Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА

Публикация

Аминов Рустам Ахатович

Коммунальное государственное учреждение “Средняя школа-лицей №2 ” отдела образования г. Кокшетау

Детский рисунок, процесс рисования — это

частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на

бумагу что-то из окружающего мира,

а живут в этом мире, входят в него как

творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.А. Сухомлинский.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.  Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:нравственных чувств  (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),нравственного облика (терпения, милосердия, доброты),нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви)нравственного поведения  (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности,  доброй воли). Воспитательные возможности через творчество. В чем они? Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство – дух окрыленной жизни, низкое – дух жизни злобной. Нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации казахстанского общества. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Республики Казахстан. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Казахстан, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа¸ человечество.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима  интегративность всех программ нравственного развития личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы  морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития казахстанской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества,  его эстетические взгляды и суждения являются показателями   его духовно нравственного развития. Творческая  деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и  эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:Восприятие (потребление искусства);Эстетические знания (искусствознание);Художественная деятельность.

Совместная творческая деятельность способствуетформированию у учащихся  эстетического, эмоционально-ценностного виденияокружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого воображения,положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,понимать и ценить художественное творчество других. Не это ли отмечается вбазовых ценностях нравственного развития? В процессе совместной деятельности на урокахизобразительного искусства и трудового обучения ученики приобретают опытэстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнеепротекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями иумениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опытучастника общения. Богаче становится духовный мир ученика.

Учащимся  очень нравится работать коллективно. В данном виде творчества развиваются общечеловеческие ценности. А это и есть духовно – нравственное развитие учащихся. У кого-то открываются лидерские способности, и, ребята, сами того не замечая, тянутся за этим лидером. Вы сами знаете, как сложно бывает назначить кого – то главным, что бы все остались довольны. Здесь данной проблемы нет. Духовно-нравственное воспитание  школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения в данном случае на уроках ритмики рисования и трудового обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Являясь учителем художественного труда, я стараюсь прививать в своих учениках эти качества. Донести до детей значение слова «нравственность» лучше всего через творчество самих же учеников. В нашей школе-лицее №2  все дети занимаются различными видами творческой деятельности, будь то пение, танцы, рисование или декоративно прикладное искусство.Работая в этой школе, я убедился, что наши учащиеся- дети с большими возможностями. Каждый учитель ежедневно отдает частичку своего сердца. Мы стараемся показать и рассказать о мире, в котором мы живем. На уроках по художественному труду дети знакомятся с многоцветием палитры и красотой окружающего мира через акварельные краски и цветные карандаши, творчество детей проявляется через  кропотливо сшитую сорочку или фартук,  созданные своими руками разделочные доски с выжженными на них рисунками.  Всё перечисленное-всего лишь крупица из того, что они могут сделать. Наши дети нередко принимают участие в различных  флешмобах, благотворительных акциях, где через танцы, песни и изобразительное искусство демонстрируют своё творчество, тем самым проявляя чувство патриотизма, добра и уважения к окружающему нас миру.. Из  педагогической практики я заметил, что во время творческого процесса  большинство детей становятся усидчивыми. Такое понятие, как «дружба» для наших детей не пустой звук. Наши ребята очень общительные и коммуникабельные, они с огромным удовольствием общаются со своими сверстниками из других школ и колледжей нашего города. С огромной ответственностью вместе с учителем трудового обучения они выкраивают и шьют концертные костюмы, воспитывая в себе эстетические качества. Хочется отметить, что нравственное воспитание – это  стремление воспитать в каждом ученике Личность, умение самостоятельно пополнять свои знания и применять их в новой обстановке. Нравственность учит ребят быть честными и чуткими, доброжелательными по отношению друг к другу,  ко всем окружающим

Подводя итоги работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами  творческой деятельности, художественно – эстетического воспитания, использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся. В художественно эстетическом развитии наших детей должна быть положительная динамика. При соблюдении всего перечисленного, стараюсь свои уроки проводить интересно и творчески. Таким образом, на уроках по художественному труду духовно- нравственное развитие происходит параллельно с развитием творческих способностей у детей, а именно: духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с  помощью  средств художественно-эстетического направления.

Список используемой литературы

1 Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства

 В. И. Колякина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002.- 176с.

  1. Неменский Б. М. Изобраз.ительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.
  2. Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
  3. Медушевский В.А. Духовно – нравственное воспитание средствами искусства
  4. В. А. Медушевский // Искусствр в школе. – 2009. – №1. – С.50 – 52.
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK