Рекомендации психолога.
Мотивирующий и поддерживающий алгоритм беседы с кадетом.

Ставропольское президентское кадетское училище
Педагог-психолог
Аннотация
Одним из главных методов работы воспитателя во взаимодействии с кадетами является индивидуальная беседа.
Основная задача воспитателя при разговоре с кадетом – это мотивация и побуждение его к определенной деятельности и осознанию важности этой деятельности. В задачи воспитателя не входит оказание психологической помощи кадетам, однако специфика организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении обязывает владеть определенными психологическими знаниями. При возникновении ситуации стрессового характера воспитатель может оказаться единственным наиболее близким кадету взрослым человеком и важно, чтобы он смог казать поддержку своим подопечным. Поэтому предложенные алгоритмы беседы могут быть очень полезными для построения эффективных отношений в системе «воспитатель-кадет».
Методические рекомендации «Мотивирующий и поддерживающий алгоритм беседы с кадетом» будут полезны для практического использования воспитателями Ставропольского президентского кадетского училища.
В основе разработки рекомендаций положен личный многолетний практический психологический опыт работы с детьми и подростками, основные и специальные знание из области педагогики и психологии. Построение беседы по предложенным алгоритмам помогут воспитателям лучше понять своих воспитанников и оказать им необходимую психолого-педагогическую поддержку в любой ситуации.
Мотивирующий алгоритм позволит побудить кадета к действию и выполнению поставленной задачи, просьбы. Найти оптимальные и эффективные пути выполнения этой просьбы.
Поддерживающий алгоритм позволит воспитателю не растеряться и оказать экстренную психолого-педагогическую поддержку своим воспитанникам в любой стрессовой ситуации.
МОТИВИРУЮЩИЙ АЛГОРИТМ БЕСЕДЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С КАДЕТОМ
Цель: сформировать у кадета желание выполнить Вашу просьбу, «экологичное» побуждение к
конкретному действию.
Алгоритм беседы содержит 4 пункта:
- Чётко объясните кадету – что Вы от него хотите.
- Скажите сколько времени потребуется на выполнение просьбы или достижение результата.2. 3.Скажите, зачем Вам это нужно.
- Скажите, что он от этого получит.
Пример: Вам нужно убедить кадета пройти психологическую методику «ВПП», а он отказывается.
- Чётко объясните кадету – что вы от него хотите.
– Кадет Пушкин, Вам необходимо пройти психологический тест, который называется «ВПП».
- Скажите сколько времени на это потребуется. – Это займет 15-20 минут.
- Скажите, зачем это нужно.
– «Я сам проходил, когда поступал в военное училище и получил любопытные результаты. И мне очень интересно, какие результаты будут у тебя и твоих одноклассников, чтобы их сравнить».
- Скажите, что он от этого получит. – «Тест покажет тебе твои индивидуальные особенности и уровень профессиональной направленности к военным специальностям. В добавок к этому, я выслушаю и осмыслю твои идеи по поводу выбора специальности, которую ты хочешь выбрать в будущем».
- Предложите альтернативы в выполнении вашего поручения.
Итогом беседы важно, чтобы стала договоренность в выполнении поручения.
Плюсы и достоинства предложенного алгоритма беседы:
«+» Обращение воспитателя с позиции «Взрослый-Взрослый».
«+» Обозначено время беседы.
«+» Уважительный тон.
«+» Прояснены главные вопросы: «Зачем я это делаю?», «Что это даст тебе?».
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ АЛГОРИТМ БЕСЕДЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С КАДЕТОМ
Цель: оказать кадету психолого-педагогическую поддержку в стрессовой ситуации любого характера.
Алгоритм беседы включает в себя 12 пунктов:
- Озвучьте кадету – что Вы хотите с ним поговорить. Обозначьте, когда и во сколько состоится ваша индивидуальная беседа. Скажите сколько времени на это потребуется. Это займет 20-40 минут.
- Скажите, зачем Вам это нужно (оказать поддержку).
3.Попросите рассказать о случившемся.
- Что чувствовал кадет во время события/случая?
- Что ему хотелось сделать в этот момент?
- Кто был с тобой рядом в этот момент?
- Что ты чувствуешь сейчас?
8.Что ему хочется сделать здесь и сейчас?
9.Чего/кого тебе не хватает? Чего бы хотелось?
- Давай вместе подумаем альтернативные и различные способы выхода из сложившейся ситуации.
- Какой положительный опыт можно извлечь из этой ситуации?
- Скажите, что вы всегда рядом, понимаете его и всегда готовы выслушать и поддержать.
Плюсы и достоинства предложенного алгоритма беседы:
«+» Обозначено время беседы.
«+» Уважительный тон.
«+» Обращение воспитателя с позиции «Взрослый-Взрослый».
«+» Осознание кадетом своих эмоций.
«+» Помощь в разрешении проблемной ситуации, совместном поиске решений.
«+» Оказание кадету психолого-педагогической поддержки в режиме «здесь и сейчас».