Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051

О повторении изученного по теме
"Имя существительное"

Публикация

Автор публикации: Железнова Елена Анатольевна
ЯНАО МБОУ Газ- Салинская средняя общеобразовательная школа
Воспитатель, учитель русского языка и литературы

 

Урок  русского языка  в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе. (Железнова Елена Анатольевна)

Тема урока: Письмо.

 

 

Пояснительная записка.

Данный урок рассчитан на два учебных часа, легко вписывается как в факультативные занятия по русскому языку, так и  в программу уроков развития речи в 5-ом классе по теме «Письмо». Тип урока: ввод новых знаний.  Данный тип урока позволил применить групповую и индивидуальную форму учебной деятельности, которая помогла успешно осуществить дифференцированный подход для разных групп учащихся с разным уровнем усвоения материала.  В ходе урока  учащиеся заполняют карточку личного контроля, которая представляет собой построение индивидуальной  траектории усвоения знаний. В  качестве функции контроля была проведена практическая работа, цель которой определить  степень первичного усвоения  материала на этом уроке. На уроке была использована презентация  Power Point

В методической разработке урока использована базовая модель технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Эта педагогическая технология широко известна в России с 1997 года. Одно из основных положений РКМЧП – следование трём фазам (или стадиям): Вызов-Осмысление новой информации  (Смысловая стадия) – Рефлексия (или Размышление). Первая стадия-Вызов, на этом этапе актуализируются имеющиеся у учащихся знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели и задачи изучения новой информации. Вторая стадия-Осмысление содержания новой информации, материала, понятий. Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причём текст понимать следует  достаточно широко, это может быть материал параграфа, дидактический материал, дополнительные источники информации, речь (рассказ, лекция) учителя, видеоматериалы и др. Третья стадия- Размышление или Рефлексия, где учащиеся осмысливают новые знания, формируют своё личное мнение и отношение к изученному материалу. Все три фазы на уроке необходимо соблюдать, так как такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия.  Технология критического мышления предлагает определённые методы, приёмы и стратегии, объединяющие приёмы учебной работы по видам учебной деятельности. Существуют конкретные приёмы и методы для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии.

В разработке урока по теме: «Письмо» на этапе вызова использован приём наблюдение, приём смысловых ассоциаций, словарная  работа; на стадии осмысления – работа с текстом, погружение в вымышленную ситуацию, лингвистический практикум; на этапе рефлексии-эссе «Что нового я узнал  на уроке».

Тема урока: Письмо.

Цели урока:

Образовательная. Познакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая. Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки  критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).

Воспитательная. Воспитывать уважение к ценностям родного языка.

Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

Ход урока

  1. I. Организационный этап «Минутка приятных воспоминаний»

– Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – распределились по группам, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Итак, мы начинаем урок.  Открыли тетради, записали число,  классная работа, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

  1. Проверка домашнего задания.

-Зачитайте предложения, составленные дома, назовите обращения.

-Как вы их выделили на письме?

-Для чего  обращение служит в речи?

 III. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения.  («Стадия вызова». Актуализация знаний учащихся)

1.Знакомство с текстом

– Ребята, вашему вниманию предлагается текст (слайд №1)

 

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

Любящий тебя сын.

  1. IV. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
    Эвристическая беседа.

– Можно назвать эту запись текстом? Назовите  признаки текста.

– К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?

– К какому жанру вы отнесёте этот текст? (Перед вами письмо Н.А.Островского к            своей матери).

– Какие особенности жанра письма вы увидели?

– Каким чувством проникнуто это письмо? (Письмо полно заботы, тепла и ласки)

– Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?

  1. Метод смысловых ассоциаций.

            Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Запишите  ассоциативный  ряд к этому слову в  тетради. Назовите свои ассоциации.

Ряд наиболее часто  встречающихся слов записывается на доске.

ПИСЬМО→текст→рассказ→сообщение→информация→исповедь→известие→послание →приглашение→просьба→поздравление→благодарность→ общение →мысль

Прокомментируйте свои ассоциации. Почему эти слова так  часто звучали в ваших ответах?

  1. Словарно-лексическая работа.

-Что такое письмо? (Ответы учащихся)

(слайд №2).

ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4. Манера художественного изображения.

(С.И. Ожегов  и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

– Что вы заметили? Однозначным  или многозначным является это слово?

– Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету) (слайд №3)

– Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

– Как вы думаете, какими были первые письма? ( ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – опережающее задание:  подготовленный ученик рассказывает об истории письма).

  1. Формулирование темы и запись в тетради.
    – Ребята, давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока. Как же она будет звучать?  (Ответы учащихся)

Запись на доске и в тетради.

Письмо. (слайд №4)

Вернёмся к определению слова «письмо» (слайд №2). Какое из них больше подойдёт к нашему сегодняшнему уроку? Запишите определение в тетрадь.

  1. VI. Целеполагание.

– Итак, тема нашего урока: «Письмо». А как вы думаете,  что нам необходимо знать  о письме и чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)

– Писать письма – большое искусство, которому надо учиться с детства. Сегодня мы сделаем первый шаг в обретении этого умения.

Обратите внимание на следующий слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос:

– Что нам необходимо знать о письме и чему мы  должны научиться?  (слайд №5)
А получиться это у нас или нет, мы узнаем в конце урока.

VII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их  с таблицей, выведенной на экран. («Стадия осмысления нового материала»)
1. Беседа. (Особенности написания письма).

– Письмо. Существует ли  сейчас это средство общения? В какой форме?

– А как вы думаете, есть ли правила написания письма?

– Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

Несомненно, когда есть быстрая связь – это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся) (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 – опережающее задание: подготовленный ученик рассказывает о современных средствах общения)

– Ребята, можно ли письмо назвать документом? ( Да, можно)

– Действительно, любое письмо – это документ. Скажите, а документы составляются как угодно или по определенному плану? (Документы строятся по определённому образцу)

– А как построено письмо? Из каких частей оно состоит?

– Давайте вернёмся с вами к письму, с которым познакомились в начале урока. Посмотрите ещё раз на него внимательно, обсудите в группах и сделайте вывод о композиции письма: как построено письмо, из каких частей оно состоит?

Готовность группы покажете сигнальной карточкой. (Ответы учащихся из каждой группы)

Давайте обратимся к слайду №6  и посмотрим, правильные ли выводы вы сделали.

  1. Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме (слайд №6)
Основные части письмаСодержаниеРечевые формулы
Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4. Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(Post Skriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

Слово учителя. Итак, мы с вами успешно прошли  первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 1 ЭТАП.
(Я знаю все  композиционные части письма и речевые формулы, используемые в письме)

– Обратимся к анализу  частей.

Обращение к адресанту задает тон всему письму. Поэтому обращение может быть дружеским, официальным, фамильярным. По нему мы судим об отношении пишущего к адресату.

. VIII. Организация первичного узнавания и определения тона обращения.

Слово учителя. Обратимся к анализу  частей. Обращение к адресанту задает тон всему письму. Поэтому обращение может быть дружеским, официальным, фамильярным. По нему мы судим об отношении пишущего к адресату.

Цель – научиться определять тон обращения. Мы с вами назвали основные  композиционные части,  а сейчас попробуем определить тон обращения. Работаем в группах. В каждой группе свой вариант. (Обсудите в группе, готовность  покажете сигнальной карточкой).

  1. Задание по группам (слайд №7)

Определите тон обращения:

1 группа. Дорогие немецкие друзья! Пишет вам Лена Петрова (дружеское).

2 группа.  Уважаемый товарищ Смирнов! Просим Вас… (официальное).

3 группа. Привет, Слон! Пишет тебе твой друг Фока (фамильярное).

  1. Творческая работа «Пишу письмо маме»

Слово учителя. Письмо (послание)- слово, которое пришло в наш язык из греческого, – эпистоле (epistole). В литературе написание письма относится к эпистолярному жанру. В  обычной жизни письма – это  индивидуальная форма общения, своеобразное выражение личного мировосприятия, которое мы передаём своим близким людям.

– Писали ли  вы когда- нибудь письма? Кому они были адресованы?

В течение  пяти минут напишите  письмо своей маме. (Учащиеся по желанию читают свои письма вслух)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 2  ЭТАП.

 (Я умею определять тон обращения и писать основную часть письма)

  1. Словарная работа.

Запишите в словарик слова: конверт, фамилия, инициалы, почтальон, улица, привет, индекс, область, район, город, село, здравствуй, адресат, адресант. (слайд №8) Значения каких слов вы не поняли?

  1. IX. Организация работы с конвертом.
  2. Правила заполнения конверта.

-Дома вы прочитали рассказ А.П.Чехова «Ванька». Расскажите, о чем написал мальчик в письме дедушке? Как вы думаете, будет ли рад дедушка, получив письмо от внука? Дойдет ли когда-нибудь письмо Ваньки до адресата?  Каким образом письма попадают к месту назначения?

-Чтобы  вам, ребята, никогда не пришлось  оказаться в такой же ситуации, как Ванька, давайте поучимся правильно оформлять конверт.

-Что обязательно указывается на конверте?

– А что ещё необходимо, чтобы письмо дошло до адресата?

  1. Практическая работа. Заполнение конверта (слайд №9)

Задание. Придумать адрес, по которому жил дедушка Ваньки и заполнить конверт (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4; образец – на слайде №11)

ИЛИ

Задание. Заполнить конверт, в котором вы отправите написанные мамам письма (Смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ №4 или слайд №11)

На столе у каждого лежит конверт, который учащиеся заполняют самостоятельно, затем организуется взаимопроверка в группах. (В группе назначается ответственный ученик – эксперт)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 3  ЭТАП.
(3 этап –  Я знаю правила заполнения конверта и умею его подписывать)

  1. X. Рефлексия.

1.Вспомните всё, о чём шла речь на уроке, и напишите письмо учителю на тему «Что нового я узнал на уроке» (это пятиминутное письменное задание помогает учащимся подытожить свои знания по теме и даёт учителю представление о восприятии темы школьниками).

Через пять минут три- четыре ученика читают работы вслух, по мере необходимости им могут быть заданы одноклассниками вопросы.

  1. XI. Организация объяснения домашнего задания. (слайд №12)

1.Напишите письмо тому,  кому сочтёте нужным (это может быть письмо  своей семье, другу, подруге, солдату в армию, президенту, губернатору, мэру,, герою фильма, мультфильма  или любимого  произведения  и  т.д.)

ИЛИ

  1. Учитель раздаёт письма, в которых указано домашнее задание (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

Здравствуй, (имя уч-ся)!

Надеюсь,тебе понравился сегодняшний урок  и ты многое узнал и многому научился .Я рада , если это так.

Давай помечтаем и  представим, что письмо от Ваньки из рассказа А.П. Чехова все же дошло до  его дедушки Константина Макарыча. Как ты думаешь, что бы дедушка ответил? Напиши от его имени письмо внуку  Ваньке. Не забудь подписать правильно конверт.

Желаю удачи!

Учитель русского языка  Митюшкина Т.В.

Р.S.Образец адреса см. в рабочей тетради.

XII. Оценивание результатов работы на уроке.

 

P.S. ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТОЧКИ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 4 ЭТАПА

(Результаты  написания письма и оформления конверта) Заполняет учитель после проверки домашнего задания, то есть через урок проводим работу над ошибками. Сопоставляются результаты работы на уроке согласно выстроенной учениками траектории с результатами оформления и написания письма. Совпали результаты или нет? Обращается внимание на недоработки.

 

 

 

 

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.