Методическая разработка урока русского языка

Публикация

Автор публикации: Апанасова Татьяна Григорьевна
ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино м.р. Похвистневский Самарской области, учитель русского языка и литературы


Тема: Определение. Согласованные и несогласованные определения.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.
  2. Научить находить согласованные определения в тексте.
  3. Научить различать несогласованные определения и сказуемое.
  4. Научить заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

Развивающие:

  1. Развивать и совершенствовать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения.
  2. Развивать и совершенствовать умения находить согласованные и несогласованные определения в художественном тексте.

Воспитательные

Воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.

Оборудование: Учебник для 8 класса, карточки с заданиями для групп, карточки для самостоятельной работы каждого ученика.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.

  1. Проверка домашнего задания

Выполнение теста. «Дополнение»

Тест по теме «Дополнение»

 

  1. В каком из предложений нет прямого дополнения?

1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.

2) Учёные доказали существование жизни в космосе.

3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

  1. В каком случае выделенное слово является дополнением?

1) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки.

2) Машины шли медленно из-за снегопада.

3) Моему брату часто приходится ездить на такси.

4) Несмотря на нелетную погоду, самолеты продолжали совершать рейсы.

  1. В каком случае выделенное слово не является дополнением?

1) Больной попросил сестру принести ему лекарства.

2) Тот же самый император Фердинанд пишет королю Густаву письма c просьбой заступиться за Ливонию.

3) Я был занят домашними делами целое утро.

4) Вспоминаю я эту осень очень часто.

  1. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?

1) Голос матери доносится откуда-то издалека.

2) Журнал «Москва» только что опубликовал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

3) Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями.

4) Я думаю, все люди верят в свое «светлое будущее».

  1. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?

1) Меня угощали топленым молоком и уговаривали остаться.

2) Телеграмма была адресована моему двоюродному брату.

3) Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой.

4) Он никогда не думал о потраченном напрасно времени — просто никогда не тратил время впустую.

Ответы:  1. – 4)               2. – 3)           3. – 2)           4. – 2)                    5. – 3)

– Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на доску и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один темнеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)

Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть зимнюю картину так, как ее показал поэт?

 

А вот еще отрывок из стихотворения об осени. Послушайте его:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

– Как вы думаете, а здесь без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)

– Какими средствами художественной выразительности представлены эти  слова? (Эпитеты)

– Что такое эпитет? (Художественное определение)

-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)

Вывод: Вот мы и пришли к теме урока.  Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения. А сейчас давайте вспомним, что мы с вами знаем об определении.

  1. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.

Сформулируйте цель нашего урока. (овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях

Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)

  1. Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.
  2. Научиться находить согласованные определения в тексте.
  3. Научиться различать несогласованные определения и сказуемое.
  4. Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

 

4.Первичная проверка понимания.

Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.

Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (у доски)

 

Согласование – вид подчин.связи, при которой зависимое слово (прилаг., причастие, порядковое числительное, местоимение) стоит в той же форме, что и главное, т.е. имеет тот же падеж, число, а в ед.ч. – тот же род, что и главное слово (обычно существит.). Напр.: русский язык, русского языка, русскому языку, русским языком.

 

Управление – вид подч. связи, при которой главное слово требует от зависимого определенного падежа. Главное слово управляет зависимым (отвечать урок, отвечающий урок, отвечая урок). Наличие предлога между гл. и завис – это управление.

 

Примыкание – вид подч. связи, при которой неизменяемое слово примыкает к главному по смыслу. Зависимое слово может быть выражено наречием (высоко прыгать), глаголом в неопределенной форме (уехали отдыхать), деепричастием (говорить не думая), прилагательным в сравнительной степени (порция побольше)

 

Работа на карточках.

Карточка 1.

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.

 

Проверка по ключу

 

Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад.

Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд.

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив.

– А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.

(Согласованные связаны с существительным способом согласования, а несогласованные – способом управления и примыкания)

– Какой вывод мы можем сделать?

– Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?

  1. 1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
  2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
  3. если да, то это согласованное определение
  4. если нет, то это несогласованное определение.

Итак, справились мы с 1 задачей?

 

5.Первичная проверка понимания.

А) Работа с учебником – упражнение 154, стр.92 (работа у доски)

Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)

Б) Переходим к выполнению 2 задачи.   Работа в группах.

 

Карточка

Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.

– Отрывок из какого текста представлен вашему вниманию (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»). Чего не хватает в этом отрывке? (определений).

– Вставьте где необходимо данные слова и прочитайте получившийся текст:

Комендантского, красивый, казацкий, обшитый галунами, высокая соболья, с золотыми кистями, его сверкающие, казацкие.

(Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его).

Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения

Проверка.

Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).

Итак, выполнили мы следующую задачу?

 

  1. Физкультминутка.

Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.

Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал(р), книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку(н), полосатый шарф(р),  желание хорошо учиться(н) , медлительная походка(р)

 

  1. Выполнение упр. 156.

А сейчас обратимся к упр. 156 и поработаем в парах (1 вариант – первые две строчки, 2 вариант – вторые две строчки).

  1. Первичное закрепление.

А теперь давайте поработаем самостоятельно. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов).

Взаимопроверка (работа в парах)

  1. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

  1. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

ОТВЕТЫ

1.А)  брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами

ОТВЕТЫ

  1. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство

Ключи

Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:

  • 9 – «Молодец»
  • 7-8 – «Хорошо»
  • 5-6  – «Нужно поработать»
  •          Менее «5» – изучи еще раз внимательно

9.Тестирование:

  1. Макароны по-флотски
  2. Кареглазый юноша
  3. Тёмно-синяя туча
  4. Желание учиться
  5. Наш рассказ
  6. Дом в тир этажа
  7. Книга поинтереснее
  8. Закрывшаяся дверь
  9. Третий ряд
  10. Девушка с голубыми глазами

Взаимопроверка:  Н С С Н С Н Н С С Н

10.Развитие речи. А теперь ребята, давайте вернёмся к началу урока и попробуем составить

небольшой текст-описание о зимнем лесе, используя согласованные и несогласованные определения (каждая группа составляет по 4 предложения)

11.Итог урока. Рефлексия.

Утверждения Выполнение
Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.  Помашите рукой
Я знаю, как определить согласованные определения. Оглянитесь назад
Я знаю, как определить несогласованные определения.  Улыбнитесь соседу
Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого. Встаньте
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок. Поднимите правую руку
В самостоятельной работе я допустил ошибки.  Похлопайте в ладоши

12.Домашнее задание:

Параграф 20, упр.  161.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.