русский язык для 9 класса школ с узбекским и другими языками обучения, дано произведение великого мастера слова, поэта и писателя, историка и просто гения, А. С. Пушкина, «Капитанская дочка».

Для учащихся узбекской школы изучение русского языка, вообще, не обходится легко, из-за ряда причин, в том числе и из-за отсутствия русскоязычной среды, мало отведённых для изучения данного языка часов и т. д. Можно бесконечно говорить о проблемах: о не достаточной технической обеспеченности школ, не хватке наглядностей, не обеспеченность ряда сельских школ компьютерными классами, в отличии от учителей английского языка. Проблем много, но государством предпринимаются надлежащие меры по их решению, это ощутимо, будем надеяться на лучшее. Но, время не ждёт, дети растут со временем, местами опережая нас, взрослых. Многие школьные учителя вооружились собственными ноутбуками и смартфонами, успешно пользуются ими на уроках и в подготовке к ним, т. е. не ждут, а действуют. К нашему великому счастью, продуктивно работает наш сайт classcom.uz, обеспечивая электронными ресурсами, учителей русского языка по всей республике. Но про сайт и о его модераторе Юлии Юрьевне, можно говорить часами.

Сегодня я хочу поделиться подходами и приёмами при изучении произведения Пушкина в школе, в частности повести «Капитанская дочка» в 9классе. Думаю статья будет полезна учителям русского языка в узбекской школе, в разборе и анализе   своеобразного сюжета повести.

В учебнике повесть дана в сокращении. Учащиеся до 9 класса уже знакомились с произведениями Пушкина в 8, 7, 6, 5 классах. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Зимний вечер», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зелёный…», «Зимний вечер». В 8 классе дана любовная лирика – «Я помню чудное мгновенье…». Все эти шедевры русской классики, при правильном и интересном преподнесении их учителем, оставляют неизгладимый след в душах узбекских учащихся. Все они написаны в стихотворной форме, эти строки, удивительно мелодичны и легко запоминаются при заучивании наизусть. Влекут за собой сказочные сюжеты, яркие образы. Для изображения природы России, поэт умело пользуется метафорами, сравнениями, красочными эпитетами…

«Капитанская дочка» же, написана прозой. Здесь, для учащихся, открывается новый Пушкин, не поэт-лирик, а писатель, хорошо знающий историю своей родины, умением поставить увлекательную сюжетную линию. Здесь мы видим Пушкина-историка, хорошо чувствовавшего ту эпоху, которую описывает. Целью Пушкина, как он писал, было: «…желание написать Историю Петра Великого и   его наследников до государя Петра III…».  В повести Пушкин решал «Вопрос о судьбах России, народа и дворянства». А мостом между учеником и писателем становится учитель.

Для изучения данного произведения, отводится 2 часа, буквально 80 минут. Вначале, даётся краткая биография поэта и писателя, и несколько слов о самой повести. В учебнике даны две главы повести: «Сержант гвардии» (1глава) и «Мятежная слобода» (11глава). Учитель, за короткое время, должен объяснить цель написания повести, вкратце рассказать об истории создания произведения, ознакомить с кратким содержанием всего произведения. Нарисовать сюжетную линию, описать историческое Екатерининское время, политическое положение России в ту эпоху. И естественно, учитель сам должен быть осведомлён об этом времени, он должен представлять себе, как одевались люди, как разговаривали, чем питались и т. д. до мелочей. Учитель готовит презентацию, слайды для первого урока. Сейчас очень трудно удивить ученика, в руках которого есть телефон, планшет и другие гаджеты для прямого доступа в интернет. Учитель может воспользоваться этим и дать ссылки на исторические посты и другие интересные ресурсы по истории России екатерининской эпохи.

Хотелось бы подробно остановиться о жанровом своеобразии произведения. До сих пор ведутся споры по поводу жанра этого произведения. Что это: повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроника или мемуары? Трудно сказать, что произведение является хроникой или мемуарами, так как в нём есть художественный вымысел. Произведение написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (Е. Пугачёв и Екатерина II), в итоге, произведение содержит в себе особенности всех названных жанров.
Но основным жанром принято считать повесть. В ней отражено народное восстание 1773 – 1774 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Повествование ведётся от имени главного героя, Петра Гринёва; произведение написано в форме мемуаров. Это историческое произведение. Автор повествует нам о возникновении и развитии большого чувства между молодым знатным офицером и дочерью коменданта крепости. Всё это происходит на фоне восстания Емельяна Пугачёва и создаёт для влюблённых дополнительные преграды и трудности в жизни. Известный узбекский писатель А. Каххар перевёл повесть на узбекский язык, и об этом нужно упомянуть на уроке, чтобы заинтересовавшийся ученик, мог прочитать повесть на родном ему языке.

Итак, история создания произведения. Как сам писал Пушкин: “…по совести исполнил долг историка…” Пушкин едет в Казанскую и Оренбургскую губернию: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память

историческою критикою». Можно показать карту путешествий Пушкина в слайдах. Царствование Екатерины II – Время золотого века Екатерины Великой. В 1762 г. Россию потряс новый государственный переворот. На престол под именем Екатерины II взошла дочь принца Анхальт – Цербстского Софья Фредерика Августа, жена Петра III, которая позже провела продворянскую политику.

Главные герои повести: Пётр Гринёв, Маша Миронова, Емельян Пугачёв. Второстепенные, но немаловажные образы: Капитан Миронов (Иван Кузьмич), Капитанша (Василиса Егоровна), Савельич, Швабрин, Екатерина II (Императрица Екатерина II великая, Зурин (Иван Иванович), Мьесье Бопре, Отец Петра Гринёва (Андрей Петрович Гринёв), Мать Петра (Авдотья Васильевна) и другие. Нужно объяснить детям, что в то время русское общество делилось на сословия. К каким сословиям принадлежат герои повести? Дворяне: Гринёв, Мироновы, Швабрин, Зурин, генерал Р. Духовенство: отец Герасим, Акулина Памфиловна. Крепостные: Савельич, Палашка. Свободные крестьяне (казаки): Пугачёв, Белобородов. (Слайд)

Первая глава «Сержант гвардии» начинается с эпиграфа: Береги честь смолоду. Таким наставлением отправляет Петра отец на службу: «…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

В этой главе рассказывается о детстве Петра Гринёва. Большое внимание уделено рассказу о том, как воспитывался мальчик. Он вырос в небогатой дворянской семье с патриархальным укладом жизни. Отец в семье главный, его слово – ведущее. Его характеру уделено тоже большое внимание. Бопре и Савельич – воспитатели Петра. Архип Савельев – пожилой крестьянин, воспитывающий главного героя произведения, слуга, честный и добрый человек, искренне любящий мальчика. В образе Бопре показан тип учителя – француза, который плохо исполнял свои обязанности. Савельич же и в будущем, во время основных событий, покажет умение быть заботливым, по-своему мудрым человеком, вторым родителем Петра. Здесь можно дать детям сравнительную характеристику этих героев, используя схему «Плюс и Минус»:

Сам герой, размышляя о своём детстве, называет себя недорослем. «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками…». Решение отца отправить сына в армию переменило последующую судьбу юноши. Своеобразно описан момент прощания с родителями Петруши. Мать плакала и беспокоилась о здоровье Петруши, а вот отец произнёс слова, которым впоследствии Пётр следовал: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отрывок заканчивается тем, что Петруша «обливаясь слезами», отправляется вместе с Савельичем в дорогу, в Оренбург. Отец решил отправить его не в гвардию (специальные отборные войска), а в армию (для действительной службы). Может, если бы не это решение отца, и не состоялся бы Пётр Гринёв, человек чести и долга.

Далее для учеников, даётся словарь. В повести часто встречаются устаревшие слова, старославянизмы и также заимствованные слова.

Погребец (устар.) – дорожный сундучок для посуды и съестных припасов. (idish-tovoq va jziq-ovqat uchun sondiq)

 Недоросль – o’qimagan, chalasavod yigit

Кибитка – крытая повозка (usti yopiq izvosh)

Дальше, в учебнике даётся краткий пересказ последующих глав. Здесь рассказывается о встрече Петра Гринёва с Емельяном Пугачёвым, Зуриным и со Швабриным. Кто такой Швабрин? На слайдах наглядно можно показать сравнительную характеристику героев: Петра Гринёва и Швабрина.

Также, можно сравнить героев отца Гринёва и отца Маши. Сравнительная характеристика героев:

А. П. Гринёв

  1. Потомственный дворянин (zodagon dvoyanlardan)
  2. Богат, 300 душ крепостных (qo’l ostida 300 jon krepostnoy dehqonlar bor)
  3. Патриархат в семье (oilada ota hukumron)
  4. Оппозиционер по отношению к правительству (xukumatga qarshi)
  5. Образованный, жёсткий, строгий

К. Миронов

  1. Из солдатских детей
  2. Беден
  3. Матриархат в семье
  4. Послушливый служака

5.Полуграмотный, добрый человек, открытый характер.

И обязательно провести словарную работу:

Доносчик – yetkazuvchi                         корысть – xudbinlik

Мстительность – qasoskorlik                       отступник – dinidan qaytgan, murtad

Сердечность – samimiylik                            клеветник – tuhmatchi

Молитвенник – xudojo’y                               атеист – xudosiz

Предатель – sotqin                                          потомственный – asliy, azaliy

Особое место в повести занимает образ Емельяна Пугачёва. Это «…донской казак и раскольник (лицо не признающее официальной православной церкви). Возраст Пугачёва – около 40 лет: «…он был лет сорока…» (на самом деле, Пугачёв умер в возрасте около 33лет)

Емельян Пугачёв – самозванец, пьяница и бродяга, выдающий себя за императора Петра III.

О внешности Емельяна Пугачёва известно следующее: «…Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары…»

Учитель может продемонстрировать слайды презентации и наглядно показать иллюстрации и портрет Пугачёва, так они запомнят этот образ.

Произведение учит нас держать своё слово, сражаться за свою честь и любовь, уважать старшее поколение, и главное – относиться ко всем людям по-человечески, независимо от того, какой статус они занимают в обществе, кем они являются.

На последнем уроке, можно показать анимационный фильм (выставлен на сайте classcom.uz), по мотивам повести.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.