Методика формирования системы знаний о рекреационном потенциале города в курсах школьной географии (на примере заволжского района г. Ульяновска)

Публикация
Автор публикации: Сундукова Ольга Викторовна
г. Ульяновск, ОГБПОУ УТПиТ
преподаватель географии

 

Методика формирования системы знаний о рекреационном потенциале города в курсах школьной географии (на примере заволжского района г. Ульяновска)

Изучение ресурсов разных типов, в том числе и туристско-рекреационных, – это основной приоритет российской и местной экономики. Устойчивое развитие региона возможно в том случае, если регион обладает соответствующим потенциалом устойчивого развития, основой для формирования которого являются его ресурсные возможности. Рекреационный потенциал – это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.

Заволжский район г. Ульяновска образован 3 января 1935 года из Заволжского посёлка. 25 февраля 1942 года Заволжский район стал называться Володарским. С затоплением части территории Нижней Часовни — Королёвки, Канавы, Часовни, были переименованы микрорайоны — Нижняя Часовня стала называться Нижняя Терраса, а Верхняя Часовня — Верхняя Терраса. 22 ноября 1958 года административное деление города было упразднено. 23 мая 1962 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 742/5, из посёлков Нижней Террасы и Верхней Террасы, был вновь образован Заволжским район.

Заволжский район г. Ульяновска обладает хорошим природным, культурным, социально-экономическим, историческим рекреационным потенциалом, в представленной главе подробнее остановимся на характеристике  наиболее значимых объектов, при формировании туристической привлекательности.

На территории Заволжского района г. Ульяновска располагается  5 парков отдыха. Они являются излюбленным местом отдыха горожан и гостей города, каждый из который имеет свою историю и привлекательность.

Сегодня на территории района находится 9 культурно-исторических религиозных объектов, которые представлены храмовыми комплексами и мечетями. Как видно из картосхемы (рис.19), что в микрорайоне Нижняя Терраса отсутствуют религиозные объекты. В настоящее время ведется строительство храма Святого Великомученика и целителя Пантелеймона. Никольский храм в слободе Часовая был закрыт в 1933 г. и взорван в 1937 г.  Казанская церковь в слободе Канава закрыта в 1930 г. и переделана сначала в клуб «Аврора», а затем в кинотеатр «Ударник» и затоплена в 1958 г. Мечети являются одними из излюбленных культурных пространств, на базе которых организовывается множество разнообразных событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Ульяновске.

На территории Заволжского района располагаются многочисленные памятники знаковым исторически событиям и известным землякам. При анализе географии памятников на территории Заволжского района г. Ульяновска установлено, что наибольшая плотность данных объектов в Новом городе.

Для познавательного тузима весьма привлекательны музеи района: музей УМЗ (ульяновского моторного завода), музей ЗАО Авиастар, КВЦ (культурно-выставочный центр) «Радуга».

Музей трудовой славы ульяновского моторного завода  принял своих первых посетителей 6 сентября 1984 года, открытие которого было приурочено к 40-летию предприятия. Музейные фонды хранят 4,5 тысяч уникальных экспонатов. Ежегодно музей посещает свыше 3000 человек, проводится более 100 мероприятий, реализуются социально-культурные и образовательные проекты, направленные на пропаганду лучших традиций и опыта, просвещение в сфере машиностроительного производства. Сегодня музей Трудовой Славы Ульяновского моторного завода является одним из ведущих корпоративных музеев Ульяновской области, широко известным за пределами предприятия. Заводской музей неоднократно становился победителем всероссийских культурных фестивалей, участником специализированных выставок и различных мероприятий.

Заволжский район города Ульяновска имеет территориальные различия в уровне развития туристической инфраструктуры, множество кафе, ресторанов и пунктов общественного питания. Также на территории района имеются санаторные учреждения: «Итиль» и «Радон», привлекающие отдыхающих.  Санаторий «Итиль» многопрофильное бальнеогрязеоклиматическое оздоровительное учреждение, расположенное в благоприятных экологических условиях с богатыми природными лечебными факторами: минеральные воды для внутреннего и наружного применения, сапропелевые грязи, ландшафты и климат.

Таким образом, оценка природного, историко-культурного, социально-экономического рекреационного потенциала Заволжского района г.Ульяновска является достаточно сложным процессом. При оценке территории в целях рекреации необходимо учитывать множество аспектов: природные условия, разнообразие и наличие уникальных природных и культурно-исторических объектов и т.д. Уникальное природное и культурное наследие Заволжского района г.Ульяновска  сформировалось в результате влияния разнообразных природных, этнокультурных, экономических и исторических процессов. Среди культурно-исторических памятников рассматриваемого района  преобладают памятники культуры и религиозные объекты.

Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение родного края и накопление краеведческого материала, которое проходит во время учебных экскурсий, наблюдений и практических работ на местности. До вступление ФГОС ООО второго поколения в курсе «География России» в 8 и 9 классах было предусмотрено изучение темы «География своей области». В настоящих реалиях этой возможности нет, поэтому остается руководствоваться  краеведческим принципом преподавания школьной географии.

Процесс изучения рекреационного потенциала своей местности может быть выражен посредством нескольких направлений:

– обучающиеся изучают рекреационный потенциал родного края в ходе активной краеведческой работы исследовательского характера;

– по ходу изучения теоретической части школьного курса географии происходит конкретизация общих географических понятий, связей, закономерностей.

Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений создает также большие возможности, во-первых, для воспитания у обучающихся активного природоохранительного отношения к природе, во-вторых, для познания научных закономерностей развития природы и, наконец, для формирования эстетических взглядов.

Примеры заданий для самостоятельной работы:

Задание 1.

Составить характеристику областного центра и городов районного подчинения, заполнив таблицу «Характеристика городов» (табл.3):

  • название районного центра;
  • название вокзала;
  • расстояние от областного центра в километрах;
  • особенности географического положения;
  • происхождение названия;
  • год образования (указав дату первого упоминания и когда населенный пункт получил статус города);
  • хозяйственные функции города;
  • достопримечательности.

Таблица 3

Характеристика городов районного подчинения

Название районного центра

(вокзала)

Расстояние в кмОсобенность географ. положенияПроисхож-дение названияГод образованияХозяй-ственная функция

Досто

приме-

чатель

ности

Первое упоми-

нание

Статус города  

Задание 2.

Подготовить сообщение о достопримечательностях Заволжского района (по выбору):

1)места, связанные с Великой Отечественной войной;

2)места, связанные с жизнью замечательных людей (поэтов, писателей, художников, композиторов, ученных);

3)места, связанные с садово-парковыми ансамблями, историческими и архитектурными памятниками.

Программой по географии предусмотрен в осеннее и весеннее время обязательный минимум учебных экскурсий. Географическая экскурсия – одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе, ее проведение так же обязательно для учителя, как и проведение уроков.

Во время учебных экскурсий происходит накопление у обучающихся правильных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлений, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географический понятий. Знания о природном рекреационном потенциале своей местности  привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсий в осуществлении краеведческого принципа обучения.

Знания, о горах, водоема, минеральные источники как элементах рекреационного потенциала формируются во время осенней экскурсии. Нами разработаны задания для выполнения в ходе экскурсии в парк «Прибрежный» или парк «40-летия ВЛКСМ».

Задания для выполнения в ходе экскурсии в парк «Прибрежный» или парк «40-летия ВЛКСМ»:

  1. Изучить геологическое обнажение – зарисовать обнажение пластов пород, измерить их видимую мощность, взять образцы пород из каждого пласта.
  2. Измерить относительную высоту местности с помощью нивелира.
  3. Определить крутизну склона.
  4. Определить правый и левый берег реки, среднюю ширину и глубину русла реки.
  5. Выяснить, как влияют слагающие местность породы на формы рельефа.
  6. Выяснить, какая существует связь между слагающими местность породами и глубиной залегания подземных вод.
  7. Выяснить, как используется в хозяйстве земли и воды (реки, озера, пруды, источники) местности, где происходит экскурсия.
  8. Определить скорость течения реки и установить, какая существует связь между рельефом и характером течения реки.

Экскурсию на местное промышленное предприятие в 9 классе  можно заменить экскурсией в музей Ульяновского моторного завода или Музей истории Авиастара, так как экспозиции данных музеев содержат материалы об особенностях производственного процесса на соответствующих предприятий.

Таким образом, в ходе учебной краеведческой работы формируются представления об рекреационном потенциале города.

Дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетаний различных курсов внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Основная цель курсов внеурочной деятельности – личностное развитие и профессиональное самоопределение.

Курс знакомит обучающихся с деятельностью рекреационного хозяйства, рекреационными ресурсами родного края.

Цель курса: на основе физических и социально-экономических закономерностей сформировать представления обучающихся о развитии рекреационного потенциала города Ульяновска.

В процессе освоения программы внеурочной деятельности создаются благоприятные условия для актуализации навыков, необходимых в освоении ряда профессий и специальностей: географ, историк, антрополог, гид-экскурсовод, работник турфирмы и т.д. Воспитывается коммуникативная и краеведческая культура.

Уникальное природное и культурное наследие Заволжского района г.Ульяновска  сформировалось в результате влияния разнообразных природных, этнокультурных, экономических и исторических процессов. Среди культурно-исторических памятников рассматриваемого района  преобладают памятники культуры и музеи. В заключении хотелось бы отметить, что систематическое изучение рекреационного потенциала Заволжского района г.Ульяновска  на уроках географии и во внеурочное время, безусловно, будет способствовать воспитанию обучающихся активного природоохранительного отношения к природе, познанию научных закономерностей развития природы. А это, в свою очередь, имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине. формированию у обучающихся основной общеобразовательной школы.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.