Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051

Классный час «Литература в современном мире»​

Автор публикации: Газизова Гульмира Канаткалиевна
п. Тикси МБОУ «Тиксинская СОШ 2»
Учитель русского языка и литературы

Публикация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тиксинская СОШ № 2»

Классный час на тему:

Литература в современном мире

Учитель русского языка и литературы:

Газизова Г.К.

Тикси 3-й, 2020

Люди перестают мыслить,

Когда перестают читать.

Д. Дидро

Книгу заменить ничем нельзя.

Несмотря на новейшие открытия,

новые виды сохранения информации,

не будем спешить расставаться с книгой.

Д.С. Лихачев

Книга – великая вещь,

пока человек умеет ею пользоваться.

А. Блок

Цели и задачи урока

1. формирование представления о книге как о средстве сохранения и передачи нравственных ценностей. 

2. осознание значимости чтения для личного развития; 

3. формирование представлений о книге, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. 

4. понимание роли чтения. 

5. воспитание любви к книге и потребности в чтении.

Оборудование: доска, учебная литература, художественные и научные книги.

Тип урока: формирование новых знаний.

выставка книг и читательских дневников , иллюстрации к литературным произведения,

на доске афоризм «В книгаз заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас» Франческо петрарка.

Ход урока

Учитель: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о чём мы сегодня с вами поговорим.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга.)

Ответы учеников

Учитель: Молодцы! Мы сегодня поговорим о книгах и о том, почему чтение – путь к успеху.

           – А вы любите читать книги?

           – Какие ваши любимые книги?

           – Есть ли у вас дома библиотека ?

           – Как вы думаете , зачем человеку нужна книга ?

-Какие книги вы прочитали вместе с родителями ?

(Ответы учеников)

I. Вступительное слово классного руководителя.

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.

Ещё в древности люди создавали чудеса: пирамиду Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфес, Статую Зевса в Олимпии, Александрийский маяк в Форосе, Мавзолей в Галикарнасе. Но есть ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью.

Это – книга. Она лежит под рукой, и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Мёртвый предмет, сделанный из бумаги и краски обретает жизнь, когда кто-нибудь начинает перелистывать её страницы и читать её строки, проецируя на них собственную жизнь, свои пристрастия и вкусы, добродетели или пороки.

Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение даёт больше чем кинофильмы. Кинофильм привязывает лица и голоса актёров и актрис к героям книг, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонаж с собственной точки зрения и создать в воображении свой образ, отличный от киношного.Романы, куда больше, чем кино или телефильм, позволяют пережить то, для чего не хватило бы жизни. Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.

Англичане установили, что переворачивая каждую страницу с удивлением и удовольствием, мы снимаем стресс. А ещё книги помогают справиться со многими неприятными вещами: одиночеством, плохим настроением, всевозможными переживаниями на любом фронте! Как же можно справиться со всем этим, не читая? Такое волшебство приковывает нас к томикам книг. Я люблю тихонько сидеть или лежать, глядя на страницы книг, перелистывая книжные страницы. Я считаю, что самый замечательный подарок – это книга!

Что может дать больше за такую цену, по которой продаются книги?

А у меня часто возникает вопрос, как возникло, как созрело написанное?

Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался, наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаялся. И захотелось ему поведать нам о чём-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо почувствовать, подумать и усвоить. Итак, что-то значительное о чём-то важном и драгоценном. И вот он начинает отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго, годами, иногда – всю жизнь.

И вот мы, читатели, берёмся за книгу и нам надо почувствовать всё то, что скрыто за мёртвыми буквами. А нам надо добыть из-за них жизнь, яркость, силу, смысл.

Сегодня нам предстоит поговорить о книге, о ее роли в жизни каждого человека, и о том, что и как читать. Вы поделитесь своими впечатлениями о прочитанных книгах.

Книга 
Книга – учитель, книга – наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(Виктор Боков – русский поэт, прозаик и собиратель фольклора)

                Беседа:

1) Для чего предназначена книга?

Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.

2) Чем является книга для человека?

Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы – ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества…

3) Чтение – что это такое?

Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества.

4) Для чего пишет писатель?

Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, друroe видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение – это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.

5) Каково же назначение чтения?

Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.

6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?

Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, – лучшие

часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.

Учитель. Вот послушайте притчу

 «О ЧТЕНИИ»

Есть читающие, есть читатели.

Читатели читают и носят, как в термосе.

Пока внутри – и стенки не нагреются, а как вылилось – и колба пуста.

Читающие вчитываются и впитывают, как губка.

Как впиталось – вес прибавился, а как отжали – заполнить требуется.

Чтение от чтения отлично. А ты говоришь: что почитать? Не что, а как. Хотя и «что?» тоже важно!

Учитель. О пользе книги , безусловно , известно всем. Когда человек читает, активно работает головной мозг. Книги – приносят радость и удовольствие. Это развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации, способствует развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон, дают понять, что на один вопрос может существовать несколько ответов. А это в будущем может привести к успеху. Вот почему мы говорим : «Чтение – путь к успеху».

Учитель:

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг. Книга – источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

В настоящее время на республиканском уровне вплотную решаются проблемы литературной сферы и стимулированием самого интереса обучающихся к чтению. В целях поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год на территории Донецкой Народной Республики объявлен Годом чтения.

Ученики читают.

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки –

«Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей ребят,

Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

И она в любые страны

Через все века пройдёт,

Как великие романы

«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!

Переплывшей все моря!

И особенно российской –

Начиная с Букваря!(С.Михалков)

Учитель: 

Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее – Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение – вот лучшее учение…»

Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осознанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK