«Компьютер враг или помощник?»
Автор публикации: Сигачева Алёна Андреевна
Пермский край МБОУ СОШ № 7
Социальный педагог
Классный час: « Компьютер враг или помощник?»
Введение.
Игровая зависимость – одна из серьезнейших проблем современности. С веком компьютерных технологий, удачно закрепившихся практически в каждой обывательской квартире, все чаще слышны разговоры о так называемой игромании – зависимости человека от компьютерных игр.
Проблеме «компьютер и дети» уделяется все еще недостаточно внимания, особенно на фоне возрастающей значимости компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.
В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никакими серьезными увлечениями. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.
На сегодняшний день проблема взаимодействия человека и компьютера является одной из актуальных. Это подчеркивается в исследованиях Р.М. Грановской, Е.Е. Лысенко, К. Янга и др. Е.Е. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т.д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.
Цель: сформировать положительное отношение к реальному миру.
Задачи:
- Донести представление о компьютере.
- Выделить положительные и отрицательные стороны компьютера.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
Возраст целевой группы: 4 класс (10 лет)
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Необходимые материалы: медиа аппаратура, 3 ватмана, маркеры или карандаши, 2 прозрачные емкость, 1 кг конфет.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада нашей встречи! Любая встреча людей начинается с приветствия. Скажите, пожалуйста, а как у вас происходят приветствия со своими одноклассниками с утра? (ребята показывают или рассказывают).
Какие вы все молодцы! Очень оригинальные у вас приветствия!
Упражнение «Те кто…». Топните левой ногой те, кто сегодня чистил зубы. Поднимите правую руку те, кто сегодня отвечал на уроках. Хлопните в ладоши те, кто любит играть на компьютере. (3 минуты)
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о зависимости человека от компьютера. Тема нашего классного часа «Компьютер враг или помощник?» Ребята, как вы понимаете слово «зависимость»?
Зависимость (аддикция) — навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности.
Песня про компьютер «Фиксики. компьютер». (2 минуты)
Ведущий: У вас на партах ватманы и карандаши. Ваша задача, нарисовать компьютер и написать какие ассоциации у вас возникают при слове «компьютер». (10 минут).
Ведущий: (по одному из команды выходит к доске с плакатом и показывает, что они нарисовали) Да, действительно, компьютер прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и др.
Я предлагаю обменяться этими плакатами и выделить, что из этого является «врагом» для человека, а что «помощником». (5 минут).
Ведущий: Пять минут прошли. Предлагаю озвучить свои результаты. Первая команда…. Вторая команда….. Третья команда…..
Какие вы все молодцы! Как точно все подметили!
Ведущий: В вашем классе было проведено анкетирование для определения степени компьютерной зависимости. И вот какие получились результаты.
Результаты показали, что…
(Раздаются рекомендации детям для профилактики компьютерной зависимости)
Ведущий: Ребята, сегодня мы весь классный час говорили, о компьютере. О положительных и отрицательных его сторонах. Но остается последний вопрос. Компьютер кто для каждого из вас: враг или помощник?
(Ребятам раздаются конфеты, готовятся две емкость на которых написано «враг» или «помощник»)
У каждого в руке есть конфетка. Сейчас я подойду к каждому, и он должен сказать, компьютер для него враг или помощник и бросить конфетку в определенную емкость.
Подсчитываются голоса. Делаются выводы.
Ведущий: Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину в общении с компьютером, исходя из своих индивидуальных склонностей и потребностей, сделав таким образом из механического противника друга, помогающего решать различные задачи своего развития. Не забывайте о мерах предосторожности в работе за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.
Раздаются рекомендации по профилактике компьютерной зависимости
Рефлексия (написать на листочках, что понравилось, а что нет).
Спасибо за работу!
Приложение
Рекомендации для детей.
- Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
- Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
- Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
- Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
- Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
- Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
- Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
- Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
- Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
- Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
- Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости:
- Будьте внимательны: во время заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
- Постоянно проявляйте внимание о содействие развитию интересов и склонностей подростка.
- Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах.
- Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
- Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание для ухода в виртуальный мир.
- Корректно используйте право на запрет, так как «запретный плод сладок».
- Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности.
Если у Вас нет времени играть вместе с ребенком – это не страшно, но интересоваться, во что он играет и подбирать ему интересные и развивающие игры, Вы просто обязаны.
Тест для определения степени компьютерной зависимости
Инструкция. Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу:
0 баллов – никогда;
1 балл – редко;
2 балла – иногда;
3 балла – часто;
4 балла – всегда.
- Прибегаете ли вы к общению в Интернете, чтобы завязать новые знакомства?
- Настолько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?
- Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?
- Как часто вы остаетесь в режиме on-line дольше, чем намеревались?
- Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени on-line?
- Снижается ли ваша успеваемость в учебе от длительного пребывания в режиме on-line?
- Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?
- Считаете ли вы время, проведенное вдали от компьютера, потраченным впустую?
- Отмечаете ли вы в своем поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Интернетом?
- Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?
- Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Интернете?
- Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?
- Если вам мешают во время сеанса on-line, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?
- Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?
- Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажитесь в родной стихии (в Интернете)?
- Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку…»?
- Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Интернете?
- Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания в режиме on-line?
- Часто ли ради блужданий в сети вы отказываете себе в необходимом отдыхе (ночном сне)?
- Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Интернете?
Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность компьютерной зависимости:
10-29 баллов. Вы – обычный пользователь, даже если иногда и позволяете себе задержаться в сети несколько дольше, то вполне контролируете ситуацию.
30-59 баллов. Есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.
60-80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).