Методическая разработка по литературе “Творчество Н.С. Гумилёва” даст возможность углубленно ознакомиться с биографией Н.С. Гумилёва, его творчеством, особенностями литературного мастерства, темами, проблемами.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: “Творчество Н.С. Гумилёва”
ОУД. 02 Литература
1 курс
специальность Сестринское дело
Форма обучения: очная
Количество часов: 2
Разработчик: Малякина Татьяна Николаевна
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена
на заседании УМО № 1
(протокол № ______
“____” _______ 2020 г.)
Председатель УМО __________
(подпись)
________________ (ФИО)
” _____”___________2020 г.
Камышин, 2020 год
Мотивация проведения мероприятия: дать представление об особенностях поэзии Н.С. Гумилёва; развивать речь, навыки чтения, анализа поэтического текста, обеспечивающие полноценное восприятие произведения; способствовать формированию чувства патриотизма через понимание чувств автора.
Цели занятия:
Учебные: изучение жизни и творчества поэта Н.С. Гумилёва, формирование умения применять в литературном анализе произведения свои знания; аргументировать и формулировать своё отношение к прочитанному произведению; строить речевое высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Обучающийся должен уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Обучающийся должен знать:
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений в русской поэзии конца XIX – начала XX века;
-основные факты жизни и творчества поэта Н.С. Гумилёва.
Цели преподавателя: воспитание нравственной, творческой личности, способной к самопознанию, к саморазвитию через творчество поэта Н.С. Гумилёва, его глубокую лиричность, актуальные жизненные темы.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою Родину,
-формирование убеждённости в возможности использования достижений русской литературы для развития общества и повышения качества жизни; необходимости грамотного применения речевых умений в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления, умению самостоятельно определять цели деятельности, познавательного интереса, развитию коммуникативных способностей.
Формируемые результаты учебной деятельности:
Личностные:
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные:
–умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
-самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслитель мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов;
-знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
-сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества поэта в процессе анализа художественного произведения;
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-владение навыками анализа художественных произведений с учѐтом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные):
– ОУД. 01 Русский язык,
– ОГСЭ. 05 Культура речи в профессиональной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, работа с текстом, проведение опроса.
Применяемые на занятии технологии обучения: информационно-коммуникационные технологии, технология концентрированного обучения.
Применяемые на занятии методы обучения: художественная интерпретация, лекция, справка (биографическая, историческая), беседа – диалогический метод, работа с книгой, пересказ, демонстрация видеофильма с комментариями.
Оснащение: ноутбук, проектор, колонки, портрет поэта Н.С. Гумилёва; тексты произведений Н.С. Гумилёва.
Основные этапы занятия:
1.Оргмомент – 10 минут.
- Проверка знаний и умений – 15 минут.
- Объяснение нового материала – 45 минут.
4.Закрепление материала – 10 минут.
5.Подведение итогов. Выводы – 5 минут.
6.Задание на дом – 5 минут.
Список литературы
1.Ахматова, А. Самый непрочитанный поэт. А. Ахматова / Ж. “Новый мир”, 1990, № 5. – 5 с. Текст: непосредственный.
2.Зинин, И.А. Волшебная скрипка мастера. Образ художника в поэзии и прозе Гумилёва. И.А. Зинин / Ж “Литература”, 2012.- 3 с. Текст: непосредственный.
3.Русская литература 20 века. Практикум. М. / “Просвещение”, 2016. – 39 с. Текст: непосредственный.
4.Русская литература серебряного века. Учебное пособие для школ, лицеев и гимназий. М. / “Про – пресс”, 2014. – 96 с. Текст: непосредственный.
Ход занятия
№ п/п | Название этапа | Описание этапа |
Педагогическая цель этапа
|
Продолжительность этапа (мин)
|
1 | Оргмомент |
Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Инструктаж по охране труда. |
Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса к мероприятию по данной теме, дисциплинирование обучающихся, мотивация. |
10 |
2 | Проверка знаний и умений |
Опрос по знаниям студентов – выполнению домашнего задания: анализ стихотворений: “Моим стихам, написанным так рано…”, “Стихи к Блоку” (“Имя твоё – птица в руке…”), “Кто создан из камня, кто создан из глины…”, “Тоска по родине! Давно…”, “Идёшь, на меня похожий…”, “Мне нравится, что вы больны не мной…” и др. (по выбору студента с характеристикой в форме доклада – выступления. |
Формирование познавательного интереса к данной теме, побуждение к самостоятельной деятельности. |
15 |
3 | Объяснение нового материала |
Преподаватель рассказывает новый материал о жизни и творчестве Н.С. Гумилёва. Героизация действительности в поэзии Гумилёва, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва Стихотворения “Жираф”, “Волшебная скрипка”, “Заблудившийся трамвай” (возможен выбор трех других стихотворений). (Приложение 1). |
Формирование познавательного интереса к данной теме, побуждение к самостоятельной деятельности, помощь в осмыслении действий. |
45 |
4 | Закрепление материала |
Закрепление по вопросам. Проведение рефлексии. Составление синквейна. (Приложение 2). |
Определение уровня усвоения изучаемого материала, выявление слабых мест. Формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами. Выработка умений самостоятельной работы по данной теме. Приобретение практического опыта. Понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
10 |
5 | Подведение итогов. Выводы |
Преподаватель кратко анализирует учебное занятие и дает критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие ответы и указывает на недостаточную подготовленность. |
Стимулирование интереса обучающихся к учебе и ее результатам, использованию дополнительного материала при самостоятельной внеаудиторной работе |
5 |
6 | Задание на дом |
Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах: подготовить анализ (по выбору студента) стихотворения Н.С. гумилёва. |
Обеспечение добросовестного и осознанного выполнения домашнего задания. |
5 |
Приложение 1
В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение “Цех поэтов”, руководителями которого стали Н.С. Гумилёв и С.М. Городецкий. Название кружка указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. “Цех” был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Творчество выдающегося поэта, одного из основателей “Цеха поэтов” стало примером преодоления эстетической доктрины акмеизма. Николай Степанович Гумилёв родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Ранее детство будущий поэт провел в Царском Селе, куда родители переехали после увольнения отца с военной службы. Там он учился в Царскосельской гимназии, директором которой был И.Ф. Анненский. В эту пору завязывается дружба Николая сначала с Андреем Горенко, а затем с его сестрой Анной, будущей поэтессой Ахматовой, которой он начинает посвящать свои лирические стихи. Гумилёв начинает писать стихи с двенадцати лет и помещает в гимназическом рукописном журнале свой первый рассказ. Когда его семья в 1900 году переезжает на Кавказ, он увлеченно пишет стихи о Грузии и о ранней любви. Первое стихотворение Гумилева, напечатанное в Тифлисской газете (1902), носит романтический характер и рисует устремившегося из “городов в пустыню” лирического героя, которого влекут к себе неуспокоенные “люди с пламенной душой” и с “жаждою добра” (“Я в лес бежал из городов…”). Гумилёв начал свой путь в литературе в момент расцвета символистской поэзии. Не удивительно, что в его ранней лирике весьма ощутима зависимость от символизма. Интересно, что будущий акмеист следовал в своем творчестве не за хронологически ближайшим себе поколением младосимволистов, но ориентировался на поэтическую практику старших символистов, прежде всего К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова. От первого в ранних стихах Гумилёва – декоративность пейзажей и общая тяга к броским внешним эффектам, со вторым начинающего поэта сближала апология сильной личности, опора на твердые качества характера. Однако даже на фоне Брюсовской лирической героики позиция раннего Гумилёва отличалась особой энергией. Для его лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой: Гумилёв утверждает приоритет дерзких грез, вольной фантазии. Его ранняя лирика лишена трагических нот, более того, Гумилёву присуща сдержанность в проявлении любых эмоций: сугубо личный, исповедальный тон он оценивал в это время как неврастению. Лирическое переживание в его поэтическом мире непременно объективируется, настроение передается зрительными образами, упорядоченными в стройную, “живописную” композицию. Гумилёв и поэты его поколения гораздо больше доверяли чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилёва – постепенное закрепление именно этого стилевого качества: использование визуальных свойств образа, реабилитация единичной вещи, важной не только в качестве знака душевных движений или метафизических прозрений, но и (а порой и в первую очередь) в качестве красочного компонента общей декорации. В 1905 году в Петербурге Гумилев опубликовал первый сборник стихов “Путь конквистадоров”. Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, “наклоняясь к пропастям и безднам”. Поэт прославляет волевую личность, выражает сою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску – конквистадора, смелого покорителя дальних земель (“Сонет”). Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства: “Как конквистадор в панцире железном, / Я вышел в путь…”. В стихотворении воспевается мужественный поединок со смертью и неустанное движение к намеченной цели. Написанное в форме сонета, оно интересно прославлением смелого риска, отваги, преодоления преград. При этом герой Гумилёва лишен хмурой серьезности, грозной сосредоточенности: он шагает “весело”, “смеясь” невзгодам, отдыхая “в радостном саду”. Но в стихотворении обнаруживается и другая тема, в нем открывается его другой план. Гумилёв относил к “конквистадорам” и завоевателей, “наполняющих сокровищницу поэзии золотыми слитками и алмазными диадемами”. В стихотворении говорится, следовательно, об открытии новых поэтических материков, о мужестве в освоении новых тем, форм, эстетических принципов. Сборник был замечен виднейшим поэтом-символистом В. Брюсовым, который поместил в своем журнале “Весы” рецензию на первый опыт начинающего автора. Этот отзыв, окрыливший юношу, стал поводом для начавшейся активной переписки поэтов, и дальнейший рост Гумилёва в значительной степени определился воздействием В. Брюсова, которого молодой автор называл своим учителем. В 1906 году Гумилёв оканчивает гимназию и затем проводит около трех лет в Париже, где издает журнал “Сириус”, пишет ряд новелл (“Принцесса Зара”, “Золотой рыцарь”, “Скрипка Страдивариуса”) и публикует сборник стихов “Романтические цветы” (1908). В сборнике стихи, посвященные каирским матросам и детям, озеру Чад, носорогу, ягуару, жирафу. Но что особенно важно, поэт учится изображать этих героев своей лирики предметно, объемно, выпукло (“Гиена”, “Жираф”). В. Брюсов, высоко оценивает сборник, что Гумилёва “определенно вычерчивать свои образы”. По возвращении в Россию (1908) Гумилёв поступил в Петербургский университет, активно сотрудничал в газетно-журнальной периодике, основал “Академию стиха” для молодых поэтов. В 1909-1913 годах совершил три путешествия в Африку. В 1910 году он женился на А.А. Горенко. Своё поэтическое развитие Гумилёв продолжил в следующем сборнике “Жемчужина” (1910), – посвященном В. Брюсову. Это тоже книга романтических стихов. Усиливая живописность стихов, Гумилёв нередко отталкивается от произведений изобразительного искусства (“Портрет мужчины”, “Беатриче”), побуждающих его к описательности. Другим источником образности становятся литературные сюжеты (” Дон Жуан”), мотивы стихов символистов (Бальмонта, Брюсова). Нельзя не отметить в сборнике большей упругости стиха, отточенности поэтической мысли, которые потом будут чувствоваться в “Капитанах”. Гумилёв робко намечал пути, которые приведут его к сборникам “Чужое небо” и “Костёр”. В начале 1910-х гг. Гумилёв стал основателем нового литературного течения – акмеизма. Принципы акмеизма во многом были результатом теоретического осмысления Гумилёвым собственной поэтической практики. Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. “Место действия” лирических произведений акмеистов – земная жизнь, источник событийности – деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилёва – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты. От пышной риторики и декоративной цветистости первых сборников Гумилёв постепенно переходит к эпиграмматической строгости и чёткости, к сбалансированности лиризма и эпической описательности. На 1911 – 1912 гг. пришёлся период организационного сплочения и творческого расцвета акмеизма. Гумилёв издал в это время свой самый “акмеистический” сборник стихов – “Чужое небо” (1912). Здесь чувствуется умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы. В книгу вошли стихи поэта, публиковавшиеся в 1910-1911 годах в “Аполлоне”. Надо сказать, что в сборнике по-прежнему ощутимы романтические мотивы. В книге в целом отчетливо сказались акмеистические черты поэзии Н. Гумилёва: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к раскрытию объективного мира, ослабленность музыкального и эмоционального начал, подчеркнута бесстрастность, выразительность описаний, множественность ликов лирического героя, ясный взгляд на мир, адамистическое мироощущение, классическая строгость стиля, равновесие объемов, точность детали. Чтобы поддержать и усилить акмеистическую тенденцию своего сборника, Н. Гумилёв включил в него переводы пяти стихотворений Теофиля Готье. В книгу вошел также цикл “Абиссинские песни”, который показывает, как существенно изменился подход Гумилёва к передаче экзотического мира. Особняком в сборнике стоят поэмы “Открытие Америки” и “Блудный сын”, а также одноактная пьеса “Дон Жуан в Египте”. В сборнике чувствуется очевидный уход автора от российской темы. Впрочем, один из разделов книги Гумилёв посвятил своей соотечественнице Анне Ахматовой, которая в 1910 году стала женой поэта. К семнадцати стихотворениям этого раздела можно добавить еще одно – “Из логова змиева”, которым завершается первая часть сборника. Сборник “Чужое небо” вызвал множество положительных откликов, сделав имя его автора широко известным и принеся ему репутацию мастера. Одной из главных характеристик творчества Гумилёва можно назвать культ мужественного риска, который нашел свое воплощение в его произведениях многих жанров. Это очерки о путешествии в Африку (1913-1914), “Африканский дневник” (1913), рассказы “Африканская охота” (1916) и “лесной дьявол” (1917). С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами. О своём участии в боях поэт рассказал в “Записках кавалериста” (1915-1916). Жизнеутверждающий пафос живет в новом сборнике стихов “Колчан” (1916), вышедшем в разгар первой мировой войны. В сборнике “Костер” (1918), куда вошли стихи, созданные в 1916-1917 годах, поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры. На этот раз он обращается к античному искусству, создавая гимн Нике Самофракийской, находящейся в Лувре, представляя её “с простёртыми вперёд руками”. В этой же книге стихов Гумилёв воссоздает в своем воображении Норвегию, соотнося ее людей и пейзажи с образами Ибсена и Грига; Швецию и её “смятённый, нестройный Стокгольм”. Но здесь же вызревает и русская тема. Многие особенности этого сборника можно обнаружить в стихотворении “Осень”. Закономерно среди стихов о родных просторах, рябиновой осени, “мёдом пахнущих лугов” детства возникают строки об искусстве иноков и озарениях Андрея Рублёва, его иконах и фресках. Революционные события в России застали Н. Гумилёва во Франции. Оттуда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью “Весёлые братья”. В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии, и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности. Возвратившись в 1918 году через Скандинавию в Петроград, Гумилёв энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Он открыто говорил о своих монархический пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране. Он тяжело пережил распад первой семьи, но напряженнейшая творческая работа помогла ему залечить душевную рану. Поэт печатает новую поэму – “Мик” – на африканскую тему, повторно издает ранние сборники стихов, увлеченно работает в издательстве “Всемирная литература”, куда был привлечен Горьким и где заведует французским отделом; сам организовывает несколько издательств, воссоздает “Цех поэтов”, руководит его филиалом – “Звучащей раковиной”; создаёт Петроградское отделение “Союза Поэтов”, став его председателем. Три последних года жизни поэта (1918-1921) были необычайно плодотворны в творческом отношении. Гумилёв много переводит, выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма, издает в Севастополе сборник “Шатёр”, вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга, напечатанная при жизни автора), создает “Поэму Начала” (1919-1921), в которой обращается к философско-космогонической теме. Поэт подготавливает к печати и новый значительный сборник стихов “Огненный столп”. В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера (“Память”, “Душа и тело”, “Шестое чувство” и др.). Название сборника, посвященного второй жене Гумилёва Анне Николаевне Энгельгардт, восходит к библейской образности, ветхозаветной “Книге Неемии”. Среди лучших стихотворений новой книги – “Заблудившийся трамвай”, самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение. Поразительно предсказание Гумилёва “своей” необычной смерти: “И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще…” подтвердилось. 3 августа 1921 года он был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Однако документального подтверждения этого участия в сохранившихся материалах следствия не обнаружено. После гибели поэта вышли его лирический сборник “К синей звезде” (1923), книга Гумилевской прозы “Тень от пальмы” (1922), а много позже – собрания его стихотворения, пьес и рассказов, книги о нем и его творчестве. Не будет преувеличением сказать, что Гумилёв внёс огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. Саянов, Б. Корнилов, А. Дементьев. |
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Николай Гумилев, 1907
Н. Гумилёв вошел в историю прежде всего не как поэт, а как путешественник. Он сам признавался, что занятия литературой для него отступают на второй план перед далекими экспедициями. Тем не менее Гумилёв оставил богатое литературное наследство, он являлся одним из основателей течения акмеистов. В 1907 году поэт вернулся из очередного путешествия в Африку. Свои яркие впечатления он отразил в стихотворении “Жираф”.
Акмеистам было свойственно отражение действительности в максимально кратких и емких словах. Это отчетливо проявляется в произведении Гумилёва. Он обращается к своей неизвестной собеседнице, которая находится в грустном и подавленном состоянии. Для того чтобы развеселить и порадовать женщину, поэт рассказывает ей о своем таинственном путешествии. Этот рассказ сразу же создает волшебную сказочную атмосферу. Гумилёв избегает утомительных и скучных подробностей и деталей. Начальные строки рассказа напоминают древнее сказание: “далеко, далеко”. В центре рассказа появляется главный герой – жираф. Для холодной и несчастной России это животное представляется невиданным сказочным зверем, в существование которого даже трудно поверить. Поэт не скупится на красочные характеристики. “Волшебный узор” на шкуре жирафа можно сравнить разве что с луной. Животное напоминает “цветные паруса кораблей”, его бег – “птичий полёт”. Даже его вечернее шествие в убежище – чудесное зрелище, которое никому не дано увидеть.
Рассказ о жирафе – всего лишь вступление автора. Он утверждает, что привез из Африки множество волшебных историй, которые никому в России неизвестны. Они насыщены чудесами и увлекательными приключениями. Но его спутница никогда не покидала своей страны. Она “слишком долго вдыхала тяжелый туман”, который символизирует русское отчаяние и безнадежность. Это убило в женщине веру и мечты в волшебные страны. Автор начинает рассуждать о безнадежности своей попытки передать собеседнице свои впечатления, так как она даже не способна себе их представить. Этим он доводит ее до горьких слез.
Стихотворение заканчивается тем, с чего и началось. Гумилёв начинает свой чудесный рассказ о жирафе заново.
Произведение “Жираф” показывает, насколько Гумилёв был оторван от России. В родной стране он проводил очень мало времени, которое было занято подготовкой к очередному путешествию. Неудивительно, что все его мечты были связаны с далекими странами, в них попросту не находилось место для своей страны. Его рассказ о жирафе очень красив и своеобразен, но он не может встретить понимания в человеке, который привык к своей природе.
“Волшебная скрипка“ Николай Гумилёв
Валерию Брюсову
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть,-
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу – ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Люди подвержены различным страстям, и Николай Гумилёв знал об этом, пожалуй, лучше других. Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу. Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.
Вопрос о том, что именно представляет собой талант – награду богов или же искушение дьявола – актуален во все времена. Задавался им и Николай Гумилёв, который в 1910 году написал стихотворение “Волшебная скрипка”. Судя по тому, какой смысл поэт вложил в это произведение, он искренне считал: любые страсти, даже если они обусловлены великими идеями и благими намерениями, призваны служить сатане.
С первых строк своего стихотворения автор предупреждает его героя – неискушенного юношу – от соблазна взять в руки самую обычную скрипку. Поэт на собственном опыте знает, как сложно потом будет расстаться с иллюзией собственного превосходства, которая впоследствии способна сломать жизнь каждому человеку.
“Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, что такое темный ужас начинателя игры!”, – предостерегает поэт своего невидимого собеседника от соблазна, уже понимая, что это желать это уже бессмысленно. Он видит, что у юного музыканта “исчез навеки безмятежный свет очей” – первый признак того, что душу одолевают страсти. Потребность в музыке становится настолько сильной, что укротить ее никто и ничто не в силах. “Надо вечно петь и плакать этим струнам, вечным струнам”, – отмечает поэт, прекрасно представляя, какая участь ждет молодого человека, если он откроет для себя мир волшебных звуков, способных заменить ему реальность.
Однажды встав на путь творчества, человек перестает контролировать свои желания. Он становится рабом нот и плачущей скрипки, которая заменяет ему общение с внешним миром. То же самое, по убеждению Гумилёва, происходит и с поэтами, и с художниками, если они по-настоящему талантливы и преданны своему делу. Но автор не желает подобной участи юношу, с которым ведет свой тайный диалог. Ведь страсти еще никого не смогли сделать по-настоящему счастливыми. “И невеста зарыдает, и задумается друг”, – таков финал каждого, кто полностью отдается творчеству. Однако соблазн почувствовать себя богом очень велик, поэтому автор понимает всю тщетность своих попыток уберечь неискушенное создание от того, чтобы встать на опасный путь. “На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ и погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!”, – напутствует поэт героя своего стихотворения, понимая, что убедить его в обратном – то же самое, что и самому отказаться от поэзии.
“Заблудившийся трамвай“ Николай Гумилёв
Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, – конечно тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят – зеленная, – знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
Николай Гумилёв весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден, что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по поводу того, что Россия с ее богатым культурным и историческим наследием отдана на растерзание варварам, которые рано или поздно уничтожат все самое лучшее, что было создано в стране многими поколениями людей. После революции в России, которую так любил Гумилёв, царила сплошная анархия, на фоне которой гражданская война была вполне закономерным явлением. О государственных устоях в тот момент никто не думал – шла банальная борьба за власть, жестокая и беспощадная. Поэтому цензура как таковая в стране отсутствовала, и в 1919 году Гумилёву удалось опубликовать стихотворение “Заблудившийся трамвай”, в котором он обозначил свою гражданскую позицию.
Само название этого произведения абсурдно, так как трамвай, едущий по рельсам, не может заблудиться. Однако автор использует это выражение в качестве метафоры, подразумевая, что таким трамваем является вся страна, погрязшая во лжи, утопических идеях и псевдопатриотизме. При этом поэт отмечает, что для него до сих пор остается загадкой, «как я вскочил на его подножку». Действительно, Гумилёв, по 10 месяцев в году привыкший проводить за границей, совершенно случайно оказался на родине в разгар революции. И тут же стал не выездным не только из-за своих политических убеждений, но и в силу благородного происхождения. Поначалу поэт и не планировал покидать родину, считая, что является очевидцем исторических событий, которые принесут его стране истинную свободу. Однако уже через несколько лет он полностью отказался от иллюзий, осознав, что отныне ему предстоит жить в бесправном государстве, которым управляют вчерашние крестьяне.
Поэтому в своем стихотворении Гумилёв мысленно совершает путешествие в так любимые им страны и понимает, что, даже уехав за границу вряд ли сможет быть по-настоящему счастливым. Воспоминания об ужасах русской революции, голоде, эпидемиях и братоубийстве будут преследовать его даже в самых райских уголках мира, где раньше поэт мог обрести покой и душевное равновесие. В этом стихотворении Гумилёв впервые предсказывает свою скорую смерть, отмечая, что его палачом станет представитель так называемой власти рабочих и крестьян “в красной рубашке, с лицом, как вымя”. Этот факт не особенно беспокоит поэта, который за два года постоянного проживания в России сумел примириться со смертью. Гораздо больше Гумилёва беспокоит то, что от той старой и патриархальной страны, в которой он родился и вырос, уже ничего не осталось.
Неизвестная Машенька, к которой обращается в своем стихотворении “Заблудившийся трамвай“ Николай Гумилев, является собирательным образом той самой дореволюционной России, которую поэт бесконечно любил. Поэтому он не может смириться с мыслью о том, что прошлое невозможно вернуть назад, и с недоумением восклицает: “Может ли быть, что ты умерла!”.
Из этого произведения становится очевидно, что Гумилёв не желает участвовать в фарсе под названием “светлое будущее”, который разыгрывается у него на глазах. Поэтому автор требует: “Остановите трамвай!”. Но это никому не под силу, и поэт продолжает свое безрадостное и бесцельное путешествие, сожалея лишь о том, что «дом в три окна и серый газон», промелькнувшие за его окнами, навсегда останутся в прошлом. Также поэт осознает, насколько дорога ему та, старая Россия. И, обращаясь к ней, он отмечает: “Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить”.
Приложение 2
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н. С. Гумилева?
Ответ: Акмеизм.
2.Дайте определение акмеизму.
Ответ: Акмеизм – (от греч. акте – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – художественное течение среди русских поэтов 1910-х гг. Провозглашал возврат поэзии к материальному миру, реальному предмету, стихии “естества”, к точному значению слова и освобождение стихотворства от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, характерной для символизма. “Земной” поэзии акмеизма были свойственны отдельные проявления, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Идеи акмеизма развивали в раннем периоде творчества Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и др.
3.Кто вместе с Н. С. Гумилёвым руководил “Цехом поэтов”?
Ответ: поэт С. Городецкий.
4.Какие традиции русской литературы развивает акмеизм?
Ответ: Акмеисты создавали свои стихи не за счёт сложных конструкций – их образы ясны, а предложения просты. Но их отличает стремленье к красоте, возвышенности. И именно акмеисты смогли заставить обычные слова заиграть совершенно по-новому “На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme – высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом”.
5.Как вы понимаете высказывание С. Городецкого: “Борьба между акмеизмом и символизмом… есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время.. “
6.Согласны ли вы с мнением литературоведа В. М. Жирмунского: “Гумилёв не воплощает душевной напряженности… в лирической песне, непосредственно отражающей эмоциональность поэта. Его стихи бедны эмоциональным и музыкальным содержанием; он редко говорит о переживаниях интимных и личных, как большинство поэтов “Гиперборея”, он избегает лирики любви и лирики природы, слишком индивидуальных признаний и слишком тяжелого самоуглубления”. Обоснуйте свое мнение.