Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Метапредметность урока английского языка в современной школе

Автор публикации: Куприненко Юлия Владимировна
г Керчь, Республика Крым
МБОУ г Керчи РК "Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева"

Публикация

 

Метапредметность урока английского языка в современной школе

В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности обучающегося и учителя становятся не только предметные и личностные результаты, но и метапредметные. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметность – это то, что «над» предметом, то, что интегрирует с другими предметами и обыденной жизнью. Безусловно, что метапредметность является одной из важных составляющих современного урока.

Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе.

На уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи со всеми предметами школьной программы и даже более

Рассмотрим примеры тем на уроках английского языка в рамках метапредметного подхода.

Английский и русский языки: заимствования. Сравнительная лингвистика: сходства и различия языков.

Английский язык и литература: британский и русский фольклор.

Английский язык и математика: числительные (порядковые и количественные). Счет.

Английский язык и окружающий мир: Погода. Природные катастрофы. Экология.

Английский язык и искусство: Цвета. Фигуры. Художники. Виды искусства. Музеи мира.

Картинные галереи мира.

Английский язык и информатика: Написание электронного письма, поиск в интернете необходимой информации для урока или проекта.

Английский язык и биология: Животные. Тело человека. Болезни и лечение.

Английский язык и география: Англоговорящие страны. Природа  и погода.

Английский язык и музыка: Музыкальные жанры. Композиторы.

Английский язык, история и обществознание: Политические системы англоговорящих стран и России. Правящие династии.

Результатами интегрированного обучения является:

развитие мышления учащихся;

возможность широкого применения учащимися научного метода познания;

комплексный подход к учебным предметам;

повышение качества знаний учащихся;

развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.

В связи с вышесказанным происходит переоценка места, занимаемому учебным предметом «Английский язык». Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».

Формирование метапредметных  результатов – одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Метапредметные результаты должны отражать в себе следующее:

‒ формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; ‒ осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

‒ овладение логикой сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

‒ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ‒ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

‒ использование различных способов поиска — в справочных источниках и в открытом информационном пространстве — сети Интернет;

‒ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

‒ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

‒ определение наиболее эффективных способов достижения результата. ‒ установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; ‒ готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Одним из направлений, реализующих  метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинары, исследовательская  и проектная деятельность.

Элективный курс «Страноведение. Англоговорящие страны» раскрывает различные сферы применения английского языка,  особенности жизни, рода деятельности людей, многих профессий, географии, связанных с необходимостью овладения им.

Основу  обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.

Для того чтобы приобщить учащихся к изучению английского языка на уроках используется проблемный метод обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески, то есть создаются такие условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя.

  1. При чтении страноведческих текстов используется один из способов критического мышления fishbone.
  2. Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки.

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках  размещаются слова или картинки.

На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант – приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Семейная традиция», метатема «Семья и я», учащимися 9 класса актуализируется проблема важности традиций в семье. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают примеры, на нижних – важность и последствия.

Урок по теме «Экология», метатема «Проблема», в 8 классе можно провести в форме пресс-конференции, где учащиеся решают задачи, связанные с проблемами исчезновения некоторых видов животных. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только должны найти пути их решения, но и активизировать знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.

По надпредметным программам можно работать на уроках  по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Таким образом, метапредметный подход необходим в условиях современного стандарта образования, а при изучении английского языка метапредметность не просто необходима, а неизбежна, и этот подход для уроков английского языка приобретает особенную актуальность.

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.