Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Публикация

Автор публикации: Кучеренко Светлана Витальевна
пгт Светлополянск Верхнекамского района Кировской области,
МКОУ СОШ п. Светлполянск учитель русского языка и литературы

 

Мастер-класс:

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Анализ текста. Формулировка проблемы».

 

 Дополнительные материалы: раскраска с изображением рыбки, иллюстрация к стихотворению А. Барто «Наша Таня громко плачет»

Начиная работу над подготовкой к экзаменационному сочинению, мы знакомим ребят со структурой работы. Во вступлении я советовала ребятам задавать проблемный вопрос, а упоминать о самой проблеме в начале первого примера: «Может ли лучший друг пойти на предательство? Каково это, когда тебя предаёт человек, которому ты доверял больше всех? Именно эти вопросы возникают при чтении текста М.Г. Худякова.

Раскрывая проблему предательства лучшего друга, автор повествует нам историю двух друзей».

Ещё пример для начала сочинения с реального экзамена в 2020 году по тексту Н.Я. Москвина о войне: «Каждому знакомо слово «семья». Оно одно из самых важных в жизни человека. Семья – это круг самых близких людей, которые любят друг друга, помогают, ценят. Какими же должны быть взаимоотношения в семье? Как мужчина должен относиться к своей жене и детям? Такие вопросы возникают при чтении текста Н.Я. Москвина, русского советского писателя.

Чтобы привлечь внимание к проблеме семейных взаимоотношений, автор рассказывает нам о Михаиле и Софье Васильевне, в семье которых близкие люди с теплотой относятся друг к другу».

Так как же определить проблему текста? В прошлом году у нас была настоящая проблема с проблемами, прошу прощения за тавтологию.

Что такое проблема? Это вопрос, который волнует автора. В центре любого текста  человек и его отношение к обществу, природе, войне, культуре, языку и речи,  его взаимоотношения с другими людьми.

С чего начать?

– С вдумчивого чтения текста, конечно. Определяем, о чём текст.

– Далее разбиваем текст на три части, как советовал Аристотель (в начале, потом, в конце)

Определяем героев, ищем противопоставление. Оно есть, скорее всего. Либо 2 персонажа противопоставлены друг другу, либо герой противопоставлен сам себе. Кстати, часто бывает ещё и сопоставление героев или ситуаций. Проследим за героями (или за героем) на протяжении всего текста. Здесь очень полезно составление логографа, особенно в начале работы с текстом, когда мы только-только пробуем писать сочинение: Кто он, герой? Какой он? Что делает? – расписываем по каждой части, потом понимаем, кто нормативный герой, кто ненормативный, какие между ними отношения, на чьей стороне автор

– Определяем кульминационный эпизод, часто он бывает в самом конце.

– Учитывая тему текста, опираясь на кульминацию, формулируем главную мысль в виде простого короткого предложения: что же хотел сказать автор?

– Задать вопрос к главной мысли, используя слова-помощники: должен, нужно, надо, как

Потренируемся на примере стихотворения Агнии Барто «Наша Таня громко плачет». Мы его проанализируем и напишем сочинение. Ребята записывают стихотворение, потом мы работаем.

  • Кто представлен в этом тексте? Таня со слезами и рассказчик. Не автор и не лирический герой, а именно рассказчик.
  • Что делает Таня? Таня плачет.
  • Что делает рассказчик? Утешает.
  • Что делает автор? Наблюдает.

Автор показывает, что «Таня громко плачет» – это пример, а не пояснение.

Автор показывает, что девочка огорчена: «Наша Таня громко плачет» – это уже и пример, и пояснение.

По мере развития авторской мысли мы замечаем, что за ситуацией наблюдает рассказчик. Автор подчёркивает желание рассказчика успокоить девочку: «Тише, Танечка, не плачь».  По мнению рассказчика, эта ситуация не столь трагична: «Не утонет в речке мяч!» – и это уже 2 пример с пояснением.

Противопоставляя отношение героев к сложившейся ситуации, автор подводит читателя к важной мысли: не стоит расстраиваться из-за пустяков – это связь между примерами

  • На чьей стороне автор?

Рыдать из-за мяча не стоит – это авторская позиция

  • Итак, формулируем проблемный вопрос: Нужно ли принимать близко к сердцу мелкие неприятности?
  • Можно сформулировать так: Проблема отношения человека к неприятностям.
  • У нас получилось почти законченное сочинение, не хватает только собственного мнения и заключения, которого может и не быть.

Нужно ли принимать к сердцу мелкие неприятности? Именно этот вопрос возникает при чтении стихотворения Агнии Барто «Наша Таня громко плачет»

         Размышляя над проблемой отношения человека к неприятностям, автор показывает, что девочка огорчена: «Наша Таня громко плачет».

         По мере развития авторской мысли мы замечаем, что за ситуацией наблюдает рассказчик. Автор подчёркивает желание рассказчика успокоить девочку: «Тише, Танечка, не плачь».  По мнению рассказчика, эта ситуация не столь трагична: «Не утонет в речке мяч!»  Противопоставляя отношение героев к сложившейся ситуации, автор подводит читателя к важной мысли: не стоит расстраиваться из-за пустяков.

         Автор считает, что не стоит расстраиваться из-за пустяков. Мелкие неприятности смогут испортить нам жизнь, если мы будем обращать на них внимание.

         Я полностью согласна с мнением автора. У Павла Нилина, русского и советского писателя, сценариста и публициста, есть рассказ, который так и называется «Мелкие неприятности». Работая таксистом в Москве, рассказчик случайно встретил своего старого знакомого, который спас его от голода во время войны. Всё это оказалось не совсем так: на умирающем от голода мальчишке Фёдор Прокопьич продегустировал мясо заболевшей свиньи. Но это были не все неприятности: в таксомоторном парке начали его прорабатывать, что машину свою он беспризорной после работы оставляет. Но герой не отчаивается, справедливо считая, что нельзя же прожить без мелких неприятностей. Хотя я бы не сказала, что у героя они мелкие. Всё, что касается войны, не может быть мелким. Тем не менее, рассказчик очень оптимистично смотрит на жизнь, чего не хватает маленькой девочке из стихотворения А. Барто.

 

 Вот такое сочинение у меня получилось, в нём без вывода более 150 слов.

  • Когда сочинение написано, все его составляющие необходимо сверить с тезисом. Мы задали вопрос. Нам необходимо на него ответить. Главное слово тезиса должно повторяться, его можно заменить синонимом. На примере детского стихотворения легко проследить все структурные элементы сочинения.

Потренироваться в формулировке проблемы можно ещё и так. Я давала ребятам раскраску рыбки и предлагала раскрасить. Когда они показали свои раскрашенные рыбки, я им показала свою, красную, и сказала: «Рыбка должна быть красной». Конечно, они спросили меня, почему. Я ответила, что повешу картину с красной рыбкой у себя в комнате, потому что она будет гармонировать с цветом штор и рисунком на обоях. А потом задаю вопрос ребятам, почему они своих рыбок раскрасили именно так? Получается, раскрашивая, они решали проблему: какого цвета должна быть рыбка?  Это проблема выбора цвета. В результате у нас получился проблемный вопрос, но на него мы должны дать ответ, то есть аргументировать. Все наши ответы с союзом ПОТОМУ ЧТО – это аргументы.

Ещё один пример: эта рыбка должна жить на воле. Сформулируйте проблемный вопрос.

  • Где должна жить рыбка? (Проблема места обитания рыбки. Это может быть аквариум, это может быть воля. То есть позиций должно быть две.)
  • Знание может быть правильным и неправильным, мнение должно быть аргументировано
  • Есть ещё один лайфхак для определения проблемы, ребятам очень нравится его использовать: это задание 26 на ЕГЭ по русскому языку. У некоторых моих ребят в экзаменационной работе так и было написано: «Раскрывая проблему русского национального характера…»
  • Весь прошлый год я провела, слушая вебинары сайта «Могу писать». Все эти находки не мои, но я с удовольствием ими воспользовалась. Очень, кстати, понравился вебинар, на котором разбирали текст Анатолия Алексина «Запомни его лицо». Там показаны как раз взаимоотношения нормативного и ненормативного героев.
Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.