Классный час
«Литература в современном мире»
п. Тикси МБОУ «Тиксинская СОШ 2»
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тиксинская СОШ № 2»
Классный час на тему:
Литература в современном мире
Учитель русского языка и литературы:
Газизова Г.К.
Тикси 3-й, 2020
Люди перестают мыслить,
Когда перестают читать.
Д. Дидро
Книгу заменить ничем нельзя.
Несмотря на новейшие открытия,
новые виды сохранения информации,
не будем спешить расставаться с книгой.
Д.С. Лихачев
Книга – великая вещь,
пока человек умеет ею пользоваться.
А. Блок
Цели и задачи урока:
1. формирование представления о книге как о средстве сохранения и передачи нравственных ценностей.
2. осознание значимости чтения для личного развития;
3. формирование представлений о книге, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.
4. понимание роли чтения.
5. воспитание любви к книге и потребности в чтении.
Оборудование: доска, учебная литература, художественные и научные книги.
Тип урока: формирование новых знаний.
выставка книг и читательских дневников , иллюстрации к литературным произведения,
на доске афоризм «В книгаз заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас» Франческо петрарка.
Ход урока
Учитель: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о чём мы сегодня с вами поговорим.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
Ответы учеников
Учитель: Молодцы! Мы сегодня поговорим о книгах и о том, почему чтение – путь к успеху.
– А вы любите читать книги?
– Какие ваши любимые книги?
– Есть ли у вас дома библиотека ?
– Как вы думаете , зачем человеку нужна книга ?
-Какие книги вы прочитали вместе с родителями ?
(Ответы учеников)
I. Вступительное слово классного руководителя.
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Ещё в древности люди создавали чудеса: пирамиду Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфес, Статую Зевса в Олимпии, Александрийский маяк в Форосе, Мавзолей в Галикарнасе. Но есть ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью.
Это – книга. Она лежит под рукой, и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Мёртвый предмет, сделанный из бумаги и краски обретает жизнь, когда кто-нибудь начинает перелистывать её страницы и читать её строки, проецируя на них собственную жизнь, свои пристрастия и вкусы, добродетели или пороки.
Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение даёт больше чем кинофильмы. Кинофильм привязывает лица и голоса актёров и актрис к героям книг, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонаж с собственной точки зрения и создать в воображении свой образ, отличный от киношного.Романы, куда больше, чем кино или телефильм, позволяют пережить то, для чего не хватило бы жизни. Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.
Англичане установили, что переворачивая каждую страницу с удивлением и удовольствием, мы снимаем стресс. А ещё книги помогают справиться со многими неприятными вещами: одиночеством, плохим настроением, всевозможными переживаниями на любом фронте! Как же можно справиться со всем этим, не читая? Такое волшебство приковывает нас к томикам книг. Я люблю тихонько сидеть или лежать, глядя на страницы книг, перелистывая книжные страницы. Я считаю, что самый замечательный подарок – это книга!
Что может дать больше за такую цену, по которой продаются книги?
А у меня часто возникает вопрос, как возникло, как созрело написанное?
Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался, наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаялся. И захотелось ему поведать нам о чём-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо почувствовать, подумать и усвоить. Итак, что-то значительное о чём-то важном и драгоценном. И вот он начинает отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго, годами, иногда – всю жизнь.
И вот мы, читатели, берёмся за книгу и нам надо почувствовать всё то, что скрыто за мёртвыми буквами. А нам надо добыть из-за них жизнь, яркость, силу, смысл.
Сегодня нам предстоит поговорить о книге, о ее роли в жизни каждого человека, и о том, что и как читать. Вы поделитесь своими впечатлениями о прочитанных книгах.
Книга
Книга – учитель, книга – наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(Виктор Боков – русский поэт, прозаик и собиратель фольклора)
Беседа:
1) Для чего предназначена книга?
Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.
2) Чем является книга для человека?
Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы – ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества…
3) Чтение – что это такое?
Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества.
4) Для чего пишет писатель?
Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, друroe видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение – это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.
5) Каково же назначение чтения?
Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.
6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?
Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, – лучшие
часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.
Учитель. Вот послушайте притчу
«О ЧТЕНИИ»
Есть читающие, есть читатели.
Читатели читают и носят, как в термосе.
Пока внутри – и стенки не нагреются, а как вылилось – и колба пуста.
Читающие вчитываются и впитывают, как губка.
Как впиталось – вес прибавился, а как отжали – заполнить требуется.
Чтение от чтения отлично. А ты говоришь: что почитать? Не что, а как. Хотя и «что?» тоже важно!
Учитель. О пользе книги , безусловно , известно всем. Когда человек читает, активно работает головной мозг. Книги – приносят радость и удовольствие. Это развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации, способствует развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон, дают понять, что на один вопрос может существовать несколько ответов. А это в будущем может привести к успеху. Вот почему мы говорим : «Чтение – путь к успеху».
Учитель:
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг. Книга – источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
В настоящее время на республиканском уровне вплотную решаются проблемы литературной сферы и стимулированием самого интереса обучающихся к чтению. В целях поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год на территории Донецкой Народной Республики объявлен Годом чтения.
Ученики читают.
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки –
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша –
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с Букваря!(С.Михалков)
Учитель:
Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее – Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение – вот лучшее учение…»