Моя начальная школа
Моя начальная школа
Я не буду говорить о той документации, о планировании, которые непременно сопровождают работу классного руководителя. Я буду говорить с вами о повседневной жизни с детьми, о том, как формировать комфортные взаимоотношения между вами и ними, как стать близкими, как расположить к доверию и детей и их родителей. Поверьте, если вы выбрали эту профессию по душе, то у вас непременно всё получится. Итак, начинаем путешествие в школьную страну – чудесную и непредсказуемую.
Первые дни
Первое сентября. Самое первое для детей и родителей, а, возможно, первое и для вас. Только спокойствие. Вы всё продумали: кабинет готов, оформлена доска, разложены на парты учебники, будет звучать музыка. Вы красивая, улыбчивая, доброжелательная. Именно такой хотят видеть вас дети, а ещё больше родители ваших первоклассников. И вот вы стоите у стола. Очень много людей, смотрят на вас, волнуются о том, хорошо ли будет их ребёнку с вами – ведь они доверяют вам самое дорогое на долгие 4 года. Так вот, всё будет зависеть от вашей уверенной доброты, именно уверенной. Вы должны быть уверены в том, что вы всё делаете правильно, что вы хорошо знаете своё дело. А родители должны быть уверены, что ребёнку в этом классе, с этим учителем, в первую очередь, ничего не угрожает, что ему здесь будут рады как дома, и, конечно же, он получит те знания и умения, за которыми они (родители) его привели. Сейчас много материала для проведения любого мероприятия, не будем на этом останавливаться. Идём дальше.
Они чужие вам, а вы – им. Что делать?
Как узнать детей и их родителей задолго до 1 сентября? Есть такая возможность: «Школа будущего первоклассника» и родительское собрание (организационное). Если в вашем образовательном учреждении проходят такие занятия, вы можете ближе познакомиться с детьми. А на организационном родительском собрании провести анкетирование и узнать о родителях и детях всю необходимую для работы информацию. Анкеты тоже есть в интернете. Но… обязательно уточните, кто из родителей и какую помощь может оказывать (проведение праздников, грузоперевозки, оформление, сопровождение, фотосъемка и т.д.) Желательно сразу оговорить некоторые деликатные моменты. Например, не советую давать номер своего телефона всем родителям и создавать общую группу в чате. Объясню, почему. Во – первых, у вас есть своя жизнь и своё информационное пространство. Вы не обязаны быть на связи 24 часа в сутки. Во – вторых, у каждого ребёнка есть свой телефон для связи с родителями. Этого достаточно. И, потом, это отвлекает от работы. Сделать можно следующее: назначаете день для консультаций, родители могут приходить к вам с любым вопросом. Далее, вы выбираете доверенное лицо из родительского комитета (или просто из родителей) и ему оставляете свой номер телефона («на всякий случай»). То же самое с группой в чате. Вы, как классный руководитель, отправляете своему доверенному лицу необходимую информацию (об участии в олимпиадах, о мероприятиях на каникулы, различные объявления), а ответственный родитель публикует информацию в чате. Очень удобно. Проверено. Работает.
Родительское собрание
Каждое родительское собрание – это встреча друзей, а не чтение нравоучений. Почему некоторые молодые коллеги сетуют на то, что количество родителей от собрания к собранию заметно уменьшается? Потому что скучно, однообразно, не информативно. На каждом собрании родители хотят узнавать что – то новое, то, что их волнует, то, чем они обеспокоены. Если их желание – найти ответы на свои вопросы- не удовлетворяют, они перестают посещать такие собрания. Нужно работать и в этом направлении на опережение. На первом родительском собрании узнайте, какие вопросы их волнуют, о чём-бы они хотели узнать, какие советы получить от вас, как от профессионала. Рекомендую изредка демонстрировать видеоролики разного направления: о капризах детей, о взаимоотношениях с пожилыми членами семьи, о привыкании к компьютеру и другим гаджетам, о ЗОЖ, показывать социальные ролики – родители активнее включаются в разговор. И они, и дети чувствуют, какое к ним отношении – искреннее или «как положено по статусу». Следующий мой совет касается обратной связи с детьми и родителями в плане поощрений. У меня нет общего чата с родителями, но у меня есть группа в Контакте. Она – как доска Почёта, предназначена для того- чтобы отмечать успехи ребят, выставлять фото творческих работ, грамот, медалей, кубков. Естественно, всё сопровождаю комментариями: кто и за что получил очередную награду. В этой же группе я поздравляю с различными праздниками, помещаю фото и видео с мероприятий, с уроков открытых и обычных. Ведь это память о начальной школе. Ещё было бы хорошо вести свой Ютуб-канал, современным детям это нравится, когда учитель с ними на «одной волне»:
Мои ребята –моё продолжение
Будьте с детьми искренними! Я постоянно это говорю. Не скрывайте своих эмоций. Ведь вы обещали быть для них «второй мамой», а мамы не скрывают от детей смех и слёзы. Найдите на уроке время для шутки и серьёзного разговора: наука не убежит, а вот важный эмоциональный момент- закладка на всю жизнь, может улетучиться. Надо учиться чувствовать этот момент, когда и какое слово «посеять», чтобы взошли «нужные плоды» не только знаний, но и нравственности.
Советую чаще покидать стены школы и ходить с детьми, в первую очередь, по родному городу: показывать свои любимые места, стараясь меньше говорить самим и больше слушать детей, им (большинству) этого так не хватает дома. Спрашивайте о том, какие у них воспоминания о летних каникулах, о прочитанной книге, о домашнем питомце, о младшем брате или сестричке. А вот говорить им нужно о том, как они нужны своим родителям, как их любят, как на них надеются.
Одним словом, сейте доброе, и оно с годами прорастёт в ваших детях!