Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

«Компьютер враг или помощник?»

Публикация

Автор публикации: Сигачева Алёна Андреевна
Пермский край МБОУ СОШ № 7
Социальный педагог

 

Классный час: « Компьютер враг или помощник?»

Введение.

Игровая зависимость – одна из серьезнейших проблем современности. С веком компьютерных технологий, удачно закрепившихся практически в каждой обывательской квартире, все чаще слышны разговоры о так называемой игромании – зависимости человека от компьютерных игр.

Проблеме «компьютер и дети» уделяется все еще недостаточно внимания, особенно на фоне возрастающей значимости компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никакими серьезными увлечениями. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.

На сегодняшний день проблема взаимодействия человека и компьютера является одной из актуальных. Это подчеркивается в исследованиях Р.М. Грановской, Е.Е. Лысенко, К. Янга и др. Е.Е. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми.  Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т.д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.

Цель: сформировать положительное отношение к реальному миру.

Задачи:

  1. Донести представление о компьютере.
  2. Выделить положительные и отрицательные стороны компьютера.
  3. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Возраст целевой группы:  4 класс (10 лет)

Продолжительность мероприятия: 45 минут

Необходимые материалы: медиа аппаратура, 3 ватмана, маркеры или карандаши, 2 прозрачные емкость, 1 кг конфет.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада нашей встречи! Любая встреча людей начинается с приветствия. Скажите, пожалуйста, а как у вас происходят приветствия  со своими одноклассниками с утра? (ребята показывают или рассказывают).

Какие вы все молодцы! Очень оригинальные у вас приветствия!

Упражнение «Те кто…». Топните левой ногой те, кто сегодня чистил зубы. Поднимите правую руку те, кто сегодня отвечал на уроках. Хлопните в ладоши те, кто любит играть на компьютере. (3 минуты)

Ведущий:  Сегодня мы с вами поговорим о зависимости человека от компьютера. Тема нашего классного часа «Компьютер враг или помощник?»   Ребята, как вы понимаете слово «зависимость»? 

Зависимость (аддикция) — навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности.

Песня про компьютер «Фиксики. компьютер». (2 минуты)

Ведущий: У вас на партах ватманы и карандаши. Ваша задача, нарисовать компьютер и написать какие ассоциации у вас возникают при слове «компьютер».  (10 минут).

Ведущий: (по одному из команды выходит к доске с плакатом и показывает, что они нарисовали) Да, действительно, компьютер прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и др.

Я предлагаю обменяться этими плакатами и выделить, что из этого является «врагом» для человека, а что «помощником». (5 минут).

Ведущий: Пять минут прошли. Предлагаю озвучить свои результаты. Первая команда…. Вторая команда….. Третья команда…..

Какие вы все молодцы! Как точно все подметили!

Ведущий: В вашем классе было проведено анкетирование для определения степени компьютерной зависимости. И вот какие получились результаты.

Результаты показали, что…

(Раздаются рекомендации детям для профилактики компьютерной зависимости)

Ведущий: Ребята, сегодня мы весь классный час говорили, о компьютере. О положительных и отрицательных его сторонах. Но остается последний вопрос. Компьютер кто для каждого из вас: враг или помощник?

(Ребятам раздаются конфеты, готовятся две емкость на которых написано «враг» или «помощник»)

У каждого в руке есть конфетка. Сейчас я подойду к каждому, и он должен сказать, компьютер для него враг или помощник и бросить конфетку в определенную емкость.

Подсчитываются голоса. Делаются выводы.

Ведущий: Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину в общении с компьютером, исходя из своих индивидуальных склонностей и потребностей, сделав таким образом из механического противника друга, помогающего решать различные задачи своего развития.                                               Не забывайте о мерах предосторожности в работе за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

Раздаются рекомендации по профилактике компьютерной зависимости

Рефлексия (написать на листочках, что понравилось, а что нет).

Спасибо за работу!

 Приложение

 Рекомендации для детей.

  1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
  2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
  3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
  4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
  5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
  6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
  7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
  8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
  9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
  10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
  11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости:

  1. Будьте внимательны: во время заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
  2. Постоянно проявляйте внимание о содействие развитию интересов и склонностей подростка.
  3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах.
  4. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
  5. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание для ухода в виртуальный мир.
  6. Корректно используйте право на запрет, так как «запретный плод сладок».
  7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности.

Если у Вас нет времени играть вместе с ребенком – это не страшно, но интересоваться, во что он играет и подбирать ему интересные и развивающие игры, Вы просто обязаны.

 Тест для определения степени компьютерной зависимости

Инструкция. Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу:

0 баллов – никогда;

1 балл – редко;

2 балла – иногда;

3 балла – часто;

4 балла – всегда.

  1. Прибегаете ли вы к общению в Интернете, чтобы завязать новые знакомства?
  2. Настолько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?
  3. Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?
  4. Как часто вы остаетесь в режиме on-line дольше, чем намеревались?
  5. Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени on-line?
  6. Снижается ли ваша успеваемость в учебе от длительного пребывания в режиме on-line?
  7. Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?
  8. Считаете ли вы время, проведенное вдали от компьютера, потраченным впустую?
  9. Отмечаете ли вы в своем поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Интернетом?
  10. Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?
  11. Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Интернете?
  12. Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?
  13. Если вам мешают во время сеанса on-line, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?
  14. Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?
  15. Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажитесь в родной стихии (в Интернете)?
  16. Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку…»?
  17. Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Интернете?
  18. Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания в режиме on-line?
  19. Часто ли ради блужданий в сети вы отказываете себе в необходимом отдыхе (ночном сне)?
  20. Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Интернете?

Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность компьютерной зависимости:

10-29 баллов. Вы – обычный пользователь, даже если иногда и позволяете себе задержаться в сети несколько дольше, то вполне контролируете ситуацию.

30-59 баллов. Есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей  дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для  полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.

60-80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.