Мое педагогическое открытие

Автор публикации: Павлова Татьяна Аркадьевна
Челябинская область с. Николаевка
МОУ "СОШ" с. Николаевка
Учитель начальных классов

Публикация

«Мое педагогическое открытие»

Каждый молодой учитель мечтает стать авторитетным, видным, запоминающимся. Каждый мечтает открыть свою «Америку» на профессиональном поприще. И я, конечно же, не исключение.

В первый месяц работы , я искала,  пробовала найти то, что заставит моих детей торопиться ко мне на урок, что зажжет интерес в их глазах. На уроках я пробую разные приемы и формы работы, но как же мне иногда не хватает самой малости времени, что бы глубже и ярче раскрыть материал урока.

Для этого я решила подробно изучить технологию проектного обучения в начальной школе и  начала внедрять её на практике.

Она формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

На примере своего урока я хотела бы раскрыть основные этапы педагогической мастерской.

1.В начале урока я создаю мотивационную базу для активной творческой и исследовательской работы, предлагая детям прослушать стихотворение о животных, тем самым наталкивая учащихся на осознание проблемы.  

Подвожу учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока после предварительного обсуждения.

2. На втором этапе мы переходим к работе в группах над мини- проектом. Учащиеся  самостоятельно описывают животных , ориентируясь только на собственные мысли.

После выполнения группового задания, учащиеся рассказывают о животных. Учитель фиксирует высказываемые мысли, не выделяя при этом верные или неправильные суждения.

Предлагаю учащимся рассмотреть иллюстрации животных и найти среди них сходство и различие.

Далее учащиеся работают по плану , изучая  новый  материал. Где они сравнивают внешний вид животных, рассматривают среду обитания, и распределяют животных по типу питания. Такой творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений товарищей, сопоставить точку зрения с мнением других.

Таким образом, мы осуществляем переход от чувств, эмоций к реальным действиям.

Во время уроков в начальной школе я считаю необходимым применять элементы игровой технологии, что позволяет сделать урок увлекательным .

3-4. После совместной работы учащиеся представляют результаты и вместе с учителем делают выводы, закрепляют полученные знания.

На следующем этапе я предлагаю обобщить полученные знания в форме проекта, тем самым получая продукт совместной деятельности. Я предлагаю детям нарисовать запомнившееся животное в его среде обитания и защитить свой мини- проект.

А сейчас я хотела бы подробнее остановиться на технологии проектной деятельности в начальной школе.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».

     Проектная задача  — это задача в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

     В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цель);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

     Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задачи нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это не материальный «продукт» — качественное изменение самого ребенка (группы детей).

     Основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

  • Анализ ситуации. Переформулирование ее в проблему.
  • Установление приоритетов ценностей.
  • Формулирование принципов отбора целей.
  • Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели.
  • Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
  • Выбор средств решения проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.
  • Представление окружающим полученного результата.

     Исходя из сказанного, становится понятным, какую структуру должна иметь проектная задача как прообраз «полноценного» проекта.

     Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

      А что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

     В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата.

     Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала.     Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа описания и представления результатов работы.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов.

Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник.

Информационные — сбор информации, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:

краткосрочные (2-6 ч),

среднесрочные (12-15 ч),

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий — (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.

Необходимо:

— помочь ученикам произвести самооценку проекта;

— оценить процесс проектирования;

— подготовить проект к презентации.

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

 Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK