Мониторинг подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП»
учитель истории и обществознания
МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Важным этапом в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ является мониторинг уровня подготовки учащихся. Правильно построенная система мониторинга позволяет выявить учителю ряд проблемных вопросов, наметить план действий по устранению пробелов, отработать с учащимися задания, которые вызывают наибольшие затруднения, тем самым это может повлиять на повышение качества сдачи экзамена.
Для мониторинга уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации рекомендуется организовать работу по следующему плану: провести актуализацию знаний по кодификатору элементов содержания, отметив в нем вопросы по принципу «знаю», «необходимо повторить», «не знаю»; провести входной контроль (выполнение заданий первой части демонстрационного варианта ЕГЭ в начале учебного года, сентябрь-октябрь); в течение учебного года в ходе повторения материала и систематизации знаний организовать текущий контроль (тематический контроль по разделам курса); провести диагностические контрольные работы (по четвертям или полугодиям).
Рассмотрим особенности организации работы по мониторингу на каждом этапе подготовки. Работа с кодификатором дает возможность как учащимся, так и учителю выявить какие темы требуют более детального рассмотрения и повторения, определить сроки повторения, составить индивидуальный план подготовки. Например, по обществознанию чаще всего наиболее трудными для одиннадцатиклассников бывают разделы «экономика», «политика», «право», именно поэтому рекомендуется начать повторение с этих разделов курса обществознания. По мере повторения, учащиеся отмечают в кодификаторе пройденные темы.
Вторым этапом является проведение входного контроля на основе демонстрационного варианта ЕГЭ, данный вариант можно скачать на сайте ФИПИ, он содержит ключи к варианту. Учителю необходимо после проверки работ составить сводную таблицу выполнения заданий и сделать анализ ошибок (см. таблица 1).
Таблица 1
Анализ выполнения входного контроля по обществознанию
№ | Ф.И. | Часть 1 | Кол-во баллов | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||
1 |
| 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 19 |
2 |
| 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 27 |
3 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 18 |
4 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 24 |
Итого: | 3 | 3 | 3 | 5 | 7 | 6 | 7 | 1 | 6 | 1 | 7 | 4 | 6 | 2 | 6 | 4 | 6 | 2 | 7 | 4 |
|
При анализе выполнения заданий следует обратить внимание на те задания, которые выполнены участниками входного контроля менее чем 50%, именно эти задания требуют основательного разбора, а также следует выявленные «западающие темы» соотнести с кодификатором каждого учащегося, при необходимости внести коррективы в индивидуальный план подготовки (см. таблица 2).
Таблица 2
Индивидуальный план подготовки
Ф.И. ___________________________________
Раздел | № | Тема | Отметка |
Экономика | 8 | Постоянные и переменные затраты | |
10 | Спрос и предложение | ||
Политика | 14 | Конституция РФ | |
Право | 18 | Права и обязанности налогоплательщика |
Например, у выпускников 2018 г. вызвали затруднения задания № 8 (экономика: постоянные и переменные затраты), № 10 (экономика: спрос и предложение), № 14 (политика: полномочия высших органов государственной власти, Конституция РФ), № 18 (право: права и обязанности налогоплательщика). При организации повторения учителю следуют обратить особое внимание на эти темы и задания. Кроме выявленных пробелов, входной контроль позволяет разделить учащихся на группы по уровням, это позволяет организовать эффективную работу (см. таблица 3).
Таблица 3
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
Учащиеся с результатами до 20 первичных баллов | Учащиеся с результатами от 20 до 30 первичных баллов | Учащиеся с результатами более 30 первичных баллов |
Не менее важным этапом в ходе мониторинга является организация текущего контроля. После повторения теоретической части по разделам курса проводятся тематические тестовые практикумы (человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право). Учитель может использовать задания из сборников типовых экзаменационных вариантов, открытого банка заданий ФИПИ, портала «решу ЕГЭ» и др. ресурсов. Следует отметить, что наиболее эффективным является выполнение заданий в печатном варианте для того, чтобы отработать правильность написания ответов.
По окончании четверти или полугодия необходимо провести диагностическую контрольную работу, которая включает в себя все задания контрольно-измерительного материала. Проведение диагностической контрольной работы завершается анализом выполнения заданий (по подобию анализа входного контроля).
Итоги ДКР доводятся до сведения родителей (законных представителей) на родительских собраниях. Важным условием является соблюдение конфиденциальности результатов, каждому родителю выдается распечатка с результатами его ребенка. Рекомендации для учащихся по итогам ДКР должны носить строго индивидуальный характер, без сравнения результатов других учащихся. Анализ результатов должен даваться в динамике и содержать практические советы: на какие темы и вопросы следует обратить внимание, какие задания требуют отработки, а также способы устранения недочетов (методические рекомендации по выполнению заданий, памятки, алгоритмы).
В конце учебного года подводятся итоги по всем проведенным диагностическим контрольным работам и определяется средний балл выполнения (см. таблица 4).
Таблица 4
Мониторинг подготовки к ЕГЭ по обществознанию
№ | Ф.И. | ДКР № 1 | ДКР № 2 | ДКР № 3 | ДКР № 4 | Средний балл | Экзамен |
Средний балл |
Таким образом, разработанная система мониторинга позволяет сделать следующие выводы:
- Анализ выполнения заданий по итогам входного и текущего контроля, диагностических контрольных работ позволяет своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, устранять их, организовывать учителю дифференцированный подход.
- Периодический системный контроль повышает мотивацию учащихся к подготовке к единому государственному экзамену, создает атмосферу честной конкуренции, способствует к стремлению улучшить свои результаты.
- Использование данной системы мониторинга показало свою эффективность, за период с 2015 по 2018 г. наблюдается улучшение результатов сдачи единого государственного экзамена по обществознанию (средние баллы: 2015 г. – 48, 2016 г. – 55, 2018 г. – 59; максимальные баллы: 2015 г. – 65, 2016 г. – 68, 2018 г. – 78).
Литература:
- Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе. М., Дрофа, 2008. – С. 455.
- Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград, Учитель, 2015. – С. 135.